Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

Экологический аудит, являясь потенциально эффективным инструментом экологического права, пока не получил должного развития в России, в отличие от промышленно развитых стран, где он давно и успешно применяется. Необходимость его применения впервые возникла в США в 70-х гг. ХХ в. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм. Предприятия в США были вынуждены по аналогии с финансовым аудитом прибегнуть экологическому аудиту, цель которого заключалась в проведении проверок деятельности предприятий в области охраны окружающей среды и выявлен

Работа содержит 1 файл

экологический аудит.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

   Экологический аудит, являясь потенциально эффективным  инструментом экологического права, пока не получил должного развития в России, в отличие от промышленно развитых стран, где он давно и успешно  применяется. Необходимость его  применения впервые возникла в США в 70-х гг. ХХ в. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм. Предприятия в США были вынуждены по аналогии с финансовым аудитом прибегнуть экологическому аудиту, цель которого заключалась в проведении проверок деятельности предприятий в области охраны окружающей среды и выявлении степени соответствия проверяемой деятельности экологическим нормам. Такие проверки позволяли выявить отклонения от нормативов и своевременно принять меры по их устранению и, как следствие, избежать штрафных санкций либо продемонстрировать перед государственными органами ответственное поведение и существенно снизить размер штрафа.

   В России экологический аудит стал проводиться  сравнительно недавно в начале 90-х гг. ХХ в., что было обусловлено желанием предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению природоохранных требований, а также с целью получения предприятиями кредитов международных финансовых структур.

   В настоящее время понятие экологического аудита закреплено в Федеральном  законе от  N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

   К основным принципам экологического аудита следует отнести принципы независимости, комплексности, документированности. Кроме этого, важными для экоаудиторской деятельности являются принципы конфиденциальности и ответственности.

     Предметом экологического аудита являются:

  1. виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;
  2. состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;
  3. системы управления окружающей средой;
  4. соблюдение природоохранного законодательства и установленных экологических требований;
  5. использование ресурсов;
  6. процесс обращения с отходами;
  7. финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

   К объектам экологического аудита относится  конкретная документация в области  охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, а также фактическая деятельность физических и юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду.

   Для оценки объектов в процессе экологического аудита используются критерии — конкретные требования, которые могут содержаться в законодательстве по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, в стандартах, а также в экологической политике организации и процедурах, установленных в рамках системы управления окружающей средой, существующей в организации, в положениях контрактов.

   Основной  целью экологического аудита является оценка соответствия заранее установленным  критериям (требованиям) проверяемой  хозяйственной и иной деятельности (в том числе системы управления окружающей средой) в части воздействия на окружающую среду и ее компоненты. Дополнительной  целью экологического аудита является — вынесение рекомендаций по улучшению деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Для достижения целей экологического аудита выделяются следующие задачи:

  1. обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  2. определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  3. проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  4. повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  5. снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
  6. анализ данных для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем;
  7. анализ данных для определения участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  8. выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  9. анализ данных о влиянии окружающей среды на состояние здоровья населения;
  10. анализ ситуации в области промышленно-хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе общественного мнения;
  11. анализ обеспеченности организации нормативно-правовой базой в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности;
  12. анализ документации в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности;
  13. проверка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в части отражения информации о природоохранной деятельности и экологической отчетности организации, а также о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и деятельности в экологической сфере действующему законодательству Российской Федерации;
  14. выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте экологического аудита и др.

   В последнее время экологический  аудит получил довольно широкое практическое применение. В проведении экологического аудита бывают заинтересованы банки, предприятия-природопользователи, новые собственники, государственные органы и общественные организации. Банки используют экологический аудит с тем, чтобы снизить риск невозврата кредитов, так как произведенная оценка состояния природных ресурсов, природоохранного и технологического оборудования, выявление задолженности по экологическим платежам, произведенным с помощью экологического аудита, позволяют дать более достоверную картину о финансовом состоянии заемщика.

   Для предприятий-природопользователей экологический аудит также приобретает все большее значение. Например, в случае необходимости получения кредитов международных банков, размещения ценных бумаг на международных валютных биржах либо осуществления поставок продукции на зарубежные и международные рынки.

   Новые собственники заинтересованы в проведении экологического аудита при приобретении прав на природные объекты; при переходе прав собственности на предприятие; при завершении объекта строительства, на который не было получено заключение государственной экологической экспертизы; при признании права на самовольно возведенный объект недвижимости. Имеется также практика, когда заказчиком проведения экологического аудита выступали государственные органы и общественные организации. Например, по инициативе Министерства природных ресурсов РФ был проведен экологический аудит Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

Виды экологического аудита

  1. экологический аудит на промышленном предприятии;
  2. экологический аудит инвестиционных проектов;
  3. экологический аудит в страховании;
  4. экологический аудит при приватизации, смене прав собственности;
  5. экологический аудит лицензируемой деятельности;
  6. экологический аудит в системе управления качеством окружающей 
    природной среды (ГОСТ Р ИСО 14000);
  7. экологический аудит при изучении, использовании, освоении, охране и 
    воспроизводстве природных ресурсов (земельных, водных, лесных);
  8. экологический аудит цикла обращения отходов производства и потребления;
  9. экологический аудит природоохранных мероприятий.

     Экологический аудит можно подразделить (по виду) на обязательной и инициативный (добровольный).

     1. Инициативный вид экологического  аудита - проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

     2. Обязательный вид экологического  аудита - проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях.

Правовое  же положение лиц, осуществляющих экологический  аудит, до сих пор федеральным  законодательством не урегулировано. Оно определяется только соответствующими условиями договора на проведение экологического аудита. Заключение экоаудитора носит в большинстве случаев рекомендательный характер, и правовой статус содержащихся в нем выводов не определен.

Экологический аудит проводится экологическими аудиторами, являющимися предпринимателями, и конкретных обязательных требований в законодательстве Российской Федерации к ним не установлено.

По результатам  проведения экологического аудита составляется заключение и отчет. Экологический  аудит направлен на анализ хозяйственной  и иной деятельности.  

   Сегодня практически всеми учеными и  практиками, занимающимися проблемами экологического аудита, выделяется проблема отсутствия правовой базы экологического аудита. На федеральном уровне вопросы  экологического аудита почти не урегулированы. Так, в ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» дается только понятие экологического аудита.

   На  этом фоне одним из актуальных вопросов является вопрос сферы действия Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Вместе с тем неоднозначна позиция  специалистов в области экологического аудита по отношению к этому федеральному закону. При проведении процедур экологического аудита на практике используются общие принципы аудита, закрепленные в этом законе. Остается открытым вопрос, должны ли распространяться нормы указанного закона на экологический аудит. Закон «Об аудиторской деятельности» ограничивает сферу аудита выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. О специальных видах аудита (экологическом, банковском, страховых организаций и пр.) не упоминается. Поэтому многие специалисты не рассматривают данный закон в качестве правовой базы для экологического аудита.

   Ю.В. Бабина указывает на то, что на экологический аудит могут быть распространены в качестве некой методологической основы нормы Закона «Об аудиторской деятельности», но этот закон направлен на правовую регламентацию общего аудита. Поэтому основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный в действие постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 432-СТ и представляющий собой идентичный (за некоторыми исключениями) текст международного стандарта ISO 19011:2002 на русском языке. Однако имеется и противоположная точка зрения, согласно которой Закон «Об аудиторской деятельности» распространяет свое действие и на экологический аудит, так как без анализа хозяйственных операций (деятельности) аудируемых лиц невозможно выразить объективное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.


Информация о работе Экологический аудит