Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ предприятия и анализ его ассортиментной политики. И на основе проведенного анализа предложение мероприятий по улучшению ассортиментной политики.
Задачами курсовой работы является, прежде всего, оценка деятельности торгового предприятия, матричный метод анализа ассортимента предприятия, оценка ассортимента, предлагаемого предприятием, оценка рейтинга магазинов предприятия и на основе этого анализа предложение мероприятий по улучшению оптимального развития производственного ассортимента.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АССОРТИМЕНТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие ассортимента торгового предприятия
1.2. Показатели торгового ассортимента
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика торгового предприятия
2.2.Анализ ассортимента торгового предприятия
2.3. Матричный метод анализа ассортимента предприятия
2.4. Рейтинговая оценка магазинов предприятия
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАОТ «ЦЕНТР»
3.1. Введение кафетерия
3.2. Проведение промо-акции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПРИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
По данным табл.1.3. видно, что выручка от реализации продукции в 2002 году уменьшилась на 40% , а в 2003 она увеличилась на 15% по отношению к 2001 году и увеличилась на 24% по отношению к 2002 году.
Выручка от реализации не устойчива к постоянному росту и она очень изменчива в динамике. Она зависит от товарооборачиваемости и от розничного товарооборота предприятия, поэтому высокие значения этих показателей и приведут к высокой выручке.
Себестоимость продукции также изменчива, как и выручка от реализации. Однако она постоянно снижается, хотя и неравномерными темпами: в 2002 году она снизилась на 29% по отношению к 2001, а в 2003 – на 10% по отношению к 2002 году. Такое снижение очень выгодно для предприятия, так как в связи с этим происходит снижение цен на продукцию в сопоставимом отношении, увеличивается товарооборачиваемость продукции, снижаются затраты на управление и обслуживание потребителей.
Снижение себестоимости объясняется тем, что долгосрочные контракты с поставщиками помогают снижать транспортные расходы, увеличивать доверие между заказчиком и поставщиком, устанавливать скидки, расширять складские площади и демонстрационные залы.
Для поддержания постоянного снижения себестоимости даже небольшими темпами необходимо принятие рациональных управленческих решений, снижение затрат в целом по предприятию.
Для дальнейшего анализа можно графически рассмотреть динамику вышеперечисленных технико-экономических показателей:
Рис.2.1. Динамика выручки от реализации и себестоимости продукции
за период 2001-2003 гг
Численность работников предприятия снижается с 685 человек в 2001 году до 561 человека в 2003 году, однако в 2002 году их было 691 – это говорит о том, что это был период с низкой производительностью, чем в остальные года, что связано со снижением интенсивности труда, снижением трудоемкости, непроизводительными затратами рабочего времени, уменьшением удельного веса рабочих в численности персонала и преобладанием управленцев, то есть все это зависит от значительных изменений в структуре рабочего персонала. Но в результате руководству предприятия удалось повысить производительность труда на 40% в 2002 году, снизив при этом численность работников. Однако и в дальнейшем можно увеличивать производительность труда работников, применяя к ним различного рода санкции, стимулируя и поощряя рабочий персонал. Также можно сократить численность административно-
Состав работников предприятия представлен на рис.2.2.:
Рис 2.2. Численность работающих на ОАОТ «Центр»
за период 2001-2003 гг
Товарооборачиваемость с течением рассматриваемого периода увеличилась на 3% в 2002 году и снизилась на 6% в 2003 году, такое снижение рассматривается в сопоставимом виде. Причинами снижения товарооборота и невыполнения прогнозного темпа роста является ограниченный рост реальных доходов населения, увеличения числа конкурентов, реализующих продовольственную продукцию на территории Центрального района, недостаток собственных оборотных средств. Для ее увеличения необходимо повышать конкурентоспособность продаваемых товаров, привлекать новых покупателей, расширять рынки сбыта, повышать спрос на продукцию, информируя о ней покупателей.
Заработная плата в 2002 – снизилась на 2% по отношению к 2002 году, а в 2003 году увеличилась на 4% по отношению к 2001. Такое увеличение незначительно, то есть заработная плата занижена из-за неадекватного установления региональными органами управления ресурсных коэффициентов для пересчета смет. Рост коэффициента для пересчета материалов в сметной стоимости опережает рост коэффициентов для пересчета сметной величины основной заработной платы. Для исправления ситуации возникает необходимость в слаженной системе управления, опирающейся на объективные экономические законы, а также в разработке новых нормативов для сметного ценообразования.
Валовый доход c течением рассматриваемого периода времени снижается на 14 % в 2002 году и еще на 4% в 2003 году. Основными причинами этого является неоднократное изменение в течение года торговых надбавок на ряд социально-значимых товаров, которые занимают около 60% в общем объеме реализации. Уровень торговых скидок составил 16,06% к товарообороту и увеличился в 2002 году на 0,87% по отношению к 2001 году. В 2003 году уровень торговых скидок увеличился на 1,27%. Потери валового дохода в результате такого снижения уровня за 2002-2003 года и явились главными причинами убыточной работы общества.
Рентабельность предприятия носит отрицательный характер: максимально отрицательное ее значение наблюдается в 2002 году – 4,02, тогда же и наблюдается и максимально отрицательное значение прибыли предприятия. Это говорит об убыточности предприятия. Для повышения рентабельности и эффективной работы предприятия необходимо увеличить объем товарооборота и выпуск продукции собственного производства, получить дополнительную сумму валового дохода, снизить уровень издержек обращения.
