Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Задачи работы заключаются в том, чтобы раскрыть понятие экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 6
1.1 Понятие и сущность экологического аудита 6
1.2 Задачи, цели и принципы экологического аудита 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 12
2.1 Законодательное регулирование экологического аудита 12
2.2 Нормативное регулирование экологического аудита 16
2.3 Административное регулирование экологического аудита 19
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 22
3.1 Процедуры проведения экологического аудита 22
3.2 Методы проведения экоаудиторских программ 28
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита Большого Ростова 43

Работа содержит 1 файл

кр экономика природопольз мои доработки12.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

Стандартами ИСО серии 14000 аудит системы управления окружающей средой определен как систематический и документированный подтверждающий процесс, направленный на объективное получение и оценку свидетельства, содержащего определение — соответствует ли система управления окружающей среды критериям аудита системы управления окружающей средой, установленным организацией, и передачи результатов этого процесса руководству [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На международном уровне, экологический аудит рассматривается как экономико-правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности с целью повышения инвестиционной привлекательности. Экологический аудит является основной составляющей системы экологического менеджмента и включает в себя оценку показателей экологичности, анализ и управление риском.

Основное отличие экологического аудита от других видов аудита заключается в том, что для его проведения необходимы сбор, анализ и документирование большого количества оперативной информации о деятельности предприятий по использованию природных ресурсов и о допущении загрязнения окружающей природной среды, что всегда сопровождается большими затратами времени и сил, поскольку большинство предприятий в России не могут обеспечить достаточно полное, четкое и достоверное формирование и представление такой экологической информации.

 Основным законом РФ, определяющим правовые основы регулирования аудиторской деятельности является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 13 июля 2001 г. Однако этот закон содержит только общее понятие «аудит», не конкретизируя принципы и порядок его проведения в отдельных видах деятельности.

В данной работе было проведено исследование сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.

Раскрыты понятия экологического аудита, рассмотрено законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализированы существующие методы и процедуры экологического аудита и изучены особенности экологического аудита зарубежных стран.

Экологический аудит  является самостоятельным специальным  видом аудита, наряду с общим, банковским, страховых аудитом бирж и фондов. Экологический аудит получил  распространение в России, и его значимость стремительно растет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. -М.:Юрид.лит.,2009.-64 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки» / Российская Бизнес-газета. -  2001. – 25с.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» / Российская газета. – 10.01.2002. – № 6.

4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 №143 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об оценочной деятельности в Российской Федерации» / Российская газета. – 2002. - №222 (3090)

5. Болдин А. Н. Экологический аудит: учебное пособие – М.:МГИУ, 2005. – 112 с.

6. Василевская И. В. Экономика природопользования: учебное пособие - М.:РИОР, 2007. – 96с.

7. Воронцов А. В. Экономика природопользования – М.:ЭКМОС, 2004. – 424 с.

8. Глушкова В. Т. Макар С. В. Экономика природопользования – М.: РИОР 2003. – 448 с.

9. Дрогомирецкий И. И., Контор Е. Л. Экологический аудит – М.: Вектор, 2005. – 160 с.

10. Ерофеев Б. В. Экологическое право России: учебник, 3 е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 430с.

11. Макаров С. Проблема экологического аудирования выходит из ряда второстепенных // Финансовые известия, 1996. – 87с.

12. Позднякова М. А. Экономика природопользования: учебное пособие для ВУЗОВ – М.: Модекс, 2003 – 168 с.

13. Рябчиков А. К. Экономика природопользования – М.: Элит-2000, 2003. – 87 с.

14. Сергеева Т. В. Экологический аудит – М.: Юнити, 2005. – 207с.

15. Сергиенко О. И. Экономика природопользования – Ростов-на-Дону: Феникс,2004. – 316 с.

16. Серов Г. П. Предмет, цели и правовые основы экоаудиторской деятельности. //Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2004, №5 – С. 93-100

17. Серов Г. П. Экологический удит. Концептуальные и организационно-правовые основы. – М.: Экзамен, 2000. – 768 с.

18. Пахомова О. В. Экологический менеджмент – С-Пб.: Питер, 2004. – 352 с.

