Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Проблема совершенствования отношений по природопользованию обу-словлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.
Введение
Проблема совершенствования отношений по природопользованию обу-словлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.
Все это ставит
на повестку дня вопрос о необходимости
совершенствования
В условиях рынка,
самостоятельности
Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его соци-ально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:
• Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления,
• во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.
В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. Определяющим фактором в институциализации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.
Еще недавно
был незыблем постулат о том, что
рыночная экономика ба-зируется только
на материальных интересах ее участников.
Однако в современных условиях обострения
экологических проблем рынок побуждает
к рациональному хозяйствованию и совмещению
бизнеса с решением экологических проблем.
По утверждению представителей крупных
фирм Европы “зеленый имидж” вызван коммерческой
необходимостью, способностью фирмы “смотреть
далеко вперед”. Это способ защитить свой
бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная
политика осуществления экологически
обоснованного подхода к бизнесу является
своего рода капиталовложением, ориентированным,
в том числе, и на завоевание обширного
рынка. Представители многих крупных фирм
осознали, что обязаны работать с большей
ответственностью по отношению к окружающей
среде.
Виды аудитов (различные цели и объекты)
Различают внутренний и внешний аудит.
Внешний аудит осуществляют независимые специализированные аудиторские фирмы либо внешние аудиторы, не имеющие на проверяемом предприятии никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета, отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике и цели деятельности предприятия.
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.
Необходимость во внутреннем аудите обусловлена:
усложнением организационной структуры предприятий;
разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;
удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;
стремлением администрации
экономического субъекта получить достаточно
объективную и независимую
повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.
Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом.
Основными задачами
данного аудита являются проверка и
совершенствование организации
и управления предприятием, качественных
сторон производственной деятельности,
оценка эффективности производства
и финансовых вложений, производительности,
рациональности использования средств,
их экономии.
Управленческий аудит
аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Аудит хозяйственной деятельности
Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.
Аудит соответствия
Аудит на соответствие
требованиям заключается в
Аудит финансовой отчетности
Представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит
Это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.
Обязательный и инициативный аудит.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы аудиторской проверки определяет клиент, однако разделяют две категории инициативного аудита: выборочный аудит и сплошная аудиторская проверка предприятия.
Выборочный аудит
Проводится по согласованной с заказчиком программе проведения аудиторской проверки. Аудиторская компания проверяет бухгалтерский учет предприятия выборочно. Результатом такого инициативного аудита является аудиторское заключение, отражающее общую ситуацию соответствия бухгалтерского учета предприятия нормам законодательства.
Сплошной инициативный аудит
Предполагает полноценную аудиторскую проверку бухгалтерии заказчика, при которой требования, предъявляемые аудиторами существенно жестче требований налоговой инспекции при проведении выездной налоговой проверки. Помимо аудиторского отчета и аудиторского заключения, заказчик получает рекомендации аудиторов по исправлению ошибок в бухгалтерском и налоговом учете. Следующим этапом будет восстановление бухгалтерского учета на основе результатов проведенной аудиторской проверки и подготовка уточняющих налоговых деклараций.
Первоначальный и согласованный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
Согласованный
(повторяющийся) аудит осуществляется
аудитором (аудиторской фирмой) повторно
или регулярно и основан в
этой связи на знании специфики бухгалтерского
учета клиента, его положительных
и отрицательных сторон в организации
бухгалтерского учета, результатах
длительного сотрудничества с клиентом
(налоговое консультирование, помощь
в организации системы
Аудит соответствия
Проверка отдельных операций на предмет соответствия конкретным государственным нормам, условиям контракта или заявленному описанию. Например, аудит больницы на соответствие правилам возмещения страховых выплат; проверка аудитором налоговой инспекции на предмет соблюдения налогового законодательства; аудит компьютерного сервисного центра на предмет соответствия установленной схеме внутреннего контроля.
Основным документом, подтверждающим безопасность того или иного вида деятельности для окружающей среды и населения, является заключение государственной экологической экспертизы.
Обязанность проведения государственной экологической экспертизы, ее принципы, организация, перечни экспертируемых объектов определены следующими правовыми нормативными актами:
- Федеральными законами: « Об охране окружающей природной среды» (ст.ст.35,39); «Об экологической экспертизе», Водным кодексом РФ (ст.ст.80,116); Лесным кодексом РФ (ст.ст.46,65); «О континентальном шельфе РФ» (ст.31); «Об отходах производства и потребления» (ст.10); «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (ст.34); Градостроительным кодексом РФ (ст.28); «О животном мире» (ст.ст.5,6,10,13,20); «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.98г.
№ 191-ФЗ (ст.27);
- постановлением
Правительства РФ т 18.05.98 г.
№ 462 Об утверждении Положения о проведении
государственного экологического контроля
в закрытых административно-
Аудит загрязненной производственной площадки
Отмечено, что в России нормирование качества почв исторически направлено, в первую очередь, на охрану почв сельскохозяйственных угодий и, тем самым, на обеспечение охраны здоровья и населения, употребляющего в пищу выращенные в стране продукты питания. При этом при установлении нормативов качества почв в России учитывается вероятность миграции вредных веществ в соприкасающиеся с почвой среды. Так достигается цель обеспечения охраны как самих почв, так и соприкасающихся с почвами сред – грунтовых и подземных вод, а также атмосферного воздуха.
В последние
годы в России приняты Санитарно-