Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ предприятия и анализ его ассортиментной политики. И на основе проведенного анализа предложение мероприятий по улучшению ассортиментной политики.
Задачами курсовой работы является, прежде всего, оценка деятельности торгового предприятия, матричный метод анализа ассортимента предприятия, оценка ассортимента, предлагаемого предприятием, оценка рейтинга магазинов предприятия и на основе этого анализа предложение мероприятий по улучшению оптимального развития производственного ассортимента.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АССОРТИМЕНТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие ассортимента торгового предприятия
1.2. Показатели торгового ассортимента
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика торгового предприятия
2.2.Анализ ассортимента торгового предприятия
2.3. Матричный метод анализа ассортимента предприятия
2.4. Рейтинговая оценка магазинов предприятия
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАОТ «ЦЕНТР»
3.1. Введение кафетерия
3.2. Проведение промо-акции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПРИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.О.СУХОГО»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Товарная политика»
на тему: «Ассортиментная политика предприятия»
(на примере ОАОТ «Центр»)
Гомель, 2005
ГЛАВА 1. АССОРТИМЕНТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие ассортимента торгового предприятия
1.2. Показатели торгового ассортимента
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика торгового предприятия
2.2.Анализ ассортимента торгового предприятия
2.3. Матричный метод анализа ассортимента предприятия
2.4. Рейтинговая оценка магазинов предприятия
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАОТ «ЦЕНТР»
3.2. Проведение промо-акции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПРИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием на рынке, называют ассортиментом.
Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой.
Каждая группа состоит из ассортиментных позиций, которые образуют низшую ступень классификации. Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Актуальность темы ассортиментной политики заключается в том, что предлагаемый предприятием ассортимент – это основа всей деятельности предприятия. В зависимости от ассортимента, который пользуется спросом у населения, предприятие повышает свою эффективность и увеличивает товарооборачиваемость своих товарных групп. Поэтому эффективное планирование и рациональное использование ассортиментной политики – является одной из главных задач любого предприятия. Актуальность изучения ассортимента возрастает с ростом развития взаимоотношений между продавцами и потребителями.
Тема ассортимента затронута во многих литературных источниках, где целые главы посвящены формированию и управлению ассортимента, его технологии планирования и изучению этого понятия в целом. Наиболее качественными источниками служат учебники по товароведению, в частности, «Товароведение потребительских товаров» И. М. Николаевой. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности» содержит наиболее часто применяемые расчеты и коэффициенты по товарному ассортименту. Учебники по товарной политике и по маркетингу имеют более широкое понятие ассортимента и описывают формирование, управление и планирование ассортимента на предприятии.
Цель курсовой работы - анализ предприятия и анализ его ассортиментной политики. И на основе проведенного анализа предложение мероприятий по улучшению ассортиментной политики.
Задачами курсовой работы является, прежде всего, оценка деятельности торгового предприятия, матричный метод анализа ассортимента предприятия, оценка ассортимента, предлагаемого предприятием, оценка рейтинга магазинов предприятия и на основе этого анализа предложение мероприятий по улучшению оптимального развития производственного ассортимента.
Объектом курсовой работы является открытое акционерное общество торговли «Центр», расположенного в Центральном районе города Гомеля. Все подведомственные магазины Общества также находятся в Центральном районе.
Структура курсовой работы представлена в следующем виде: первая глава содержит понятие торгового ассортимента и описывает основные показатели торгового ассортимента.
Вторая глава содержит общую характеристику предприятия ОАОТ «Центр», то есть его история, виды деятельности, оргструктура предприятия и анализ основных технико-экономических показателей в динамике за три года, анализ ассортиментной политики ОАОТ «Центр», который включает рейтинг магазинов предприятия с целью определения наилучшего и наихудшего из оцениваемых, анализ товарных запасов предприятия и ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров в целом, а также матричный метод анализа ассортимента предприятия.
Третья глава включает мероприятия, которые предлагаются автором, и которые направлены на повышение деятельности предприятия в отношении ассортиментной политики. Мероприятия предлагаются на основе анализа, представленного во второй главе.
ГЛАВА 1
АССОРТИМЕНТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие ассортимента торгового предприятия
Любому специалисту, работающему в сфере торговли, необходимо знать о товарах, которые предлагаются потребителям. Все эти товары объединяются в различные группы в соответствии с их особенностями. Таким образом, ниже представлена классификация ассортимента товаров:
1. По местонахождению товаров:
- промышленный ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей,
- торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. Этот ассортимент включает товары разных производителей, исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров конкретной фирмы.
2. по широте охвата товаров:
- простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное количество потребностей. Это характерно для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями
- сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.
- групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.
- развернутый ассортимент - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов и т.д. в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
- сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
- смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов и т.д. отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
3. По степени удовлетворения потребностей:
- рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники, технологии.
- оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектов для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведения до потребителей.
4. По характеру потребностей:
- реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
- прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
- учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Таким образом, существует множество видов торгового ассортимента. Все они так или иначе помогают специалистам формировать ассортимент в соответствии с предъявляемыми к магазину требованиями. Знание торгового ассортимента улучшает качество деятельности, направленной на достижение требований рациональности ассортимента, то есть повышает эффективность работы ассортиментной политики.
1.2. Показатели торгового ассортимента
Для наиболее полного понимания необходимости изучения ассортиментной политики, следует рассмотреть показатели торгового ассортимента. Нижерассмотренные показатели основаны на понятии свойство ассортимента.
Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.
Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента, эти показатели представлены в табл.1.1.:
Свойства и показатели ассортимента
Наименования и условные обозначения | Расчет показателей | |
свойства | показатели | |
Широта (Ш): - действительная (Шд), - базовая (Шб) | Показатели Широты (Ш): - действительный (Шд). - базовый (Шб), - коэффициент широты (Кш) | Шд = д
Шб = б Кш = Шд / Шб *100% |
Полнота (П): - действительная (Пд), - базовая (Пб), | Показатели Полноты (П): - действительный(Пд), - базовый (Пб), - коэффициент полноты (Кп) | Пд =д однородной группы товаров, Пб = б однородной группы товаров, Кп= Пд / Пб *100%
|
Устойчивость (У) | Показатель устойчивости (У), Коэффициент устойчивости (КУ) | У= у Ку = У/Шб =*100% |
Новизна (Н) | Показатель новизны (Н), Степень (коэффициент) обновления (Кн) | Н=н Кн = Н/ Шд *100% |
Структура (С) | Относительный показатель структуры (Сi) отдельных товаров (i) | Сi = Аi/Si |
Ассортиментный минимум (перечень) (Ам) | Показатель ассортиментного минимума (Ам) | Ам= м |
Рациональность (Р) | Коэффициент рациональности (Кр) |
|
Гармоничность (Г) | - | - |
Информация о работе Ассортиментная политика предприятия» (на примере ОАОТ «Центр»)