Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:25, доклад
Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной или иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (статья 1 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
1. Экологический аудит
2. Способы возмещения экологического вреда
3. Чрезвычайное положение
НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Юридический факультет
Билет № 17
По дисциплине: Экологическое право
Факультета заочного обучения
НОВОСИБИРСК
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экологический аудит
2. Способы возмещения экологического вреда
3. Чрезвычайное положение
Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной или иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (статья 1 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
Наряду с экологической экспертизой, нормированием окружающей среды, лицензированием отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, экологической сертификации хозяйственной деятельности экологический аудит является еще одним инструментом системы природоохранного менеджмента.
Основой для внедрения процедуры экоаудита послужили международные стандарты серии ИСО 14000, принятые в системе сертификации ГОСТ Р.
В настоящее время экологический аудит, являясь в основном процедурой добровольной, широко используется предприятиями и частными инвесторами для получения объективной оценки экологических аспектов деятельности предприятия.
Результаты экологического аудита являются документированной основой для принятия решений:
О соответствии и/или несоответствии деятельности предприятия существующим нормативным требованиям и законодательным актам;
Об эффективности существующей системы управления охраной окружающей среды на предприятии;
Об эколого-экономической эффективности реализуемых мероприятий;
О величине потенциальных экологических рисков и значимости их последствий;
О предотвращении штрафных санкций;
О выработке первоочередных мер и долгосрочной программы в области решения экологических проблем конкретного предприятия.
Отношения с общественностью и населением. Улучшение отношений предприятий с общественностью и населением требует продуманного, систематического предоставления необходимой информации о воздействии на окружающую среду, экологических целях и задачах, экологической политике, реально достигнутых здесь (очевидных!) результатах. Информация населению и общественным организациям должна представляться в удобной форме.
Экологический аудит может выступать существенным дополнением к экологической экспертизе и экологическому контролю.
Конечным результатом проведения экологического аудита на предприятии является Аудиторское заключение о состоянии природоохранной (экологической) деятельности на предприятии. В заключении содержится достоверная информация о степени воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, а также даются рекомендации и предложения.
Аудиторские рекомендации и предложения могут помочь правильно расставить приоритеты, наметить ориентиры, что позволит предприятию сэкономить средства на каких-то мероприятиях, вкладывая их в более актуальные и в будущем получить прибыль.
Аудиторское заключение может являться основой для формирования экологической стратегии и политики промышленного предприятия.
В зависимости от целей проведения экологического аудита мы Вам можем предложить включить в аудиторское заключение:
Соответствие природоохранной деятельности вашего предприятия действующему законодательству;
Наличие экологической отчетности и разрешительной документации;
Проверка соответствия имеющейся документации реальному состоянию дел;
Расчет экологических платежей и рекомендации по их снижению;
Расчет возможных штрафных санкций за несоответствие деятельности предприятия природоохранному законодательству.
Анализ эффективности работы экологической службы предприятия и рекомендации по ее улучшению;
Обследование и выдача заключений по работе очистного оборудования;
Рекомендации по наиболее эффективному месту, способу приложения ресурсов для уменьшения воздействия на окружающую среду;
Анализ цикла обращения с отходами;
Мониторинг (обследование территории предприятия на предмет установления степени загрязнения природной среды).
Конфиденциальность. Утверждение команды экспертов, количество экземпляров аудиторского заключения и степень конфиденциальности, полученной в ходе проверки информации, определяет заказчик аудита.
Перспективные направления в экологическом аудировании:
1. Определение экологических рисков при экологическом страховании. Необходимо отметить, что важнейшим компонентом экологического страхования служит внешний (инициированный страховыми компаниями) аудит страхователя. С целью полной и независимой оценки экологических рисков связанных с деятельностью компании.
Экологическое страхование представляет собой рыночный механизм природоохранного управления, направленный на предупреждение и возмещение ущерба окружающей среде и ее компонентам. В экономическом плане экологическое страхование представляет собой в России огромный государственный интерес, так как в настоящее время предприятия не несут ответственности в полном объеме за причиненный окружающей среде вред, и этот вред компенсирует государство, что в полной мере относится к обанкротившимся добывающим компаниям. Страхование же является классическим внебюджетным финансовым источником природоохранного управления.
