Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ предприятия и анализ его ассортиментной политики. И на основе проведенного анализа предложение мероприятий по улучшению ассортиментной политики.
Задачами курсовой работы является, прежде всего, оценка деятельности торгового предприятия, матричный метод анализа ассортимента предприятия, оценка ассортимента, предлагаемого предприятием, оценка рейтинга магазинов предприятия и на основе этого анализа предложение мероприятий по улучшению оптимального развития производственного ассортимента.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АССОРТИМЕНТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие ассортимента торгового предприятия
1.2. Показатели торгового ассортимента
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика торгового предприятия
2.2.Анализ ассортимента торгового предприятия
2.3. Матричный метод анализа ассортимента предприятия
2.4. Рейтинговая оценка магазинов предприятия
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАОТ «ЦЕНТР»
3.1. Введение кафетерия
3.2. Проведение промо-акции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПРИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Матричный метод анализа находит широкое применение в специализированных магазинах предприятий розничной торговли, так как более узкий ассортимент, находящийся в них, позволяет провести данную работу более качественно и получить наиболее точные результаты. И вместе с тем перевод магазинов на автоматизированную систему учета товаров с использованием штрих-кода позволяет применять данный метод на любом розничном торговом предприятии, независимо от ассортиментной направленности объектов продажи, количества реализуемых разновидностей и других факторов.
Таким образом для оценки товарного портфеля предприятия с позиции жизненного цикла товаров предлагается матрица «Конкурентоспособность – стадия жизненного цикла». Данная матрица имеет размерность три на четыре и позволяет:
- позиционировать существующие товары,
- оценить сбалансированность товарного портфеля,
- определить приемлемый набор товаров, учитывая их конкурентоспособность,
- выбрать конкретные стратегии для балансировки товарного портфеля с учетом регулирования потоков денежной наличности.
В табл.2.13.. представлена матрица, которая является самой важной для определения стратегии каждой ассортиментной группы товаров, реализуемых ОАОТ «Центр»:
Таблица 2.13.
Оптимальные стратегии | Конкурентоспособность | |||
Высокая | Средняя | Низкая | ||
Жизненный цикл | Выход на рынок | 1)стратегия выхода на рынок | 2) стратегия выхода на рынок | 3)стратегия сбора урожая и ухода с рынка |
Рост | 4)стратегия роста закупок товара | 5)стратегия ограниченного роста закупок товара | 6)стратегия стимулирования продаж или сбора урожая | |
Зрелость | 7) стратегия стимулирования продаж | 8)стратегия стимулирования продаж или сбора урожая | 9)стратегия сбора урожая и ухода с рынка | |
Спад | 10)стратегия стимулирования продаж и сбор урожая | 11)стратегия сбора урожая и ухода с рынка | 12)стратегия ухода с рынка |
Каждая стратегия определяет то или иное положение ассортиментных групп товаров на рынке. Для определения стратегии необходимо оценить конкурентоспособность жизненный цикл групп товаров.
Оценка конкурентоспособности товаров на рынке и определения жизненного цикла товаров определяется с помощью экспертной группы. Экспертная группа состоит из восьми экспертов – специалистов ОАОТ «Центр» из планово-экономического и финансового отделов и отдела товароведения. Экспертами оценивались балльные критерии оценки конкурентоспособности, такие как вкусовые качества групп товаров, внешний вид групп товаров, качество упаковки и другие.
Оценка конкурентоспособности товаров проводится в 2 этапа:
1) товары оцениваются по пятибалльной шкале и определяется итоговая сумма баллов по каждой группе товаров,
2) по разработанной шкале оценивается конкурентоспособность группы товаров:
ниже среднего и низкая оценка - 6-14 баллов,
средняя оценка
выше среднего и высокая оценка – 23-30 баллов.
Оценка продовольственных и непродовольственных товаров проводилась отдельно и по разным критериям. Полученные результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ .
Что касается определения жизненного цикла, то практически его невозможно точно определить и четыре основные фазы ЖЦТ не разделяются на четкие этапы. Поэтому можно говорить об этапах относительно конкретно анализируемых критериев и показателей.
Обозначить этапы ЖЦ отдельных групп товаров можно по динамике розничного товарооборота, прибыли единицы товара. Оценка по прод. и непрод. товарам также определяется отдельно. Это определение проводилось с помощью экспертной группы того же состава. В табл.2.14. представлены примерные критерии по определению ЖЦТ:
Таблица 2.14.
Подход к определению жизненного цикла товаров
критерии | Этапа жизненного цикла товаров | |||
выход на рынок | рост | зрелость | спад | |
Уровень развития конкуренции | низкая | растущая | достигает максимума | убывающая |
Специфика стратегии коммерческой деятельности | организация продажи пробной партии товаров | объем закупа товаров растут, товар активно рекламируется | замедление объема продаж требует его стимулирования | необходимы мероприятия для продления времени пребывания товара на рынке |
Объем продаж | незначительный | рост | замедление | резкое снижение |
прибыль | ничтожная/ отсутствует | рост | падающая | низкая/ нулевая |
Полученные данные также представлены в ПРИЛОЖЕНИИ .
Благодаря всем выше произведенным действиям в итоге можно определить положение товаров в товарном портфеле магазина.
Оценить сбалансированность товарного портфеля торгового предприятия можно, руководствуясь следующей методикой:
1) определить вклад каждой ячейки матрицы в объем продаж предприятия и результат отметить в соответствующих ячейках матрицы, это рассчитывается по следующей формуле (2.5.):
(Сумма продаж от реализации групп товаров в ячейке /
Сумма продаж от реализации всех товаров портфеля) *100% (2.5.),
2) подсчитать суммарное значение конкурентоспособности по столбцам матрицы и суммарное значение для различных стадий ЖЦТ по строкам матрицы и отметить ее результаты на ее полях.
