Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Задачи работы заключаются в том, чтобы раскрыть понятие экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 6
1.1 Понятие и сущность экологического аудита 6
1.2 Задачи, цели и принципы экологического аудита 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 12
2.1 Законодательное регулирование экологического аудита 12
2.2 Нормативное регулирование экологического аудита 16
2.3 Административное регулирование экологического аудита 19
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 22
3.1 Процедуры проведения экологического аудита 22
3.2 Методы проведения экоаудиторских программ 28
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита Большого Ростова 43
Стандартами ИСО серии 14000 аудит системы управления окружающей средой определен как систематический и документированный подтверждающий процесс, направленный на объективное получение и оценку свидетельства, содержащего определение — соответствует ли система управления окружающей среды критериям аудита системы управления окружающей средой, установленным организацией, и передачи результатов этого процесса руководству [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На международном уровне, экологический аудит рассматривается как экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности с целью повышения инвестиционной привлекательности. Экологический аудит является основной составляющей системы экологического менеджмента и включает в себя оценку показателей экологичности, анализ и управление риском.
Основное отличие
Основным законом РФ, определяющим правовые основы регулирования аудиторской деятельности является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 13 июля 2001 г. Однако этот закон содержит только общее понятие «аудит», не конкретизируя принципы и порядок его проведения в отдельных видах деятельности.
В данной работе было проведено исследование сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Раскрыты понятия экологического аудита, рассмотрено законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализированы существующие методы и процедуры экологического аудита и изучены особенности экологического аудита зарубежных стран.
Экологический аудит является самостоятельным специальным видом аудита, наряду с общим, банковским, страховых аудитом бирж и фондов. Экологический аудит получил распространение в России, и его значимость стремительно растет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. -М.:Юрид.лит.,2009.-64 с.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки» / Российская Бизнес-газета. - 2001. – 25с.
3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» / Российская газета. – 10.01.2002. – № 6.
4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 №143 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об оценочной деятельности в Российской Федерации» / Российская газета. – 2002. - №222 (3090)
5. Болдин А. Н. Экологический аудит: учебное пособие – М.:МГИУ, 2005. – 112 с.
6. Василевская И. В. Экономика природопользования: учебное пособие - М.:РИОР, 2007. – 96с.
7. Воронцов А. В. Экономика природопользования – М.:ЭКМОС, 2004. – 424 с.
8. Глушкова В. Т. Макар С. В. Экономика природопользования – М.: РИОР 2003. – 448 с.
9. Дрогомирецкий И. И., Контор Е. Л. Экологический аудит – М.: Вектор, 2005. – 160 с.
10. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник, 3 е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 430с.
11. Макаров С. Проблема экологического аудирования выходит из ряда второстепенных // Финансовые известия, 1996. – 87с.
12. Позднякова М. А. Экономика природопользования: учебное пособие для ВУЗОВ – М.: Модекс, 2003 – 168 с.
13. Рябчиков А. К. Экономика природопользования – М.: Элит-2000, 2003. – 87 с.
14. Сергеева Т. В. Экологический аудит – М.: Юнити, 2005. – 207с.
15. Сергиенко О. И. Экономика природопользования – Ростов-на-Дону: Феникс,2004. – 316 с.
16. Серов Г. П. Предмет, цели и правовые основы экоаудиторской деятельности. //Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2004, №5 – С. 93-100
17. Серов Г. П. Экологический удит. Концептуальные и организационно-правовые основы. – М.: Экзамен, 2000. – 768 с.
18. Пахомова О. В. Экологический менеджмент – С-Пб.: Питер, 2004. – 352 с.
