Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 07:56, контрольная работа
Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века ,выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.
Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов.
В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.
1. Культурология как наука.
2. Регулятивная функция культуры.
3. Взгляды русских космистов на развитие культуры.
4. Различие между понятиями знак и символ.
5. Представители социологии культуры и их основные идеи.
6. Предмет изучения истории культуры.
7. Сущность Эволюционистский подход в культурологии и его представители.
8. Культура Вавилона и Ассирии.
9. Религии в Древней Индии.
10. Особенности развития русской культуры эпохи феодальной раздробленности.
11. Деизм эпохи Просвещения.
12. «правило трех единств» эпохи классицизма.
13. «золотой век» русской культуры.
14. Стиль модерн.
15. Контркультура.
В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.
Буддизм
обогатил религиозную практику приемом,
относящимся к области
К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-по-литических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связан-ная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасе-нию, которое счи-тается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, при-чем упор сделан на активную проповедническую деятель-ность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множе-ство толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но скрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Как и
всякая религия, буддизм содержал в
себе идею о спасении - в буддизме
она именуется «нирваной». Достигнуть
ее возможно лишь следуя определенным
заповедям. Жизнь - страдание, которое
возникает в связи с желанием,
стремлением к земному
10.
Особенности развития
русской культуры
эпохи феодальной
раздробленности.
Кризис
феодальной системы, торжество абсолютной
монархии, церкви (не религии), необразованность
- такова картина средневековья. Конечно,
такой порядок не мог долго
существовать. И люди стали задумываться
о том, что надо предпринять для
того, чтобы жизнь улучшилась, и
на земле воцарилось «царство разума».
С одной стороны, это можно
сделать при помощи революции: свергнуть
монархов, а затем, может, жизнь улучшится.
Но бескоровным и идеальным
В ряде
стран Западной Европы движение было
настолько широким и
Западноевропейское
Просвещение многими нитями было
связано с Возрождением. Это признавали
и подчеркивали сами просветители.
Они унаследовали от деятелей Ренессанса
гуманистические идеалы, преклонение
перед античностью, исторический оптимизм,
свободомыслие. Как первые, так и
вторые производили переоценку прежних
ценностей, ставили под сомнение
старые (феодально-церковные) догмы, традиции,
авторитеты. Просвещение было тесно
связано с политической жизнью стран,
в которых это движение развивалось
(вспомним Вольтера, как вдохновителя
французской революции). Ведь идеология
Просвещения возникла в условиях
кризиса феодальной системы, появления
новых слоев общества и, конечно,
противоречий между ними, что не
могло ни вызвать реакции у
лучших умов человечества того времени.
Просвещение выступало против всего
феодального строя с его
В это время значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов, пропагандировавших просветительские идеи и обращение к широкому демократическому читателю. Эпоха Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в 17 в. общий прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания. В это время очень популярным персонажем становится Робинзон Крузо, который своими руками на необитаемом острове смог построить жилище и без всякой помощи цивилизации долго жить там одному. Кроме того, на острове произошло его духовное воспитание, так как он был отдален от пагубных воздействий современного ему общества. Научная деятельность многих известных ученых знаменовала важный этап освобождения от духовной власти религии (теперь уже не могло случиться то, что произошло с Г.Галилеем и Д.Бруно). Происходит бурный рост естественных и точных наук - физики, механики, математики, астрономии.
