Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Термин "Культурология"
утвердился к середине XX века (Лесли Уайт
"Что такое культурология"). Его употребление
стало необходимым в связи с возникновением
новой науки, изучающей такие закономерности
- стороны культуры, которые не могут быть
предметом исследования других социально-гуманитарных
дисциплин (политология, социология, психология,
демография, история...)
Предмет Культурологии
- культура, как целое, не сводимая к какому-то
отдельному культурному явлению и даже
к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда
много и каждая из них, как нечто
единственное и неповторимое, как
целое изучается
Культурология
- наука о множестве культур.
Культурология
- дисциплина, объединяющая различные
знания и подходы к культуре, выработанные
другими общественно-гуманитарными дисциплинами
(философия, история, антропология, семиотика
- наука о знаках и символах, лингвистика...)
Культуролога
интересует, как данная культура возникла,
какую культуру и как она сменила,
какие периоды в своём развитии
проходила, как взаимодействовала
с другими культурами...
Культурология
интересуется искусством и философией,
религией и нравственностью, наукой, но
главное для неё - какие структуры и явления
в этой культуре больше всего определяли
её строй и облик, её устойчивость и жизнеспособность.
В культурологии выделяются две ориентации:
одна направлена на целостное, всестороннее, эмпирическое объяснение культуры;
другая направлена на теоретическое объяснение культуры, на формирование теоретических знаний, понятий, раскрытие закономерностей данной культуры.
2. Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.
Логический метод:
предшествует историческому. Исследователь
создаёт общий взгляд на данную культуру,
сравнивает с другими;
·
Исторический метод: направлен на изучение
того, как данная культура возникла,
какие этапы в развитии проходила
и чем она стала в своём
зрелом виде. Для изучения истории
культуры, применяют различные варианты
исторического метода: - Генетический:
направлен на обнаружение генезиса.
- Сравнительно-исторический: сопоставление
периодов развития данной культуры или
следующих друг за другом культур (диахронический
метод), а так же сопоставление
сосуществующих культур или культурных
явлений (синхронический подход). Сравнительный
подход является основой современной
компаративистики (методология сравнительно-
2.1. Понятие "Культура",
его эволюция. Сущность культуры
Культура -это
связующее звено между
Человек - это
биосоциальное существо. Как социальное
существо, человек в значительной мере
преодолел свою зависимость от природы.
Поэтому культура выступает, как способ
и метод овладения человеком естественным
и социальным мирами. Создавая культурные
ценности, человек является творцом и
даёт новые формы развития природы и общества.
В культуре и
благодаря культуре, человеку удаётся
преодолеть рамки своего временного
биологического существования.
В культуре раскрываются
человеческие способности, его духовный
мир. Культура выступает, как "мера человека".
Культура служит
благу человека, его физическому
и духовному здоровью, т.е. это
деятельность, отмеченная знаком "+".
Культура всегда
существует в конкретных национальных
формах, но по словам Н.Бердяева "существующие
культуры в форме национального
бытия её частей, совсем не означает
непременного зоологического и низменного
состояния взаимной вражды и истребления.";
"Всякая национальность - есть богатство
единого и братски
Достоевский: "Путь
к великому лежит через малое,
ко всечеловеческому через национальное."
Общечеловеческое не иначе достигается,
как упором в свою национальность.
Таким образом культура - это единство
общечеловеческого и
Национальная
культура в свою очередь - синтез народной
и учённой культуры, культуры различных
классов и слоёв. Но не всё в
культуре классово (язык, культура труда,
экономическая культура, наука и
т.д.). Поэтому классовое в культуре
нельзя противопоставлять
Связь с прошлым,
традиция - одна из фундаментальных
характеристик культуры. Вопрос о
соотношении традиции и новаторства
- одна из вечных проблем культуры.
Традиции - формы
сохранения ранее достигнутого. Между
традицией и новаторством всегда
должно сохраняться определённое равновесие.
Преобладание традиций ведёт к консервативному
застою, а увлечение всем новым -
к разрушительному нигилизму. Резкое
нарушение традиций, не всегда оправданное,
происходит в периоды революционных
обновлений общества или отдельных
его сфер.
Для современной
культуры существенным является соотношение
массовой и элитарной культуры.
Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами...
2.2. Структура
культуры
Фундаментальные
элементы культуры
· Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...
Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.
2.3.
Функции культуры
Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.
Основная функция
- человекотворческая (гуманистическая).
·
Главная функция культуры состоит
в том, чтобы формировать человека.
Каждая культура формирует соответствующий
ей тип человека. Все другие функции
культуры подчинены этой
· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.