19. Чапек В. Н. Экономика природопользования – Ростов-на-Дону: издательство Феникс, - 2003.–316 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия
Рисунок А.1
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Этапы проведения экологического аудита
ФАЗА 1 Проведение предварительных мероприятий по экоаудированию |
|
Определение первоочередных объектов на основе экологических рисков, составление графиков проведения экоаудита, разработка планов проведения мероприятий |
ФАЗА 2 Экоаудирование |
|
Беседы с руководством и персоналом, работа с документами, визуальное обследование объекта (забор проб из труб, сточных вод), лабораторный анализ |
ФАЗА 3 Подготовка отчета по экоаудиту |
|
В отчете указываются соответствия или несоответствия объекта экспертизы экологическим характеристикам, международным нормам, национальным нормам, нормам самоконтроля и взятым обязательствам |
ФАЗА 4 Реализация результатов экоаудита |
|
Доведение результатов до руководства, сотрудников, акционеров, государственных органов, общественности и партнеров по бизнесу |
Рисунок Б.1
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
Пример проведения экологического аудита Большого Ростова
ВЫДЕРЖКИ ИЗ МАТЕРИАЛОВ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ по проекту:
«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ БОЛЬШОГО РОСТОВА»
Исполнители: фирма «Хатлер Байи» (США), Центр подготовки и реализации международных проектов (РФ), Всемирный банк — г. Азов, 28-29 мая 1997 г.
ВВЕДЕНИЕ
Регион Большого Ростова расположен в Ростовской области, и для целей данного проекта включает следующие города: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Азов, Батайск, Аксай и Шахты.
Регион Большого Ростова
находится в состоянии
Цели проекта можно объединить в три группы:
1) Оценка природы, источников, масштабов и причин экологической деградации в Большом Ростове.
2) Формулировка комплексной экологической стратегии и плана действий для изучаемого региона.
3) Разработка плана реализации и финансирования для выявленных приоритетных инвестиций.
Экологическая оценка — основа последующей стратегии и плана действий — отражает наиболее критические проблемы (и их решения) в отношении охраны и улучшения здоровья населения, экономического благосостояния и экологических ресурсов в регионе.
На основе анализа
стоимости экологической
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
В Большом Ростове
экологическое загрязнение
Основные экологические проблемы в Большом Ростове и их физические, социально-экономические, а также законодательные и организационные причины обобщены для каждого экологического сектора в таблице 1.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
Выбор экологических инвестиций зависит от понимания воздействия структурных, экономических и социальных изменений на окружающую среду. Стоимостные сценарии разработаны для двух уровней экологического управления в регионе: экологическое управление на нынешнем уровне и комплексное экологическое управление, соответствующее уровню стран Северной Америки и Западной Европы. Сценарии охватывают краткосрочную (до 4 лет), среднесрочную (4—8 лет) и долгосрочную перспективы (более 8 лет).
Таблица 1 Основные экологические проблемы в Большом Ростове
Сектор |
Проблема |
Выявленные причины | |||||||||||
Физические |
Социально-экономические |
Законодательные и организационные | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||||||
Вода |
Высокие потери воды в водопроводных сетях (25-40% в Ростове) Потребность превышает мощность водоочистных сооружений Ростова на 25%. Население подвергается воздействию побочных продуктов дезинфекции (ППД) Недостаточные мощность и качество очистки питьевой воды в Новочеркасске Ухудшение качества воды в реке Дон вследствие сбросов сточных вод Ростова (90% сбросов не удовлетворяют стандартам) Загрязнение реки Темерних в Ростове: 15300 т осадка, содержащего тяжелые металлы
|
Водопроводные сети в неудовлетворительном состояний из-за возраста и плохого содержания |
Тарифы на воду не отражают затраты для населения и субсидируются более высокими тарифами для предприятий |
