Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:04, реферат
Экологический аудит, являясь потенциально эффективным инструментом экологического права, пока не получил должного развития в России, в отличие от промышленно развитых стран, где он давно и успешно применяется. Необходимость его применения впервые возникла в США в 70-х гг. ХХ в. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм. Предприятия в США были вынуждены по аналогии с финансовым аудитом прибегнуть экологическому аудиту, цель которого заключалась в проведении проверок деятельности предприятий в области охраны окружающей среды и выявлен
Экологический аудит, являясь потенциально эффективным инструментом экологического права, пока не получил должного развития в России, в отличие от промышленно развитых стран, где он давно и успешно применяется. Необходимость его применения впервые возникла в США в 70-х гг. ХХ в. в связи с установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм. Предприятия в США были вынуждены по аналогии с финансовым аудитом прибегнуть экологическому аудиту, цель которого заключалась в проведении проверок деятельности предприятий в области охраны окружающей среды и выявлении степени соответствия проверяемой деятельности экологическим нормам. Такие проверки позволяли выявить отклонения от нормативов и своевременно принять меры по их устранению и, как следствие, избежать штрафных санкций либо продемонстрировать перед государственными органами ответственное поведение и существенно снизить размер штрафа.
В России экологический аудит стал проводиться сравнительно недавно в начале 90-х гг. ХХ в., что было обусловлено желанием предприятий выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к поставщику по соблюдению природоохранных требований, а также с целью получения предприятиями кредитов международных финансовых структур.
В
настоящее время понятие
К основным принципам экологического аудита следует отнести принципы независимости, комплексности, документированности. Кроме этого, важными для экоаудиторской деятельности являются принципы конфиденциальности и ответственности.
Предметом экологического аудита являются:
К объектам экологического аудита относится конкретная документация в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, а также фактическая деятельность физических и юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду.
Для оценки объектов в процессе экологического аудита используются критерии — конкретные требования, которые могут содержаться в законодательстве по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, в стандартах, а также в экологической политике организации и процедурах, установленных в рамках системы управления окружающей средой, существующей в организации, в положениях контрактов.
Основной
целью экологического аудита является
оценка соответствия заранее установленным
критериям (требованиям) проверяемой
хозяйственной и иной деятельности
(в том числе системы
В
последнее время экологический
аудит получил довольно широкое
практическое применение. В проведении
экологического аудита бывают заинтересованы
банки, предприятия-
Для
предприятий-
Новые собственники заинтересованы в проведении экологического аудита при приобретении прав на природные объекты; при переходе прав собственности на предприятие; при завершении объекта строительства, на который не было получено заключение государственной экологической экспертизы; при признании права на самовольно возведенный объект недвижимости. Имеется также практика, когда заказчиком проведения экологического аудита выступали государственные органы и общественные организации. Например, по инициативе Министерства природных ресурсов РФ был проведен экологический аудит Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Виды экологического аудита
Экологический аудит можно подразделить (по виду) на обязательной и инициативный (добровольный).
1.
Инициативный вид
2.
Обязательный вид
Правовое же положение лиц, осуществляющих экологический аудит, до сих пор федеральным законодательством не урегулировано. Оно определяется только соответствующими условиями договора на проведение экологического аудита. Заключение экоаудитора носит в большинстве случаев рекомендательный характер, и правовой статус содержащихся в нем выводов не определен.
Экологический аудит проводится экологическими аудиторами, являющимися предпринимателями, и конкретных обязательных требований в законодательстве Российской Федерации к ним не установлено.
По результатам
проведения экологического аудита составляется
заключение и отчет. Экологический
аудит направлен на анализ хозяйственной
и иной деятельности.
Сегодня практически всеми учеными и практиками, занимающимися проблемами экологического аудита, выделяется проблема отсутствия правовой базы экологического аудита. На федеральном уровне вопросы экологического аудита почти не урегулированы. Так, в ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» дается только понятие экологического аудита.
На этом фоне одним из актуальных вопросов является вопрос сферы действия Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Вместе с тем неоднозначна позиция специалистов в области экологического аудита по отношению к этому федеральному закону. При проведении процедур экологического аудита на практике используются общие принципы аудита, закрепленные в этом законе. Остается открытым вопрос, должны ли распространяться нормы указанного закона на экологический аудит. Закон «Об аудиторской деятельности» ограничивает сферу аудита выражением мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. О специальных видах аудита (экологическом, банковском, страховых организаций и пр.) не упоминается. Поэтому многие специалисты не рассматривают данный закон в качестве правовой базы для экологического аудита.
Ю.В. Бабина указывает на то, что на экологический аудит могут быть распространены в качестве некой методологической основы нормы Закона «Об аудиторской деятельности», но этот закон направлен на правовую регламентацию общего аудита. Поэтому основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является только ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный в действие постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. N 432-СТ и представляющий собой идентичный (за некоторыми исключениями) текст международного стандарта ISO 19011:2002 на русском языке. Однако имеется и противоположная точка зрения, согласно которой Закон «Об аудиторской деятельности» распространяет свое действие и на экологический аудит, так как без анализа хозяйственных операций (деятельности) аудируемых лиц невозможно выразить объективное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.