Таким образом, проведенное исследование по оценке конкурентоспособности и определению стадий жизненного цикла групп товаров, реализуемых ОАОТ «Центр», дали следующие результаты, которые представлены в табл. 2.15.:
Таблица 2.15.
Конкурентоспособность, жизненный цикл, розничный товарооборот групп товаров, составляющих товарный портфель предприятия
ОАОТ «Центр»
Группы товаров | конкурентоспособност | Стадии ЖЦТ | Рознпичный товарооборот, тыс.руб. |
Мясная и рыбная прод. | средняя | зрелость | 2446 |
Масла и молочная продукции | средняя | рост | 2497 |
Хлеб, крупы | низкая | зрелость | 862 |
Раст.продукция | низкая | спад | 235 |
Алк. и безалк. продукция | средняя | рост | 3396 |
Сладости | средняя | зрелость | 1155 |
Консервы | средняя | зрелость | 547 |
Сыпучие | средняя | зрелость | 31 |
Яйца и др. продукция | низкая | зрелость | 248 |
Товары личной гигиены | средняя | спад | 9 |
Хоз. изделия | низкая | спад | 5 |
Галантерея | низкая | зрелость | 53 |
Канц. товары | низкая | зрелость | 11 |
Табак, махорка и спички | средняя | рост | 297 |
Итого | - | - | 11792 |
Данные табл.2.6. позволили позиционировать ассортиментные группы
товаров, реализуемые ОАОТ «Центр», в соответствующие ячейки матрицы «Конкурентоспособность – стадия жизненного цикла товара» и таким образом определить вклад каждой ячейки матрицы в объем продаж предприятия, а также подсчитать суммарные значения показателей конкурентоспособности и стадий ЖЦ в разрезе столбцов и строк матрицы. О сбалансированности товарного портфеля можно судить по полученным результатам по оси жизненного цикла (в разрезе рядов).
В заключение данного анализа строится матрица, характеризующая состояние товарного портфеля предприятия. Практика развитых стран показывает, что основная группа товаров, которая обеспечивает наибольшую долю оборота, должна находится в стадии роста и составлять 70 – 85% всех товаров в ассортименте торговой единицы. Матрица представлена на рис.2.14.:
| Высокая | Средняя | Низкая |
Выход на рынок | х | х | х |
Рост | х | Масла и мол. прод. 2497, Алк. и безалк. прод. 3396, Табак, махорка, спички 297, Сумма – 6190, Уд.вес. – 52,49 % | х |
Зрелость | х | Мясная и рыб. прод. 2446, Сладости 1155, Консервы 547, Сыпучие 31, Сумма – 4179, Уд.вес. – 35,44% | Хлеб, крупы 862, Яйца и др. прод.248, Галантерея 53, Канц. принадл. 11, Сумма – 1174, Уд.вес. – 9,96 % |
Спад | х | Тов. личной гигиены 9, Уд.вес. – 0,08% | Раст.прод. 235, Хоз.изделия 5, Сумма – 240, Уд.вес. 2,04% |
0
Рис.2.14. матрица, характеризующая состояние товарного портфеля
ОАОТ «Центр»
Подводя итоги, необходимо определить стратегию развития каждого квадранта, в котором находится та или иная ассортиментная группа товаров:
1) квадрант 5 – группы товаров находятся на стадии роста и имеют среднюю конкурентоспособность. Для этих групп необходимо осторожно подходить к объемам закупок и тщательно анализировать факторы продаж, так как велика вероятность изменения его позиции в товарном портфеле предприятия.
2) квадрант 8 – товары находятся в стадии зрелости и имеют среднюю конкурентоспособность. Рост объема продаж таких товаров связан с ограниченной возможностью приобретения аналогичных более конкурентоспособных товаров в результате воздействия факторов внешней среды. Позиция товаров в портфеле предприятия неустойчива, велика вероятность перехода их на другую стадию ЖЦ. В данном случае необходимо активизировать продажу, используя весь комплекс средств стимулирования продаж или перейти к стратегии сбора урожая.
3) квадрант 9 и 11- товары, находящиеся на стадии зрелости, но не конкурентоспособных и товаров средней конкурентоспособности, но находящихся в стадии старения, для них необходимо стратегия сбора урожая и ухода с рынка.
4) квадрант 12 – включает неконкурентоспособные и находящиеся в стадии старения товары, для которых рекомендуется использовать стратегию ухода с рынка. В данном случае сокращаются затраты, связанные с реализацией этих товаров и проводится их вывод из ассортиментного набора.
Все квадранты требуют более тщательного исследования и установления таких задач, решение которых подойдет именно к данной группе товаров рассматриваемого предприятия. Автором также ниже предлагаются мероприятия, которые помогут повысить эффективность работы предприятия, путем усовершенствования ассортиментной политики.
2.4. Рейтинговая оценка магазинов предприятия
Рейтинговая оценка магазинов предприятия осуществляется для того, чтобы определить наилучший среди рассматриваемых и оцениваемых. В данном случае рейтинговой оценке подвергаются следующие магазины ОАОТ «Центр»: номера 6, 10, 14, 8. Были взяты именно эти магазины, так как они находятся непосредственно вблизи друг от друга. Поэтому главной целью рейтинговой оценки этих магазинов является выбор наиболее лучшего и наиболее худшего. Деятельность лучшего магазина необходимо будет поддерживать на прежнем уровне и постоянно улучшать, а худший магазин необходимо будет либо модернизировать, либо полностью изменить его предназначение (например, преобразовать в кафетерий для студентов и рабочих в Центральном районе).
Информация о работе Ассортиментная политика предприятия» (на примере ОАОТ «Центр»)