Отсутствие водомеров | |||||||||
Две старые и находящиеся в плохом состоянии станции водоочистки. Очистка двойным хлорированием |
- | ||||||||||||
Низкое качество сырой воды. Устаревшие очистные сооружения Плохой дизайн и состояние системы коллекторе» и очистных сооружений канализации. Мощность ОСК недостаточна Более 10 тыс. кубометров неочищенных стоков сбрасывается з Темерник ежесуточно
|
- | ||||||||||||
Платежи за услуга канализации не отражают затрат. Платежи за сбросы слишком низки, чтобы сказывать стимулирующее воздействие |
Задолженность по платежам за сбросы. Водоканал, а не правительственное агентство, взимает платежи с предприятий | ||||||||||||
Отсутствие средств на очистные меры |
- | ||||||||||||
|
|||||||||||||
Продолжение таблицы 1 | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||||||
Неочищенные ливневые стоки способствуют загрязнению реки Дон |
Система ливневой канализации устарела и неэффективна |
- |
Отсутствие программы по управлению ливневыми стоками |
| |||||||||
Отходы
|
Угроза здоровью людей от опасных промышленных отходов и загрязнения поверхностных и подзем-ных вод, атмосферы |
Небезопасное обращение с |
Платежи за размещение отходов основаны на объеме, а не на безопасности обращения |
Отсутствие федерального закона по опасным отходам. Отсутствие программы по управлению опасными отходами | |||||||||
Шламы ОСК, загрязненные тяжелыми металлами, создают угрозу здоровью людей и наносят ущерб экосистемам (включая популяции рыб) |
Вырабатываемые 2 млн. м3 токсичных шламов ОСК в год плюс 30 млн. м3 в накопителях только в Ростове не захораниваются должным образом |
Нет экономических стимулов к вторичной переработке |
Отсутствие программы | ||||||||||
Потенциал для распространения болезней и миграции загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды вследствие плохого управления твердыми бытовыми отходами |
Производится более 1 ,25 млн. т твердых бытовых отходов в год. Неконтролируемые или плохо контролируемые полигоны с недостаточной вместимостью |
Недостаточно высокие тарифы за сбор отходов. Нет экономических стимулов к вторичной переработке |
Вопросы землепользования, связанные с размещением полигонов, не разрешены | ||||||||||
Возможность распространения болезней вследствие плохого обезвреживания медицинских отходов |
Объем отходов неизвестен. Захоронение вместе с бытовыми отходями |
Отсутствие регулирования или программы по медицинским отходам. Сжигание медицинских отходов не поощряется | |||||||||||
Продолжение таблицы 1 | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||||||
Воздух
|
Проблема твердых отходов с золоот-валами Новочеркасской ГРЭС способствует загрязнению воздуха и поверхностных подземных вод |
Накоплено 30 млн. т золы, ежегодно вырабатывается 1,5 млн. т |
Старая плановая экономика требовала, чтобы ГРЭС была главным потребителем угля, добываемого в шахтах |
Федеральная программа управления отходами затрагивает эту проблему лишь частично (в восстановлении железа и ванадия из золы) | |||||||||
144000 т 50, и 70000 пыли ежегодно
выбрасываются с |
Использование угля с высоким содержанием серы и золы. Недостаточные меры по сокращению загрязнения |
Заниженные цены на энергию приводят к недостатку средств :а зколсгичасюиа мероприятия |
Нерешенный вопрх поставки газа на Новочеркасскую ГРЭС | ||||||||||
Пиковые концентрации N0. и СО в Ростове превышают ПДК'а 5 раз. Угроза здоровью из-за смога, противодействие которому К естественная продуваемость |
Выбросы в основном от транспорта. Транспортные потоки увеличиваются. ' Плохое состояние городских дорог |
Экономическая депрессия приводит к отсутствию муниципальных средств на ремонт дорог и совершенствование систем регулирования движения |
Недостаточный мониторинг выбросов автотранспорта. Плохой контроль за соблюдением стандартов выбросов от автомобилей. Отсутствие федерального постановления, требующего использования катализатора | ||||||||||
Высокая концентрация свинца в городах Большого Ростова. Выбрасывается 150 т свинца в год. |
Использование этилированного бензина в автомобилях
