Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Задачи работы заключаются в том, чтобы раскрыть понятие экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 6
1.1 Понятие и сущность экологического аудита 6
1.2 Задачи, цели и принципы экологического аудита 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 12
2.1 Законодательное регулирование экологического аудита 12
2.2 Нормативное регулирование экологического аудита 16
2.3 Административное регулирование экологического аудита 19
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 22
3.1 Процедуры проведения экологического аудита 22
3.2 Методы проведения экоаудиторских программ 28
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита Большого Ростова 43

Работа содержит 1 файл

кр экономика природопольз мои доработки12.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

Аудит системы управления окружающей средой должен преследовать определенные цели:

  • определить  соответствие  системы  управления  окружающей средой проверяемой организации критериям аудита системы управления окружающей средой;
  • определить, внедрена ли и поддерживается ли система управления окружающей средой проверяемой организации должным образом;
  • идентифицировать  области  для  потенциального  улучшения системы управления окружающей средой проверяемой организации;
  • оценить способность процесса внутреннего анализа со стороны руководства обеспечить постоянную пригодность и эффективность системы управления окружающей средой;
  • провести оценку системы управления окружающей средой в организации, у которой есть намерения установить контрактные отношения, например с потенциальным поставщиком или партнером по совместному предприятию [16, с. 24].

Основными принципами проведения экологического аудита являются независимость и объективность аудита, профессионализм и компетентность, конфиденциальность информации, полученной при его проведении, ответственность аудитора за аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также поддержка программы экологического аудита руководством или собственником аудируемого объекта и принятие обязательных мер по устранению выявленных недостатков [5].

Экологический аудит  следует проводить в соответствии с основными принципами и руководящими указаниями, разработанными для соответствующего типа экологического аудита [18].

В целях повышения  стабильности и надежности экологический  аудит следует проводить согласно документированным и четко определенным методологиям и систематическим процедурам, которые должны быть постоянными для любого типа экологического аудита. Процедуры для одного типа экологического аудита отличаются от процедур для другого типа только там, где это существенно, для конкретных характерных особенностей данного типа экологического аудита.

 

 

 

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

 

2.1 Законодательное регулирование  процедуры экологического аудита

 

Правительство Российской Федерации направляет свои силы на совершенствование нормативного регулирования в сфере экологического аудита с одной стороны, создавая нормативные акты и, с другой, устраняя несоответствия между существующими, постоянно пересматривая изданные нормативные документы и проверяя их на соответствие сложившейся экологической ситуации. Анализ действующего законодательства в сфере регулирования экологического аудита позволяет выделить ряд основных принципов его формирования:

  • предотвращение вреда окружающей среде;
  • охрана жизни и здоровья человека;
  • обязанность каждого охранять окружающую среду (в соответствии со ст. 58 Конституции РФ);
  • гуманность по отношению к животному и растительному миру
  • вовлечение граждан и общественности в механизм охраны окружающей среды и принятия решений;
  • обеспечение рационального использования природных ресурсов;
  • свободный доступ к экологической информации;
  • платность природопользования;
  • учет экологических требований в хозяйственной и иной деятельности предприятий;
  • гармонизация российского законодательства в области охраны окружающей среды с общепринятыми международными принципами и нормами.

Таким образом, основная цель формирования законодательства в  сфере экологического аудирования  заключается в обеспечении экологически обоснованного устойчивого экономического и социального развития.

Как и в любой другой области, в регулировании отношений  в сфере экологического аудита Конституция  Российской Федерации дает основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что Конституция, являясь правовой основой законодательства РФ, закрепляет права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты.

Статья 42 Конституции  Российской Федерации реализует  принципы устойчивого развития общества, в которых в качестве приоритетной задачи предполагает обеспечение гражданских прав «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее стоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и/или имуществу экологическим правонарушением» [1].

Переход к экологически безопасному экономическому развитию определен Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. №236 и «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. № 440. Положения Указов предусматривают «создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды». Экологический аудит предусмотрен также Классификатором правовых актов (110.010.100), одобренным Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511. В соответствии с Классификатором экологический аудит является одним из видов аудита. С позиций системного подхода концепция экологического аудита, элементы которой определяются в настоящее время формирующимся законодательством в этой области, должна основываться на понимании ее места в более общих системах — в данном случае, в системе аудиторской деятельности РФ.

Основным законом РФ, определяющим правовые основы регулирования  аудиторской деятельности является Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 13 июля 2001 г. Этот закон содержит только общее понятие «аудит», не конкретизируя принципы и порядок его проведения в отдельных видах деятельности.

В соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»: «аудиторская деятельность (аудит) — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица) [4, с.39].

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации».

В России понятие аудита используется в более широком  значении, как это принято в международной практике. Понятие аудит может включать в себя не только проверку финансовой отчетности дипломированными аудиторами с  экономическим или юридическим образованием, но и оценку иных параметров организации и окружающих ее условий в других областях деятельности, то есть проверку полного цикла функционирования организации и окружающей ее деловой среды, выходя за рамки бухгалтерского учета.