19. Чапек В. Н. Экономика природопользования – Ростов-на-Дону: издательство Феникс, - 2003.–316 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Источники загрязнения  окружающей среды, распространение  загрязняющих веществ и последствия  их воздействия

Рисунок А.1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Этапы проведения экологического аудита

 

ФАЗА 1

Проведение предварительных  мероприятий по экоаудированию

Определение первоочередных объектов на основе экологических рисков, составление графиков проведения экоаудита, разработка планов проведения мероприятий


  

ФАЗА 2

Экоаудирование

Беседы с руководством и персоналом, работа с документами, визуальное обследование объекта (забор  проб из труб, сточных вод), лабораторный анализ


 

ФАЗА 3

Подготовка отчета по экоаудиту

В отчете указываются  соответствия или несоответствия объекта экспертизы экологическим характеристикам, международным нормам, национальным нормам, нормам самоконтроля и взятым обязательствам


 

ФАЗА 4

Реализация результатов  экоаудита

Доведение результатов  до руководства, сотрудников, акционеров, государственных органов, общественности и партнеров по бизнесу


 

 

Рисунок Б.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

Пример проведения экологического аудита Большого Ростова

ВЫДЕРЖКИ ИЗ МАТЕРИАЛОВ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ по проекту:

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ БОЛЬШОГО РОСТОВА»

Исполнители: фирма «Хатлер  Байи» (США), Центр подготовки и реализации международных проектов (РФ), Всемирный банк — г. Азов, 28-29 мая 1997 г.

ВВЕДЕНИЕ

Регион Большого Ростова  расположен в Ростовской области, и для целей данного проекта включает следующие города: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Азов, Батайск, Аксай и Шахты.

Регион Большого Ростова  находится в состоянии экологического кризиса по многим аспектам. Региональные и местные экологические власти активно пытаются использовать современные подходы к решению экологических проблем и часто предпринимают новаторские инициативы, которые являются показательными для других регионов России. Данный проект является результатом инициативы экологических властей Большого Ростова и финансируется Всемирным Банком.

Цели проекта можно  объединить в три группы:

1)   Оценка природы, источников, масштабов и причин экологической деградации в Большом Ростове.

2)      Формулировка комплексной экологической стратегии и плана действий для изучаемого региона.

3)   Разработка плана реализации и финансирования для выявленных приоритетных инвестиций.

Экологическая оценка —  основа последующей стратегии и  плана действий — отражает наиболее критические проблемы (и их решения) в отношении охраны и улучшения здоровья населения, экономического благосостояния и экологических ресурсов в регионе.

На основе анализа  стоимости экологической деградации авторы отчета установили общую стратегическую цель для региона: сократить уровень экологической деградации в Большом Ростове.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

В Большом Ростове  экологическое загрязнение наносит  ущерб людям и окружающей среде, включая заболеваемость и раннюю смертность в результате воздействия загрязнения, сокращение продуктивности сельского хозяйства и рыболовства, рост затрат на очистку питьевой воды, ущерб зданиям и другой инфраструктуре, сокращение возможностей для отдыха и ущерб экосистемам. Этот ущерб анализируется качественно и количественно.

Основные экологические  проблемы в Большом Ростове и  их физические, социально-экономические, а также законодательные и организационные причины обобщены для каждого экологического сектора в таблице 1.

 

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

 

Выбор экологических  инвестиций зависит от понимания  воздействия структурных, экономических  и социальных изменений на окружающую среду. Стоимостные сценарии разработаны  для двух уровней экологического управления в регионе: экологическое  управление на нынешнем уровне и комплексное экологическое управление, соответствующее уровню стран Северной Америки и Западной Европы. Сценарии охватывают краткосрочную (до 4 лет), среднесрочную (4—8 лет) и долгосрочную перспективы (более 8 лет).

 

 

Таблица 1 Основные экологические проблемы в Большом Ростове

 

Сектор

Проблема

Выявленные причины

Физические

Социально-экономические

Законодательные и организационные

1

2

3

4

5

Вода

Высокие потери воды в водопроводных сетях (25-40% в Ростове)

Потребность превышает мощность водоочистных сооружений Ростова на 25%. Население подвергается воздействию побочных продуктов дезинфекции (ППД)

Недостаточные мощность и качество очистки питьевой воды в Новочеркасске

Ухудшение качества воды в реке Дон  вследствие сбросов сточных вод  Ростова (90% сбросов не удовлетворяют стандартам)

Загрязнение реки Темерних в Ростове: 15300 т осадка, содержащего тяжелые металлы

 

Водопроводные сети в неудовлетворительном состояний из-за возраста и плохого содержания

Тарифы на воду не отражают затраты  для населения и субсидируются более высокими тарифами для предприятий

Отсутствие водомеров

Две старые и находящиеся в плохом состоянии станции водоочистки. Очистка двойным хлорированием

-

Низкое качество сырой воды. Устаревшие очистные сооружения

Плохой дизайн и состояние системы коллекторе» и очистных сооружений канализации. Мощность ОСК недостаточна

