Метод культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 99.68 Кб (Скачать)

Термин "Культурология" утвердился к середине XX века (Лесли Уайт "Что такое культурология"). Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности - стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история...) 

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений. 

Культур всегда много и каждая из них, как нечто  единственное и неповторимое, как  целое изучается культурологией. 

Культурология - наука о множестве культур. 

Культурология - дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика - наука о знаках и символах, лингвистика...) 

Культуролога  интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала  с другими культурами... 

Культурология интересуется искусством и философией, религией и нравственностью, наукой, но главное для неё - какие структуры и явления в этой культуре больше всего определяли её строй и облик, её устойчивость и жизнеспособность. 

В культурологии выделяются две ориентации:

одна направлена на целостное, всестороннее, эмпирическое объяснение культуры;

другая направлена на теоретическое объяснение культуры, на формирование теоретических знаний, понятий, раскрытие закономерностей  данной культуры.

2. Метод культурологии 

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического  подхода к изучаемым культурам.

Логический метод: предшествует историческому. Исследователь  создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;  

·         Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила  и чем она стала в своём  зрелом виде. Для изучения истории  культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление  периодов развития данной культуры или  следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление  сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный  подход является основой современной  компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение Истины").

2.1. Понятие "Культура", его эволюция. Сущность культуры 

Культура -это  связующее звено между обществом  и природой. Основой этой связи  выступает человек, как субъект  деятельности, познания, общения, переживания  и т.д. 

Человек - это  биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества. 

В культуре и  благодаря культуре, человеку удаётся  преодолеть рамки своего временного биологического существования. 

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека". 

Культура служит благу человека, его физическому  и духовному здоровью, т.е. это  деятельность, отмеченная знаком "+". 

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам Н.Бердяева "существующие культуры в форме национального  бытия её частей, совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и истребления."; "Всякая национальность - есть богатство  единого и братски объединённого  чел., а не препятствие на его пути." 

Достоевский: "Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное." Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура - это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур. 

Национальная  культура в свою очередь - синтез народной и учённой культуры, культуры различных  классов и слоёв. Но не всё в  культуре классово (язык, культура труда, экономическая культура, наука и  т.д.). Поэтому классовое в культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке деятельности людей, поступков,... нельзя преувеличивать, что может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой  культуры. 

Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных  характеристик культуры. Вопрос о  соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем культуры. 

Традиции - формы  сохранения ранее достигнутого. Между  традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному  застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных  обновлений общества или отдельных  его сфер. 

Для современной  культуры существенным является соотношение  массовой и элитарной культуры. 

Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами...

2.2. Структура  культуры 

Фундаментальные элементы культуры 

·         Познавательный знаково-символический  элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это  форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В  процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...

Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять  потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).

Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

2.3. Функции культуры 

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется  в её функциях.

Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).  

·         Главная функция культуры состоит  в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий  ей тип человека. Все другие функции  культуры подчинены этой  

·         Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения  ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и  между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная  функция.

Информационная  функция 

Знаково-символическая (семиотическая) функция  

·         Ценностная функция: культура, есть система  ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые  ценности.  

·         Специализирующая функция: культура приобщает  человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.  

·         Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт  возможность для развития у человека именно его личности.

Интегрирующая и дезинтегративная функции

3.1. Предпосылки  формирования теории и истории  культуры 

Культурология, как самостоятельная наука формируется к началу XX века, но предпосылки складываются в недрах философии. 

Уже философы античности ставили вопрос о специфике человеческого  бытия, определяли культуру, как вторую природу, фиксировали наличие различных  традиций, обрядов, верований. 

В плотную подошли  к формированию теории и истории  культуры гуманисты возрождения, которые  обратились к изучению историко-культурного  идеала своей эпохи - "золотого" века античности. Именно тогда, благодаря  истории изучения языка, искусства, науки, права, вырабатывается ряд понятий  и идей, которые затем включаются в понятийный и методологический аппарат теории и истории культуры (идея исторической эпохи, как сложного, взаимосвязанного целого, понятие "исторический контекст" и вытекающие из него методологические требования учёта условий, места  и времени происходившего события; это также и осознание многоликости и разнообразия историко-культурного  процесса, постановка проблематики рассмотрения предмета истории). 

Просветители  XVIII века, унаследовав от гуманитариев Возрождения их достижения, сделали важный шаг вперёд, к формированию культурологической мысли. Их оригинальным вкладом явилась выработка идеи "бесконечного и неуклонного прогресса человеческого рода" (Гердер). Просветительское движение широко стало применять понятие "культура", в связи появлением особой дисциплины внутри философии "философии истории". Вольтер понимал под этим термином универсальное обозрение человеческой культуры. 

Гегель вкладывает в этот термин другой смысл в "философии  истории" он создаёт абстрактную  идеалистическую схему, согласно которой, история человечества - есть процесс  духа в сознании свободы, который  развивался через дух конкретных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии. Гегель делит историю на четыре периода: Восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет); Греческий мир; Римский мир; Германский мир. 

Вольтер наоборот изучал нравственные нормы, традиции, которые отличаются уникальностью  и относительной неустойчивостью. 

Таким образом  философия истории развивается  в двух направлениях: 

·         Гегелевское, ориентируясь на верховные  принципы истории, пренебрегая конкретными  фактами и событиями. Анализ направлен  больше на абстрактные понятия (человечество, дух человечества), нежели на конкретные культуры.  

·         Вольтеровское, характеризовалось  интересом к историческим фактам, включая в поле своих исследований события, традиции, обычаи..., показывая  многоликость культуры.

3.2. Теория единства  и многообразия культурно-исторического  процесса 

Характерной чертой теории единства и разнообразия культурно-исторического  процесса является признание множества  разных видов и форм культуры, расположенных  в определённой последовательности и образующих в совокупности единую линию в духовной эволюции человека. Эта концепция выражалась преимущественно  в рамках немецкой школы (Гердер, Гегель, Вильгельм Гумбольдт, Маркс и  Энгельс, Карл Ясперс).

3.3. Теория культурного  полицентризма 

Данные концепции  базируются на представлении об историческом круговороте - общество в целом, или  отдельные его сферы движутся по замкнутому кругу. 

В XIX веке возникла теория культурного полицентризма: каждая культура возникает, развивается и погибает; единой общечеловеческой культуры нет, отсутствует преемственность между предыдущей и последующей культурой. У ряда мыслителей XIX-XX вв. эта идея сочетается с положением о абсолютной замкнутости и непроницаемости различных культур. 

В середине XIX века русский историк славянофил Станислав Данилевский создаёт новую историю культуры. Он различал десять культурно-исторических типов (Индийский, Китайский, Египетский, Древнесеметический, Еврейский, Иранский, Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический), Германо-Романский (Европейский), два Американских типа - Мексиканский и Перуанский, погибшие насильственной смертью. 

Данные типы вытеснили и сменили друг друга  в истории. Для каждого характерны лингвистическая общность и почти  все они исчерпали свои творческие возможности. Данилевский пишет: подобно  живым организмам, типы в истории  находятся в непрерывной борьбе друг с другом, проходя в развитии стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Данилевский поддерживал  идею обособленных, локальных исторических типов. Взаимодействие между культурами он описывает сельскохозяйственными  терминами: прополка, прививка, почвенные  удобрения. Всегда можно найти ряд  агрессивных типов, таков Западно-Европейский по отношению к славянским. 

Информация о работе Метод культурологии