|
Проблема поступления неэтипи-
|
Необходимо постановление, запрещающее использование этилированного бензина
| ||||||||||
Продолжение таблицы 1 | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||||||
Почва |
Деградация почв из-за эрозии. Ветровая эрозия затрагивает 70% земель. |
Ветры во время сухого сезона. Отсутствуют или недостаточны почвоохранные меры |
Экономическая депрессия не дает стимула к внедрению новых мер |
Отсутствие программы | |||||||||
Загрязнение пестицидами. Воздействие высоко-токсичных веществ на население |
Бесконтрольное использование незарегистрированных пестицидов |
Отсутствие практических разработок по альтернативным пестицидам |
Отсутствие контроля за соблюдением запрета ка незарегистрированные пестициды | ||||||||||
Засоление и заболачивание почв. Разрушение характеристик почвы: уровень грунтовых вод доходит до 2,5 м. Ущерб с.-х. продуктивности: 4% с.-х. земель заболочены |
Плохой дизайн и управление ирригационными системами, особенно на левом берегу Дона |
Зсономичзтая депрессия |
Отсутствие: управления прибрежной зоной; почвоохранной программы; соответствующей подготовки фермеров | ||||||||||
Загрязнение почв тяжелыми металлами: 1-3 ш зоны загрязнения вокруг крупных городов. Высокий риск для здоровья людей |
Приток тяжелых металлов из сточных вод, твердых отходов и атмосферных каждений |
Нет экономических стимулов к вторичной переработка |
Отсутствие наблюдения за наличием тяжелых металлов в почве и пищевых продуктах | ||||||||||
Управление прибрежной зоной |
Истощение прибрежных ресурсов, потеря биологического разнообразия |
Основные факторы, влияющие на состояние природной зоны: грузовые порты Ростова, Таганрога и Азова |
Неадекватная стоимость |
Отсутствие программы |
Текущий экологический ущерб при отсутствии заметных улучшений в экологическом управлении составляет примерно от 250 млн. до 1 млрд. долл. в год (и может быть значительно выше с учетом того, что многие виды ущерба не выражены в денежных единицах). Этот ущерб может быть сокращен до величины менее 100 млн. долл. в год при комплексном экологическом управлении.
В краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах может возникнуть несколько факторов, которые окажут влияние на степень развития экологического ущерба при сохранении нынешнего состояния экологического управления. Эти факторы (среди прочего) включают изменение уровня и структуры экономической деятельности и могут повлиять на размер экологического ущерба различным образом.
Факторы, способные увеличить со временем денежную величину экологического ущерба, включают:
Факторы, способные уменьшить со временем денежную величину экологического ущерба, включают:
Эти факторы зависят от наличия достаточно высокого уровня экономического роста, который способствовал бы этим изменениям, в сочетании с развитием организационных механизмов, которые бы помогли эти изменения реализовать.
Таблица 2 Временные изменения экологического ущерба в Большом Ростове (млн. долл. в год)
Показатели |
Ущерб при нынешнем уровне экологического управления |
Ущерб при комплексном управлении | |||
| текущий |
краткосрочный |
среднесрочный |
долгосрочный |
|
Стоимость воздушного загрязнения свинец мелкая пыль оксид серы |
25-75 150-650 1-5 |
26-77 155-675 1-5 |
28-80 160-700 2-6 |
30-82 165-750 3-7 |
0-8 0-65 0-2 |
Итого |
176-730 |
182-757 |
190-786 |
198-839 |
0-75 |
Стоимость водного загрязнения микробиологическое загрязнения продукты дезинфекции затраты на водоочистку воздействие на рыболовство воздействие на отдых и туризм ущерб экосистемам |
3-15 1-10 35-55 + 1-5 15-35 |
2-10 1-5 33-50 + 1-6 20-40 |
2-10 1-5 33-50 + 2-7 25-45 |
2-10 1-5 33-50 + 3-8 30-50 |
0-1 0-1 0-5 + 0-4 0-4 |
Итого |
55-120 |
57-111 |
63-117 |
69-123 |
0-15 |
Стоимость бытовых отходов Стоимость токсичных отходов Другой ущерб от загрязнения, наносимый здоровью, благосостоянию и экосистемам |
10-20 5-10
+ |
12-24 6-11
+ |
15-27 7-12
+ |
18-30 8-13
+ |
2-10 1-5
+ |
Итого |
15-30 |
18-35 |
22-39 |
26-33 |
3-15 |
ВСЕГО |
246-880 |
257-903 |
275-942 |
293-995 |
3-105 |