Более 10 тыс. кубометров неочищенных стоков сбрасывается з Темерник ежесуточно

 

-

Платежи за услуга канализации не отражают затрат. Платежи за сбросы слишком низки, чтобы сказывать стимулирующее воздействие

Задолженность по платежам за сбросы. Водоканал, а не правительственное  агентство, взимает платежи с предприятий

Отсутствие средств на очистные меры

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

 

Неочищенные ливневые стоки способствуют загрязнению реки Дон

Система ливневой канализации устарела и неэффективна

-

Отсутствие программы по управлению ливневыми стоками

 

 

 

 

 

       

Отходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угроза здоровью людей от опасных промышленных отходов и загрязнения поверхностных и подзем-ных вод, атмосферы

Небезопасное обращение с вредными промышленными отходами (беспорядочные свалки, хранение на предприятиях)

Платежи за размещение отходов основаны на объеме, а не на безопасности обращения

Отсутствие федерального закона по опасным отходам. Отсутствие программы по управлению опасными отходами

Шламы ОСК, загрязненные тяжелыми металлами, создают угрозу здоровью людей и наносят ущерб экосистемам (включая популяции рыб)

Вырабатываемые 2 млн. м3 токсичных  шламов ОСК в год плюс 30 млн. м3 в накопителях только в Ростове не захораниваются должным образом

Нет экономических стимулов к вторичной переработке

Отсутствие программы управления шламзми ОС. Планы постройки сооружения по обезвоживанию осадка не реализованы

Потенциал для распространения  болезней и миграции загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды вследствие плохого управления твердыми бытовыми отходами

Производится более 1 ,25 млн. т твердых бытовых отходов в год. Неконтролируемые или плохо контролируемые полигоны с недостаточной вместимостью

Недостаточно высокие тарифы за сбор отходов. Нет экономических  стимулов к вторичной переработке

Вопросы землепользования, связанные  с размещением полигонов, не разрешены

Возможность распространения болезней вследствие плохого обезвреживания медицинских отходов

Объем отходов неизвестен. Захоронение  вместе с бытовыми отходями

 

Отсутствие регулирования или  программы по медицинским отходам. Сжигание медицинских отходов не поощряется

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Воздух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема твердых отходов с  золоот-валами Новочеркасской ГРЭС способствует загрязнению воздуха и поверхностных подземных вод

Накоплено 30 млн. т золы, ежегодно вырабатывается 1,5 млн. т

Старая плановая экономика требовала, чтобы ГРЭС была главным потребителем угля, добываемого в шахтах

Федеральная программа управления отходами затрагивает эту проблему лишь частично (в восстановлении железа и ванадия из золы)

144000 т 50, и 70000 пыли ежегодно  выбрасываются с Нсвочэркасской  ГРЭС. Население подвергается риску  респираторных заболеваний, бронхита, астмы

Использование угля с высоким содержанием серы и золы. Недостаточные меры по сокращению загрязнения

Заниженные цены на энергию приводят к недостатку средств :а зколсгичасюиа  мероприятия

Нерешенный вопрх поставки газа на Новочеркасскую ГРЭС

Пиковые концентрации N0. и СО в Ростове  превышают ПДК'а 5 раз. Угроза здоровью из-за смога, противодействие которому К естественная продуваемость

Выбросы в основном от транспорта. Транспортные потоки увеличиваются.   ' Плохое состояние городских дорог

Экономическая депрессия приводит к отсутствию муниципальных средств на ремонт дорог и совершенствование систем регулирования движения

Недостаточный мониторинг выбросов автотранспорта. Плохой контроль за соблюдением стандартов выбросов от автомобилей. Отсутствие федерального постановления, требующего использования катализатора

Высокая концентрация свинца в городах Большого Ростова. Выбрасывается 150 т свинца в год.

Использование этилированного бензина в автомобилях

 

 

 

Проблема поступления неэтипи-рованного  бензина в регион и перевода транспорта на газ

 

Необходимо постановление, запрещающее использование этилированного бензина

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Почва

Деградация почв из-за эрозии. Ветровая эрозия затрагивает 70% земель.

