Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности понятия экологический аудит, законодательной базы и международного опыта.
Задачи работы заключаются в том, чтобы раскрыть понятие экологического аудита, рассмотреть законодательное и административное регулирование процедуры экологического аудита. Проанализировать существующие процедуры проведения экологического аудита и изучить особенности экологического аудита зарубежных стран.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 6
1.1 Понятие и сущность экологического аудита 6
1.2 Задачи, цели и принципы экологического аудита 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 12
2.1 Законодательное регулирование экологического аудита 12
2.2 Нормативное регулирование экологического аудита 16
2.3 Административное регулирование экологического аудита 19
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА 22
3.1 Процедуры проведения экологического аудита 22
3.2 Методы проведения экоаудиторских программ 28
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОАУДИТА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Источники загрязнения окружающей среды, распространение загрязняющих веществ и последствия их воздействия 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Этапы проведения экологического аудита 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Пример проведения экологического аудита Большого Ростова 43
Основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения экологического аудита является ГОСТ Р ИСО 19011-2003, введенный в действие постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. и представляющий собой идентичный текст международного стандарта ISO 19011: 2002 на русском языке [6, c.52].
2.3 Административное
Административные меры регулирования являются сегодня доминирующими во многих странах мира. Особенно велика их роль в тех случаях, когда применение иных способов регулирования не действует или недостаточно эффективно.
В сфере природопользования к числу административных механизмов относят следующие формы регулирования отношений: использование прямых запретов или разрешений; лицензирование; стандартизация; сертификация; использование мониторинга, контроль, экспертиза проектов и другие аналогичные меры.
Таким образом, экологическое нормирование и экологическая стандартизация формируют своего рода эталон состояния окружающей среды. Контроль за природоохранной деятельностью предприятия с целью обеспечения соответствия этому эталону реального состояния окружающей среды в процессе промышленно-хозяйственной его деятельности и составляет суть экологического контроля [5].
Цели и задачи «собственно» экологического контроля определены Законом «Об охране окружающей среды».
Задачи экологического контроля: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды.
Экологический контроль необходим за источниками загрязнения окружающей среды (Приложение А).
Экологический контроль осуществляется на стадии строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, ликвидации, утилизации предприятия — на тех этапах жизненного цикла предприятия, на которых им может быть оказано реальное негативное воздействие на окружающую среду [15].
Мониторинг экоаудита, как метод управления — это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды и происходящими в ней изменениями как под влиянием естественных процессов, так и в результате антропогенного воздействия, включая природопользование, и их последствиями [9].
Единая государственная система экологического мониторинга в ее нынешнем виде была создана постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. Ее задачами являются:
а) наблюдение за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, в том числе — атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства;
б) наблюдение за радиационной обстановкой на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве;
в) оценка и прогноз изменений климата.
3 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕДУР И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
3.1 Процедуры проведения экологического аудита
Существуют четыре основных этапа проведения процедур экологического аудита (приложение Б).
Первый этап: проведение предварительных мероприятий.
Этап подготовительных работ программы экологического аудирования включает в себя:
Этап планирования программы должен занимать у аудиторов минимальное количество времени с учетом высокой стоимости аудиторских услуг и временной ограниченности работ непосредственно на производственной площадке. Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объекту аудирования представляют собой одну из наиболее важных стадий программы экологического аудита. Часто на аудируемом предприятии накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии окружающей среды, использовании ресурсов, технологии производства. Однако в большинстве случаев использование этих данных крайне затруднительно в силу их противоречивости, громоздкости.
Учитывая отмеченные особенности, предварительный сбор и обобщение основных исходных данных для последующей оценки фактического воздействия на окружающую среду должен быть в значительной степени формализован.
План аудита должен быть гибким, чтобы можно было менять акцент в аудите в зависимости от собранной в процессе аудита информации и эффективно использовать ресурсы. План должен, по возможности, включать:
План аудита следует передать клиенту, членам аудиторской группы и проверяемой организации. Клиент должен проанализировать и утвердить этот план [15].
Если проверяемая организация имеет возражения против каких-либо положений плана, о них следует сообщить ведущему аудитору Ведущий аудитор, проверяемая организация и клиент должны решить эти вопросы до проведения аудита. Любой пересмотренный план аудита следует согласовать между заинтересованными сторонами или во время проведения аудита.
Второй этап: непосредственный процесс экологического аудирования.
В начале процесса аудита ведущий аудитор должен проанализировать документацию организации, такую, как заявления об экологической политике, программы, зарегистрированные данные или руководства, чтобы ознакомиться с их требованиями к системе управления окружающей средой. При этом следует использовать всю надлежащую исходную информацию о структуре проверяемой организации. Если документация признается неадекватной для проведения аудита, об этом следует сообщить клиенту. Не следует расходовать дополнительные ресурсы, пока не будут получены дальнейшие инструкции от клиента [8].
Каждому члену аудиторской
группы следует поручать проверку конкретных
элементов системы управления окружающей
среды функций или видов
Рабочие документы, необходимые для обеспечения аудиторских исследований, могут включать:
Рабочие документы должны храниться, по меньшей мере, до завершения аудита. Документы, содержащие конфиденциальную или запатентованную информацию, члены аудиторской группы должны хранить надлежащим образом в безопасном месте.
Необходимо провести заседание, открывающее аудит. Цель этого заседания заключается в том, чтобы:
Следует собрать достаточные
аудиторские данные, чтобы появилась
возможность определить, соответствует
ли система управления окружающей средой
проверяемой организации
Аудиторские данные должны собираться путем опроса, изучения документов и наблюдения за деятельностью предприятия. Следует фиксировать случаи несоответствия критериям аудита.
Третий этап: подготовка отчета по экоаудиту.
Аудиторская группа должна изучить все полученные ею аудиторские данные, чтобы определить, где система управления окружающей средой не соответствует критериям аудита системы управления окружающей средой. Аудиторская группа должна затем обеспечить, чтобы обнаруженные аудиторами несоответствия были четко и кратко документированы и подтверждены аудиторскими данными.
Аудиторский отчет готовится под руководством ведущего аудитора, который несет ответственность за его правильность и полноту. Рассматриваемые в аудиторском отчете вопросы должны соответствовать указанным в плане аудита. Все изменения, возникающие во время подготовки заключения, должны быть согласованы между заинтересованными сторонами. Аудиторский отчет должен быть датирован и подписан ведущим аудитором. В нем должны содержаться результаты аудита и их резюме со ссылкой на подтверждающие данные. По соглашению между ведущим аудитором и клиентом аудиторский отчет может также содержать следующую информацию:
Ведущий аудитор должен послать клиенту аудиторское заключение.
Четвертый этап: реализация экологического аудита.