По своей сути и  терминологии, формируя порядок осуществления  деятельности в области финансового  аудита, законопроект ни слова не говорит о специальных видах аудита, в частности об экологическом аудите. В целях цивилизованного и фундаментального решения проблем в области аудиторской деятельности в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» было необходимо упомянуть о тех видах аудита, которые уже включены в международных классификаторы деятельности, и ссылки на которые, содержатся в российских нормативно-правовых актах. Это такие виды как экологический аудит, техногенный аудит (аудит чрезвычайных ситуаций) аудит недр и ресурсов.

Эту проблему разрешают  другие нормативные правовые акты. В частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 20 декабря 2001 г., вводит понятие экологического аудита. Согласно этому документу «экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности» [5, с.57].

Закон РФ «Об охране окружающей среды» также содержит основные принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться деятельность любого субъекта РФ, юридического или физического лица, в том числе и аудитора [3].

В настоящее время  в Министерстве природных ресурсов разрабатывается Проект Федерального закона «Об экологическом аудировании». Он направлен на то, чтобы определить основы правового регулирования экологического аудита в Российской Федерации. Проект закона «Об экологическом аудите» закрепляет понятие экологического аудита, экоаудиторской деятельности, устанавливает объект экоаудита и перечень сопутствующих ему услуг. Закон также содержит ссылки на действующее законодательство в области экологического аудита, устанавливает понятия аудитора-эколога и экоаудиторской организации, регламентирует порядок аттестации и получение аттестата аудитора-эколога, определяет права и обязанности аудиторов и экоаудиторских организаций, а также права и обязанности аудируемых лиц. Закон предполагает обязательность экологического аудита. Кроме того, положения данного закона обязывают проводить экологический аудит в соответствии федеральными правилами (стандартами) экоаудиторской деятельности и составлять аудиторской заключение по итогам экологического аудита [6].

 

 

2.2 Нормативное регулирование  экологического аудита

 

Нормативное регулирование очень важно для экологического аудита.

Значение Приказа Госкомэкологии России «О проведении Практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» от 16 июля 1998 г. № 436 заключается в создании системы аттестации экологических аудиторов. Настоящий документ определяет порядок аттестации экологических аудиторов, проводимой Госкомэкологией России.

 Приказ можно разделить на две части: первая содержит информацию о порядке аттестации экологических аудиторов, вторая информацию о комиссии по аттестации экоаудиторов.

Подготовка    экологов-аудиторов    ведется    на    базе    Научно-исследовательского центра «Экобезопасность». Согласно требованиям, аттестуемый экоаудитор должен иметь законченное высшее образование. Он должен пройти курс специального обучения в области экологического аудирования по программам, утвержденным Госкомэкологией России, иметь две практические стажировки и соответствующее свидетельство об устном прохождении этого курса обучения и стажировки не позднее, чем за два года до даты подачи заявления об аттестации. Экоаудиторы должны повышать свою квалификацию путем совершенствования знаний законодательства, нормативов, стандартов и правил в области охраны окружающей среды. Сроки действия аудиторских удостоверений ограничены. Они выдаются и продлеваются в установленном порядке, на срок от одного года до трех лет.

Вторая часть документа  регламентирует деятельность комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов. Комиссия создается на основании «Временного положения  о комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов» от 16 июля 1998 г. № 436. Согласно этому положению, комиссия Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов является коллегиальным органом.

Всероссийским научно-исследовательским  институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и  качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Росстандарта России были разработаны стандарты в области экологического аудита, которые представляют собой аутентичный пакет соответствующих международных стандартов. Настоящие Стандарты приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. № 378 [7, c.56].

В 2001 г. Госкомэкологией  России был подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего Положение об экологическом аудите в Российской Федерации. Предполагалось, что данный проект Положения придаст юридический статус экоаудиторскому заключению, установит права обязанности и ответственность участников процесса, определит роль государства в развитии экологического аудита и обеспечении гарантий компетентности, независимости и качества предоставляемых аудиторских услуг [16].

Принимаются нормативно-правовые акты по экологическому аудированию и на местном уровне. Например, Приказы Госкомэкологии Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. № 94 и Госкомитета по охранe окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 марта 1998 г. № 38, которые ввели экологический аудит на данной территории.

Установление различных  способов регулирования деятельности по экологическому аудиту в субъектах  и областях Российской Федерации снижает эффективность государственного регулирования в данной области, а также сокращает возможности потенциального применения процедуры экологического аудита как государственным структурам, так и хозяйствующим субъектам.

Кроме этого, существует более 150 федеральных нормативно правовых актов по вопросам экологии и природопользования (природоохраны), которые все имеют определенное отношение к экологическому аудиту.

Нормативно-правовыми  актами по вопросам экологического аудита являются:

  1. Постановление  Правительства  Российской  Федерации  «Oб 
    утверждении положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 15 января 2001 г. № 31, которое рекомендует проводить экологический аудит для облегчения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
  2. «Положение о порядке выдачи лицензий на проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель» от 27 декабря 1993 г. № 451;
  3. «Положение о порядке выдачи лицензии на проведение обследований по выявлению деградации и загрязненных земель» определяет последовательность выдачи лицензий на проведение обследований по степени загрязнения окружающей среды, без которой не может осуществлять свою деятельность экоаудитор [10, c.16].

Информация о работе Экологический аудит