Информационная функция
Знаково-символическая
(семиотическая) функция
·
Ценностная функция: культура, есть система
ценностей, постоянно изменяет, совершенствует,
перерабатывает и создаёт новые
ценности.
·
Специализирующая функция: культура приобщает
человека к общественно-значимым ценностям,
идеалам, нормам.
· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.
Интегрирующая и дезинтегративная функции
3.1. Предпосылки
формирования теории и истории
культуры
Культурология,
как самостоятельная наука формируется
к началу XX века, но предпосылки складываются
в недрах философии.
Уже философы античности
ставили вопрос о специфике человеческого
бытия, определяли культуру, как вторую
природу, фиксировали наличие различных
традиций, обрядов, верований.
В плотную подошли
к формированию теории и истории
культуры гуманисты возрождения, которые
обратились к изучению историко-культурного
идеала своей эпохи - "золотого"
века античности. Именно тогда, благодаря
истории изучения языка, искусства,
науки, права, вырабатывается ряд понятий
и идей, которые затем включаются
в понятийный и методологический
аппарат теории и истории культуры
(идея исторической эпохи, как сложного,
взаимосвязанного целого, понятие "исторический
контекст" и вытекающие из него методологические
требования учёта условий, места
и времени происходившего события;
это также и осознание
Просветители
XVIII века, унаследовав от гуманитариев
Возрождения их достижения, сделали важный
шаг вперёд, к формированию культурологической
мысли. Их оригинальным вкладом явилась
выработка идеи "бесконечного и неуклонного
прогресса человеческого рода" (Гердер).
Просветительское движение широко стало
применять понятие "культура", в связи
появлением особой дисциплины внутри
философии "философии истории". Вольтер
понимал под этим термином универсальное
обозрение человеческой культуры.
Гегель вкладывает
в этот термин другой смысл в "философии
истории" он создаёт абстрактную
идеалистическую схему, согласно которой,
история человечества - есть процесс
духа в сознании свободы, который
развивался через дух конкретных
народов, сменяющих друг друга по
мере выполнения своей миссии. Гегель
делит историю на четыре периода:
Восточный мир (Китай, Индия, Персия,
Египет); Греческий мир; Римский мир;
Германский мир.
Вольтер наоборот
изучал нравственные нормы, традиции,
которые отличаются уникальностью
и относительной
Таким образом
философия истории развивается
в двух направлениях:
·
Гегелевское, ориентируясь на верховные
принципы истории, пренебрегая конкретными
фактами и событиями. Анализ направлен
больше на абстрактные понятия (человечество,
дух человечества), нежели на конкретные
культуры.
· Вольтеровское, характеризовалось интересом к историческим фактам, включая в поле своих исследований события, традиции, обычаи..., показывая многоликость культуры.
3.2. Теория единства
и многообразия культурно-
Характерной чертой теории единства и разнообразия культурно-исторического процесса является признание множества разных видов и форм культуры, расположенных в определённой последовательности и образующих в совокупности единую линию в духовной эволюции человека. Эта концепция выражалась преимущественно в рамках немецкой школы (Гердер, Гегель, Вильгельм Гумбольдт, Маркс и Энгельс, Карл Ясперс).
3.3. Теория культурного
полицентризма
Данные концепции
базируются на представлении об историческом
круговороте - общество в целом, или
отдельные его сферы движутся
по замкнутому кругу.
В XIX веке возникла
теория культурного полицентризма: каждая
культура возникает, развивается и погибает;
единой общечеловеческой культуры нет,
отсутствует преемственность между предыдущей
и последующей культурой. У ряда мыслителей
XIX-XX вв. эта идея сочетается с положением
о абсолютной замкнутости и непроницаемости
различных культур.
В середине XIX века
русский историк славянофил Станислав
Данилевский создаёт новую историю культуры.
Он различал десять культурно-исторических
типов (Индийский, Китайский, Египетский,
Древнесеметический, Еврейский, Иранский,
Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический),
Германо-Романский (Европейский), два Американских
типа - Мексиканский и Перуанский, погибшие
насильственной смертью.
Данные типы
вытеснили и сменили друг друга
в истории. Для каждого характерны
лингвистическая общность и почти
все они исчерпали свои творческие
возможности. Данилевский пишет: подобно
живым организмам, типы в истории
находятся в непрерывной борьбе
друг с другом, проходя в развитии
стадии возмужания, дряхления и неизбежной
гибели. Данилевский поддерживал
идею обособленных, локальных исторических
типов. Взаимодействие между культурами
он описывает