В последнее время, в правительстве Российской Федерации все яснее осознается необходимость создания юридической основы для формирования в стране системы экологического страхования (заявления в СМИ президента РФ – Д. А. Медведева, председателя правительства РФ – В. В. Путина, спикера Совета Федерации – С. М. Миронова).
2. Экологический аудит направленный на содействие в создании, функционировании и сертификации систем управления окружающей природной средой предприятия.
3. Экологический аудит материалов по подготовке инвестиционных проектов и программ.
4. Экологический аудит по оценке экологической безопасности объектов государственной или частной собственности в случае передачи их в долгосрочную аренду, в лизинг или концессию.
Особенно актуален при отсутствии в России системы экологического страхования. Так как, при возникновении техногенной аварии все расходы по ее ликвидации и возмещению ущерба окружающей среде должен будет возместить хозяйствующий субъект. Зачастую деятельность мелких и средних компаний приостанавливается до решения суда, а после они объявляются банкротом.
Так же не следует забывать, что нормирование загрязнения окружающей среды (разработка проектов НДС, ПДВ, ЛРО и мероприятий по охране окружающей среды), а также размещение организованных источников загрязнения с учетом границ санитарно-защитных зон, не способны полностью исключить негативного воздействия на окружающую среду. Причиной тому может явиться неорганизованное, залповое, аварийное или «ночное» воздействия на окружающую среду. Причинение вреда здоровью местному населению при загрязнении окружающей среды может иметь тяжелые последствия для устойчивого развития предприятия.
В Российской Федерации судебные решения о возмещении вреда здоровью населенью уже имеются (Решение Сегежского городского суда Республики Карелия о возмещении вреда здоровью гражданина, причиненного деятельностью Надвоицкого алюминиевого завода, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (Республика Карелия, 2002-2004).
Экологический аудит позволяет оценить экологическую безопасность аудируемого объекта, выявить наиболее высокие экологические риски, предотвратить последствия техногенных аварий, оценить полное воздействие предприятия на окружающую среду и выработать комплекс рекомендаций направленных на поэтапное снижение загрязнения окружающей среды.
Право на осуществление ДВ НИИ охраны природы деятельности по экологическому аудиту в соответствии с требованиями Госстандартов серии ИСО-14000 подтверждено Аттестатом аккредитации от 28 октября 2003 года ЭАО 03-030, выданным Некоммерческим партнерством Экологический аудит "Экологическая аудиторская палата".
Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» снизил гарантии обеспечения прав граждан на возмещение экологического вреда.
Так, ч. 1 ст. 11 Федерального закона гласит: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Далее в ст. 79 этого же нормативного акта говорится: «Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме».
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
Вопрос об отнесении деятельности предприятия, учреждения, организации к числу представляющих повышенную экологическую опасность решается в каждом конкретном случае отдельно. При этом необходимо иметь в виду, что к источникам повышенной опасности могут быть отнесены: промышленные предприятия, производящие выбросы токсичных и других вредных веществ в природную среду, сельскохозяйственные и лесные предприятия, использующие для обработки полей и лесов химические вещества, транспортные средства и т.п. Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, освобождаются от возмещения вреда, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы.
В ст. 1085 ГК РФ закреплено еще одно важное положение, согласно которому при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Рассматриваемый тип обязательств возмещается преимущественно в денежной форме.
Тенденции развития правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде, отражены главным образом в законодательстве об использовании атомной энергии. Анализ указанных тенденций позволяет утверждать, что в регулировании возмещения крупномасштабного вреда, причиненного окружающей среде, превалируют публично-правовые начала, притом, что первоначально институт возмещения вреда формировался в рамках частного права. Подобная трансформация юридической природы правового регулирования предопределена особой значимостью объекта причинения вреда. Начала публично-правового регулирования указанных отношений проявляются, прежде всего, во включении государства в число субъектов правоотношения по возмещению вреда - государство несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств у причинителя вреда, а также в случаях, когда причиненные убытки превышают лимит ответственности причинителя вреда, если таковой установлен действующим законодательством Российской Федерации либо международно-правовыми документами.
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, режим, вводимый в стране (ее регионе) при особых обстоятельствах в порядке, предусмотренном Конституцией и (или) специальным законом о режиме чрезвычайного положения. Как правило, режим чрезвычайного положения связан с определенными ограничениями компетенции местных органов власти, а также прав граждан. В Российской Федерации чрезвычайное положение может быть введено Президентом с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания, которые утверждают соответствующий Указ президента.