В 2002 году издержки обращения снизились на 19% по отношению к предыдущему году и увеличились на 8% в 2003 году. Они составили в 2001 году 18,05% к товарообороту. По сравнению с 2001 годом уровень издержек обращения возрос на 1,79%. А в 2003 году этот уровень снизился на 2,93%. Увеличение уровня издержек произошло по следующим статьям:
- транспортные расходы - на 0,02%,
- расходы на оплату труда – на 0,33%.
- амортизация основных средств - на 0,2%,
- ремонт основных средств - на 0,6%,
- процент на пользование банковским кредитом – на 0,57%,
- отчисления на соцстрах и другие отчисления и сборы – на 0,12%.
Розничный товарооборот снижается почти следующими темпами: в 2002 году он увеличился на 15% по отношению к 2001, а в 2003 – снизился на 5% по отношению к 2002 году. По магазинам предприятия рост товарооборота имеется только в магазинах № 11, 14, ресторане «Заря», кафе «Румянцевское», в остальных же предприятиях наблюдается снижение товарооборота. Для расширения ассортимента реализуемых товаров дополнительно из-за пределов Гомельской области было закуплено продукции из децентрализованных источников, что составило 22,9% в объеме товарооборота. Закуплены преимущественно социально-значимые товары. В течение рассматриваемого периода произошли изменения в структуре реализуемых товаров. Имеется снижение реализации товаров (по количеству) практически по всем группам, кроме колбасных изделий, минеральной воды, фруктов, табачных изделий. Для лучшего представления работы предприятия можно определить зависимость розничного товарооборота и валового дохода, представленного на рис.2.3.:
Рис.2.3. Динамика розничного товарооборота и валового дохода предприятия за период 2001-2003 гг
Таким образом, несмотря на динамичный рост объемов товарооборота финансовое положение ОАОТ «Центр» остается достаточно сложным.
Около 60% в обороте занимает реализация товаров с низкими торговыми надбавками (10-11%). При среднем уровне издержек обращения 18% невозможно обеспечить рентабельную работу Общества. Также усугубляется финансовое положение несвоевременностью расчетов бюджет за продукты питания в учебных и лечебных заведениях.
Реструктуризация предприятия оказывает положительное влияние на финансовое оздоровление Общества. Однако ее проведение - это процесс длительный и требует дополнительных затрат, связанных с выплатой компенсации зарплаты при сокращении работников, погашением капитальных затрат прошлых лет и других расходов.
Показатели текущей ликвидности рассчитываются по бухгалтерскому балансу, по первой форме и равны соотношению оборотного капитала к краткосрочной задолженности. Предприятие является платежеспособным, если показатель текущей ликвидности больше или равен единице, в противном случае – предприятие не платежеспособно. Порядок расчета:
Кликв =ст.290/ст.590
2001 год: Кликв =1212122/1469996=0,82,
2002 год: Кликв =1244818/3067778=0,41,
2003 год: Кликв =1234951/3363702=0,38
Анализируя ликвидность ОАОТ «Центр» были сделаны следующие выводы: в течение всего рассматриваемого периода предприятие не является платежеспособным, то есть оно не в состоянии своими наличными денежными ресурсами своевременно погасить денежные обязательства. Более того, платежеспособность предприятия снижается, а, соответственно, предприятие несет убытки, мобильность оборотных активов становится очень низкой.
Для более наглядного представления показатели ликвидности изображены на рис.2.4.:
Рис.2.4. Динамика показателей ликвидности
предприятия за 2001-2003 гг
Для повышения эффективности предприятия необходимо провести следующие мероприятия: уменьшить задолженность дебиторов, - необходимо сократить издержки оплаты выполнения работ, которые достигают иногда 2-3 лет, до 1-2 лет, при нарушении этих условий можно применять различного рода санкции (например, пеню при нарушении сроков оплаты). Также необходимо увеличить величину оборотного капитала. Если у предприятия отсутствуют денежные средства, то для покрытия обязательств оно может реализовывать запасы, то есть материальные оборотные активы. Но при этом необходимо иметь в виду, что может быть нарушен производственный цикл. Практическая реализация запасов оплаты обязательств приведет к банкротству. Поэтому необходимо рационально реализовывать запасы предприятия. Еще можно использовать следующие мероприятия для повышения ликвидности:
- применение инноваций для развития предприятия,
- уменьшение налогового давления со стороны государства, способствующего расширению предпринимательства,
- рациональное использование имущества,
- увеличение товарооборота и реализации продукции,
- стимулирование персонала.
Однако, на практике данные мероприятия реализовать гораздо сложнее, так как некоторые из них – факторы внешней среды, которые не зависят от работы предприятия, а коренным образом влияют на его деятельность.
2.2.Анализ ассортимента торгового предприятия
Для начала анализа ассортимента предприятия необходимо рассмотреть прежде всего изменения товарооборота в динамике. В табл.2.4. представлены данные товарооборота за три года:
Таблица 2.4.
Динамика товарооборота предприятия
год | План, руб | Факт, руб | % отклонения факта от плана | отклонение факта от плана | ТРцеп по факту, % | ТРбаз по факту, % |
2001 | 16300000 | 11477016 | 70,41 | -4822984 | - | - |
2002 | 15100000 | 13252532 | 87,77 | -1847468 | 115,4 | 115,4 |
2003 | 13900000 | 14445669 | 103,93 | +545669 | 109,0 | 125,27 |
Информация о работе Ассортиментная политика предприятия» (на примере ОАОТ «Центр»)