Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Задачи работы заключаются в том, чтобы раскрыть понятие экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 6
1.1 Понятие и сущность экологического аудита 6
1.2 Задачи, цели и принципы экологического аудита 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 12
2.1 Законодательное регулирование экологического аудита 12
2.2 Нормативное регулирование экологического аудита 16
2.3 Административное регулирование экологического аудита 19
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 22
3.1 Процедуры проведения экологического аудита 22
3.2 Методы проведения экоаудиторских программ 28
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита Большого Ростова 43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 6
1.1 Понятие и сущность
1.2 Задачи, цели и принципы
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
АУДИТА
2.1 Законодательное регулирование экологического аудита 12
2.2 Нормативное регулирование
2.3 Административное
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
3.1 Процедуры проведения экологического аудита
3.2 Методы проведения экоаудиторских
программ
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ
ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита
Большого Ростова
ВВЕДЕНИЕ
Промышленное производство и предпринимательство в XXI веке должны внести решающий вклад в стабильное развитие как отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Стабильное развитие предполагает возможности роста объектов промышленного производства, повышение жизненного уровня людей при одновременном сохранении и качественном улучшении среды обитания.
В условиях развития рыночных отношений в России все большую остроту приобретают проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. В частности, вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль, частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотр роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике.
Экологическое аудирование способно сыграть исключительную роль в разрешении экологических проблем, особенно в условиях выхода России из социально-экономического кризиса. Так, благодаря этому виду деятельности в относительно короткие сроки можно добиться следующих результатов:
Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Задачи работы заключаются в том, чтобы раскрыть понятие экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.
В то время как в странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения, Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам. В сложившейся ситуации работа посвященна выявлению возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике, приобретает особую актуальность.
Экологическое аудирование
может оказать решающее влияние
на формирование и развитие рынка
разнообразных экологических
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
1.1 Понятие и сущность экологического аудита
Важным направлением
реализации Государственной стратегии
устойчивого развития России, направленной
на сбалансированное решение социально-
В настоящее время в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. закреплено понятие экологического аудита. Под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности [3].
В странах с высокоразвитой природоохранной деятельностью экологический аудит существует в форме:
Такое многообразие форм
приведено в систему и
Перспективы развития российского рынка услуг по экологическому аудиту в немалой степени зависят от наличия разработанной нормативно-правовой базы, которая только начинает формироваться в России [10].
В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита.
В приказе Госкомэкологии России «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» от 30.03.98 № 181 было указано на то, что обязательный экологический аудит должен проводиться в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по своему характеру является государственным [19].
Государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:
Государственный экологический аудит является одной из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Он может проводиться как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, так и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.
Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях [19].
Внешний аудит осуществляется сторонней аудиторской фирмой, а внутренний — работниками (штатными аудиторами) предприятия [14, c. 42].
Реальный экологический аудит призван дать оценку действительного состояния предприятия как природопользователя и как загрязнителя окружающей природной среды [14, c. 42].
Перспективный экологический аудит направлен на выработку и предоставление рекомендаций в сфере улучшения деятельности проверяемого предприятия в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Основные формы экологического аудита — информационный, предупредительный, карательный.
Информационный аудит направлен на сбор и обобщение экологической информации для передачи ее соответствующим заинтересованным пользователям (в государственные органы, гражданам, инвесторам, кредиторам) с целью принятия решений [14, c. 42].
Предупредительный аудит позволяет предотвратить наступление вредных последствий, которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законодательных и нормативных актов, а также финансово-хозяйственных проектов, не прошедших технический экологический контроль.
Карательный аудит выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям, виновным в невыполнении обязательных мероприятий по охране окружающей природной среды и ее отдельных объектов. [14, c. 42].
Чтобы понять сущность экологического аудита необходимо знать задачи, цели и принципы экологического аудита, уметь определять ключевые элементы экоаудита.
1.2 Задачи, цели и принципы экологического аудита
К объектам экологического аудита относятся : имущество (земельные участки, здания , технологии), текущие операции предприятия, система управления предприятием, программы охраны окружающей среды.
К основным задачам в области экологического аудита с учетом международной практики можно отнести: