Экологический аудит. Учет и анализ в природопользовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Экологический аудит. Учет и анализ в природопользовании………....5
Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству загрязнением окружающей среды……………………………………………………....10
Социальный и совокупный экономический ущербы………………......13
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………………….…..17

Работа содержит 1 файл

Эколог аудит реферат мой.docx

— 45.26 Кб (Скачать)

     НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УО  «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

     Кафедра: Экономики предприятий

     Дисциплина:  Основы экологии и экономика природопользования 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     на  тему: Экологический аудит. Учет и анализ в природопользовании 
 
 
 

Студентка

ЭФ, ЭУП АПК, 2 курс, группа 821211                                                         Е.И.Лаврентьева

                                                                               
 

Проверила

Преподаватель                                                                                                           Г.А.Щерба

                                 
 
 
 
 

     ПИНСК 2009

СОДЕРЖАНИЕ 

         Введение…………………………………………………………………...3

  1. Экологический аудит. Учет и анализ в природопользовании………....5
  2. Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству загрязнением окружающей среды……………………………………………………....10
  3. Социальный и совокупный экономический ущербы………………......13

    Заключение……………………………………………………………….16

    Список использованных источников……………………………….…..17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных  условий воспроизводства рабочей  силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной  среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования  сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения  значительного количества совокупного  труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.  
Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.  
В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса – предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).  
           Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:  
* Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления,  
* во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма. 
В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов.

     В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого  экономико-экологического развития для  многих территорий, где остро стоят  глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит. 
Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. Представители многих крупных фирм осознали, что обязаны работать с большей ответственностью по отношению к окружающей среде.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экологический аудит. Учет и анализ в природопользовании 

     Интересы  защиты окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения  системы экологического аудита. Международная  Торговая палата определила экологический аудит как «инструмент управления, представляющий собой систематизированную, периодическую, подкрепленную документами объективную оценку экологичности производства и оборудования».

     Экологический аудит возник в США в середине 70-х годов в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф, а также значительным увеличением экологических издержек на предприятиях химической промышленности. В 80-е годы экоаудит вошел в практику индустриальных стран Европы, что  обусловило принятие Европейским союзом специального закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза.

     В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении  масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операциях, связанных с  расширением, модернизацией, приватизацией  и другой реорганизацией предприятий, проводят сами или требуют от партнеров  по бизнесу проведения экологического аудита. Важнейшей составляющей экоаудита  является оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды.

     Взаимосвязь между экологическими проблемами, с  которыми могут столкнуться компании, и возникающим вследствие этого  потенциальным риском для банков представлена в схеме: 

     Потенциальные риски, связанные  с охраной окружающей среды, наиболее типичные для компаний и  банков 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Необходимо  учитывать, что экологический аудит  и последующие инвестиции позволяют  компаниям повысить конкурентноспособность благодаря улучшению результативности и эффективности производственной деятельности, а также в случае разработки новых видов продукции  и услуг.

     Объектами экологического аудита являются:

  • Имущество(земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины и оборудование);
  • Текущие операции предприятия (производственные, коммерческие);
  • Система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;
  • Программа охраны окружающей среды и обеспечения безопасности трудового коллектива.

     Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда  деятельность предприятий явно угрожает окружающей среде и населению, по решению исполнительной власти может  быть проведена принудительно.

       Экологический аудит в Беларуси, России и других странах СНГ пока не получил широкого распространения. Контроль за выбросами на предприятиях ограничивается проверкой в основном тех технологических процессов, которые считаются самыми большими загрязнителями. Некоторые виды загрязняющих веществ, выбрасываемых многочисленными мелкими источниками, вообще не поддаются контролю, но могут оказывать существенное влияние на общее качество окружающей среды. Проведение полной экологической проверки промышленных предприятий позволяет выявить основные загрязняющие вещества и источники их выброса. Причем такие проверки должны проводится ежегодно, поскольку производственные системы весьма динамичны. Экологический аудит призваны осуществлять сами промышленные предприятия с привлечением специалистов из местных экологической инспекции и общественных экологических организаций. Кроме того, проведение экологического аудирования предприятий является обязательным условием предоставления займов и кредитов международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР).  
 

     Учет  и анализ в природопользовании  

     Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих решений основываются на статистическом и бухгалтерском учете.

     Кадастровая форма предоставления природно-экономической  информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой  практике. Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

     Основными принципами формирования системы природно- ресурсных кадастров является обеспечение  требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного  и качественного учета природных  ресурсов, распределения их по пользователям  и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Сведения, составляющие кадастры, могут  собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном  виде. Постановлением правительства  Республики Беларусь «О государственных  кадастрах природных ресурсов» (1993) предусмотрены климатический, земельный,водный, лесной кадастры, кадастр животного, растительного мира, торфяного фонда, кадастр отходов.

     Развитие  рыночных отношений значительно  расширяет сферу использования  кадастровой информации, предъявляет  к ней повышенные требования. Так, исходя из установленной в кадастрах  ценности могут определятся стоимость  и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые  причинены нарушением правил пользования  этими объектами и требований их охраны.

     Балансовый  учет в сфере природопользования ведется в целях выявления  и определения масштабов и  качественных характеристик природных  ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.

     Формирование  общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния природной  среды тесно связано с экономико-статистическим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. Впервые система показателей  статистики окружающей среды вводится в 1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоохранных  мероприятий. Разрабатываются и  внедряются формы статистической отчетности предприятий:

     Ф. № 18-КС «Отчет о капитальных вложениях  на мероприятия по охране и рациональному  использованию природных ресурсов»;

     Ф. № 4-ОС «Отчет о текущих затратах на охрану природы»;

     Ф. № 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха»;

     Ф.  № 2-тп (водхоз) «Отчет об использовании воды» и некоторые др.

     Созданная отчетность явилась своего рода статистическим мониторингом, обеспечивающим сбор сведений о наиболее острых проблемах, связаных с воздействием антропогенной деятельности на отдельные элементы окружающей среды. В настоящее время система  показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает разделы:

  • Охрана и рациональное использование водных ресурсов;
  • Загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;
  • Состояние и охрана земельных ресурсов;
  • Охрана и рациональное использование лесных ресурсов;
  • Наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана животных;
  • Образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления;
  • Затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей;
  • Радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству загрязнением окружающей среды 

     Важнейшим условием эффективного функционирования экологической сферы является обеспечение  обязательного возмещения субъектами хозяйствования ущерба от антропогенного воздействия на природную среду, выраженного в стоимостной форме. Для установления размеров компенсаций ущерба от загрязнения и истощения природной среды необходима его экономическая оценка.

Информация о работе Экологический аудит. Учет и анализ в природопользовании