Ветры во время сухого сезона. Отсутствуют  или недостаточны почвоохранные меры

Экономическая депрессия не дает стимула к внедрению новых мер

Отсутствие программы почвоохранных мер

         
 

Загрязнение пестицидами. Воздействие высоко-токсичных веществ на население

Бесконтрольное использование незарегистрированных пестицидов

Отсутствие практических разработок по альтернативным пестицидам

Отсутствие контроля за соблюдением  запрета ка незарегистрированные пестициды

 
 

Засоление и заболачивание почв. Разрушение характеристик почвы: уровень  грунтовых вод доходит до 2,5 м. Ущерб с.-х. продуктивности: 4% с.-х. земель заболочены

Плохой дизайн и управление ирригационными системами, особенно на левом берегу Дона

Зсономичзтая депрессия препятствует разработке эффективной правительственной программ по сельскому хозяйству

Отсутствие: управления прибрежной зоной; почвоохранной программы; соответствующей подготовки фермеров

Загрязнение почв тяжелыми металлами: 1-3 ш зоны загрязнения вокруг крупных городов. Высокий риск для здоровья людей

Приток тяжелых металлов из сточных  вод, твердых отходов и атмосферных каждений

Нет экономических стимулов к вторичной  переработка

Отсутствие наблюдения за наличием тяжелых металлов в почве и  пищевых продуктах

Управление прибрежной зоной

Истощение прибрежных ресурсов, потеря биологического разнообразия

Основные факторы, влияющие на состояние природной зоны: грузовые порты Ростова, Таганрога и Азова

Неадекватная стоимость земельных  ресурсов з прибрежной зоне

Отсутствие программы управления прибрежной зоной. Недостаточная межведомственная координация.


 

 

Текущий экологический ущерб при отсутствии заметных улучшений в экологическом управлении составляет примерно от 250 млн. до 1 млрд. долл. в год (и может быть значительно выше с учетом того, что многие виды ущерба не выражены в денежных единицах). Этот ущерб может быть сокращен до величины менее 100 млн. долл. в год при комплексном экологическом управлении.

В краткосрочной, среднесрочной  и долгосрочной перспективах может возникнуть несколько факторов, которые окажут влияние на степень развития экологического ущерба при сохранении нынешнего состояния экологического управления. Эти факторы (среди прочего) включают изменение уровня и структуры экономической деятельности и могут повлиять на размер экологического ущерба различным образом.

Факторы, способные увеличить со временем денежную величину экологического ущерба, включают:

  1. экономический рост, обычно сопровождающийся ростом уровней выбросов загрязняющих веществ;
  2. рост доходов населения, что может увеличить загрязняющую деятельность потребителей (например, рост числа личных автомобилей);
  3. растущая нехватка незагрязненных ресурсов делает их более ценными;
  4. рост населения увеличивает количество людей, страдающих от загрязнения.

Факторы, способные уменьшить  со временем денежную величину экологического ущерба, включают:

  1. переход на более эффективные и менее загрязняющие производственные процессы (например, переход с угля на природный газ, вторичная переработка и т. д.);
  2. рост инвестиции в экологические мероприятия по сокращению загрязнений на предприятиях и в муниципальных службах;
  3. потенциальные изменения в структуре экономической деятельности (например, если часть производственного сектора уступит место сфере услуг).

Эти факторы зависят  от наличия достаточно высокого уровня экономического роста, который способствовал бы этим изменениям, в сочетании с развитием организационных механизмов, которые бы помогли эти изменения реализовать.

Таблица 2 Временные изменения экологического ущерба в Большом Ростове (млн. долл. в год)

                Показатели

Ущерб при нынешнем уровне экологического управления

Ущерб при комплексном управлении

 

текущий

краткосрочный

среднесрочный

долгосрочный

 

Стоимость воздушного загрязнения 

свинец

 мелкая пыль 

оксид серы

25-75 150-650 1-5

26-77

155-675

1-5

28-80

160-700

2-6

30-82

165-750

3-7

0-8

0-65

0-2

Итого

176-730

182-757

190-786

198-839

0-75

Стоимость водного загрязнения  микробиологическое загрязнения 

продукты дезинфекции 

затраты на водоочистку воздействие  на рыболовство воздействие на отдых  и туризм ущерб экосистемам

3-15

1-10

35-55

+

1-5

15-35

2-10

1-5

33-50

+

1-6

20-40

2-10

1-5

33-50

+

2-7

25-45

2-10

1-5

33-50

+

3-8

30-50

0-1

0-1

0-5

+

0-4

0-4

Итого

55-120

57-111

63-117

69-123

0-15

Стоимость бытовых отходов Стоимость  токсичных отходов Другой ущерб  от загрязнения, наносимый здоровью, благосостоянию и экосистемам

10-20

5-10

 

+

12-24

6-11

 

+

15-27

7-12

 

+

18-30

8-13

 

+

2-10

1-5

 

+

Итого

15-30

18-35

22-39

26-33

3-15

ВСЕГО

246-880

257-903

275-942

293-995

3-105

Информация о работе Экологический аудит