Внутренняя среда предприятия (на примере ОАО «Аромат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретической базы для изучения внутренней среды компании, определение ее ключевых компонентов и предоставление методик для их изучения, а также анализ внутренней среды предприятия на примере ОАО «Аромат».
Задачи работы:
1.Рассмотреть особенности внутренней реды предприятия.
2. Проанализировать внутреннюю среду предприятия на примере ОАО «Аромат» и сделать выводы о ее эффективности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1.Тероетические основы внутренней среды предприятия………...……..
5

1.1.Понятие и сущность внутренней среды предприятия....................
5

1.2.Методы анализа внутренней среды предприятия………….……..
19

2. Анализ внутренней среды предприятия на примере ОАО «Аромат»…………………………………………………………….………
26

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Аромат»…….…......
26

2.2. Оценка (анализ) внутренней среды предприятия ОАО «Аромат»…………………………………………………………………
35

2.3. Основные направления совершенствования ……………….…….
38

Заключение………………………………………………………………….
40

Список использованной литературы……………………………………....
41

Приложения…………………………………………………………………
43

Работа содержит 1 файл

курсовая_работа.docx

— 349.84 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет

                Социально-экономический  факультет 
                 
                 
                 
                 
                 

                Кафедра менеджмента и маркетинга 
                 
                 
                 
                 
                 

Курсовая  работа на тему:

Внутренняя  среда предприятия

(на примере  ОАО «Аромат») 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка группы 

                    Научный руководитель:

                    Саубанов  Рашит Хасанович 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Казань - 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………. 3
1.Тероетические  основы внутренней среды предприятия………...…….. 5
     1.1.Понятие и сущность внутренней  среды предприятия.................... 5
     1.2.Методы анализа внутренней  среды предприятия………….…….. 19
2. Анализ  внутренней среды предприятия  на примере ОАО «Аромат»…………………………………………………………….……… 26
    2.1. Общая характеристика  предприятия ОАО «Аромат»…….…......
26
    2.2. Оценка (анализ) внутренней среды предприятия ОАО «Аромат»…………………………………………………………………
35
    2.3. Основные  направления совершенствования ……………….…….
38
Заключение…………………………………………………………………. 40
Список  использованной литературы…………………………………….... 41
Приложения………………………………………………………………… 43

ВВЕДЕНИЕ

 

     Любая организация находится и функционирует  в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают  определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в  том случае, если среда допускает  его осуществление.

     Внутренняя  среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Определяется внутренняя среда фирмы  множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку  формируются самим предприятием в процессе его деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и  на перспективы развития.

     Изучение  внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании.  Всесторонний анализ внутренних факторов позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия  при краткосрочном планировании и определить те направления преобразований, развитие которых даст максимальный хозяйственный эффект в долгосрочной перспективе. Выявляя сильные и  слабые стороны компании, руководство  имеет возможность расширять  и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение  возможных проблем. Задачей стратегического  менеджмента компании является поддержание  и улучшение сторон, которые увеличивают  конкурентное преимущество компании в  долгосрочном периоде.1

     Цель  внутреннего анализа - выявить стратегическую ситуацию внутри предприятия, характеризующую  текущее состояние бизнеса и  использование разнообразных ресурсов.

     Объектом  данной курсовой работы является внутренняя среда предприятия, а предметом - ее переменные.

     Данная  тема является актуальной, как и  вся теория менеджмента. В новом  тысячелетии наша страна должна научиться  жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние  факторы является залогом успеха фирмы.

     Целью курсовой работы является изучение теоретической базы для изучения внутренней среды компании, определение ее ключевых компонентов и предоставление методик для их изучения, а также анализ внутренней среды предприятия на примере ОАО «Аромат».

        Задачи работы:                                                      

  1. Рассмотреть особенности внутренней реды предприятия.                                              
  2. Проанализировать внутреннюю среду предприятия на примере ОАО «Аромат» и сделать выводы о ее эффективности.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ  ПРЕДПРИЯТИЯ 

    1. Понятие и сущность внутренней среды предприятия
 

     Любая организация находится и функционирует  в среде. В менеджменте под  средой организации понимается наличие  условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют  принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

     Каждое  действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

     В структуре среды организации  различают факторы внутренней и  внешней среды. Такое деление  факторов в менеджменте общепризнанно.

     Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно  сбытовой деятельности фирмы. Она заключает  в себе тот потенциал, который  даёт возможность организации функционировать, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде  фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все  производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и  другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и  сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации  в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.2

     Менеджер  формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание  ее внутренних переменных. Но для этого  он должен уметь выделять и знать  их.

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. 3

     Основные  переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена в приложении 1.

       Цели. Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

     Основной  целью работы большинства организаций  является получение прибыли, что  зафиксировано в Гражданском  кодексе Российской Федерации (ст. 50 ч. I), принятом в 1995 г. Прибыль это ключевой показатель организации. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

    • ее максимизацию;
    • получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
    • минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

     Но  не у всех организаций получение  прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например  церквей, благотворительных  фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

  • удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
  • позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
  • условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
  • публичная ответственность и имидж организации;
  • техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;
  • минимизация издержек производства и т.д.

     Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные  организации имеют много целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор  руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации  тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все  последующие решения руководства.

     В подразделениях, так же как и во всей организации, необходима выработка  целей. Цели подразделений в различных  организациях, которые имеют сходную  деятельность, будут ближе между  собой, чем цели подразделений в  одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделений должны составить  конкретный вклад в цели организации  как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.4

     Структура. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

     Одной из основных концепций, имеющих отношение  к структуре, является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций специализированное разделение труда -  закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

     Перед любой организацией стоит задача формирования и развития структуры  управления как средства целенаправленной координации усилий всех элементов, образующих эту организацию. Структура  управления должна устанавливать четкую взаимосвязь различных видов  деятельности внутри организации, подчинив их достижение определенных целей. Конечным результатом организационной системы  является повышение эффективности  производства.

     В большинстве организаций структура  оформлена таким образом, что  каждое подразделение и, в свою очередь, каждый работник специализируется на определенных областях деятельности. Рациональное разделение труда зависит как от абсолютного объема выполняемых работ, так и от необходимого уровня знаний отдельных работников в разных областях деятельности, их квалификации. При разработке организационной структуры одним из главных является вопрос о том, в какой степени следует осуществлять разделение труда, имея в виду преимущества специализации.

     Внутри  организации выделяют горизонтальное и вертикальное разделение труда.

     Горизонтальное  разделение труда производится с  помощью дифференциации функций  в организации. Причем политика формирования горизонтального разделения труда сводится к:

    • определению работы, т.е. сведению отдельных задач в конкретные однородные виды работ и установление связей между ними. При этом каждая работа может исполняться одним или различными лицами, занимающими определенные должности в организации;
    • охвату управления, т.е. определяется число подчиненных, которые отчитываются перед соответствующими руководителями;
    • функционализации организации, т.е. установление набора разнообразных задач, которые должны быть выполнены для достижения целей организации;
    • разделению организации на структурные части - отделы, сектора, бюро, цех, участки и другие подразделения. 5

Информация о работе Внутренняя среда предприятия (на примере ОАО «Аромат»)