«Просвещение умов» мыслилось идеологами прежде всего как нравственное, гражданское воспитание. Отсюда воинственность и непримиримость по отношению к другим формам мировоззрения: религиозному, дворянско-аристократическому. Просветители обожествляли природу и «естественный порядок вещей», считали необходимым уподобить ему всю общественную жизнь. Вообще, все культуре Просвещения свойственны нравоучение, дидактизм, часто не скрытые, а явные. Например, знаменитый английский художник Уильям Хогарт, любивший писать сразу несколько картин, которые объединялись в цикл, в одном из своих повествований «Модный брак» рассказывает о браке по расчету между разорившимся аристократом и девушкой из богатой семьи. Хогарт в этом цикле показывает, что происходит с его героями дальше, поучая своих зрителей. Содержание полотен Хогарта хочется пересказывать (на это подталкивает даже названия его циклов: «Выборы в парламент», «Карьера повесы») и обязательно вывести мораль, которая бы говорила что хорошо и что плохо. И французский художник Жан Батист Грез тоже последовательно использовал искусство как средство нравственного воспитания человека. Все жанровые композиции живописца не без основания кажутся современному зрителю скучными, а его живопись назидательной. В известных работах «Паралитик», «Балованное дитя», «Посещение священника» главное внимание Грез уделяет подробному повествованию, из которого обязательно должна следовать мораль. У некоторых деятелей Просвещения произведения были не такие назидательные и скучный, потому что они могли вложить глубокий смысл, что понимает любой человек, например, развлекательную повесть. Так сделал Вольтер, написав «Кандид», не философский труд, но книгу, легкую для восприятия и со скрытым нравоучительным смыслом. Герой книги очень много странствовал. Где он только ни был! Путешествовал по Европе, служил в армии, побывал в Эльдорадо и только потом он понял, что счастье не надо нигде искать, счастье - это труд. Труд гонит от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. Так в интересной и веселой книге кроется философский смысл. Стал бы Вольтер так популярен, если бы написал трактат о пользе труда?
Просветители
активно выступали против абсолютной
монархии. Многие из них в своих
трудах пытались описать устройство
идеального общества, характеризовать
различные модели государственного
устройства. Самым лучшим исследование
признана книга «Путешествие Гулливера»
Джонатана Свифта. В своем произведении,
состоящем из нескольких частей, писатель
рассматривает некоторые виды государственного
управления и приходит к выводу,
что все они плохи, так как
практически при всех видах народ
живет плохо, ведь при возвышении
одних неизменно следует
Итак, практически во всех странах главными идеями Просвещения были разумный подход к устройству государства, жизни людей, борьба за просвещение народа, распространение знаний. Так было везде, кроме Германии, где просвещение превратилось в оружие для объединения всего государства. Тогда Германия была раздробленным и бедным государством, в отличие от Англии, где уже давно произошла буржуазная революция, и Франции - централизованного европейского государства, она еще оставалась средневековой страной с феодальными порядками. Германия была разделена на множество мелких княжеств, враждовавших между собой, у немцев не было чувства национального единства. Поэтому главной задачей германских просветителей была задача объединения, сплочения нации. И с этой задачей справился Иоганн Волфганг Гете. Он написал небольшую книгу «Страдания юного Вертера», всколыхнувшую всю Германию. Героем произведения был Вертер, молодой человек, не вынесший жизненных мучений и покончивший жизнь самоубийством. Именно такой слабый беззащитный персонаж, а не немецкий рыцарь Гей фон Берлихеген или античный Прометей, смог стать общим для огромной страны.
Но не смотря на экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель сохранялось крепостное право), к этому времени относится творчество выдающихся деятелей науки и культуры таких, как философ Иммануил Кант, композитор Иоган Себастьян Бах, множество талантливых архитекторов.
Очень интересной фигурой для мировой культуры, для германского Просвещения был Бах. Он, также как и Гете, старался найти символ, личность, предмет, который был бы причиной к объединению Германии. Бах думал, что его родина может стать единой благодаря музыке. И вот, он написал ораторию «Magnifikat», которая должна была исполняться во время рождественского богослужения. Основной идеей ее была радость (об этом свидетельствует даже название, так как «Magnifikat» в переводе с немецкого означает радостный). Оратория исполнялась хором и солистом под звучание органа. Объединение людей в церкви во время радостного богослужения могло бы привести к единению всех жителей Германии.
Иначе выглядит Просвещение Англии. Не один из европейских стилей не существовал в искусстве этой страны в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому черты барокко (стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18вв.) и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или художника.