Культурология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века ,выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.
Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов.
В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.

Содержание

1. Культурология как наука.
2. Регулятивная функция культуры.
3. Взгляды русских космистов на развитие культуры.
4. Различие между понятиями знак и символ.
5. Представители социологии культуры и их основные идеи.
6. Предмет изучения истории культуры.
7. Сущность Эволюционистский подход в культурологии и его представители.
8. Культура Вавилона и Ассирии.
9. Религии в Древней Индии.
10. Особенности развития русской культуры эпохи феодальной раздробленности.
11. Деизм эпохи Просвещения.
12. «правило трех единств» эпохи классицизма.
13. «золотой век» русской культуры.
14. Стиль модерн.
15. Контркультура.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ 9-вариант - копия.docx

— 98.81 Кб (Скачать)

Для английского  искусства характерно большое внимание к эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые  могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Все это  нашло блестящее воплощение в  портретной живописи. Другая, не менее  важная черта английской художественной культуры - обостренное внимание к  проблемам этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже 17-18 в.в., буквально пронизано идеями нравственного воспитания личности. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яркую сатирическую окраску. Очень важным для английских просветителей было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызвало желание идти во всем своим путем, и опыт европейской живописи часто воспринимался критически.

До 18 в. в Англии не было мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы. Однако в 16-18 в.в. здесь работали два выдающихся художника - немец Ханс Хольбейн Младший и фламандец Антонис Ван Дейк. Их влияние во многом определило неповторимый путь английской живописи и английского искусства в 18 столетии. Прежде всего, это проявилось в особом внимании к жанру портрета: он занял главное место, потеснив пейзаж и исторический жанр.

Одним из самых известных портретистов в Англии был Джошоа Рейнольдс. Он получил блестящее художественное образование, превосходно знал основные направления современного искусства, В его творчестве сочетались различные стили и средства: классицизм, для изображения его героев в виде античных или исторических персонажей, традиции баталистов или просто пейзаж, употребляемый для фона картины. Рейнольдс изображал на своих полотнах знаменитых людей. Благодаря его произведениям мы можем через множество лет видеть его известных персонажей. Картины художника дают нам четкое понятие о характерах и особенностях его героев. Еще одно значение этого английского художника для мировой культуры - развитие жанра портрета, живописец был ступенькой от старых мастеров к новым.

Но Родиной  Просвещения является Франция, так  как именно в этой стране впервые  появились идеи этого течения. Франция  постепенно перенимала эстафету у Италии, где искусство достигло большого развития во время эпохи Возрождения. В 18 в. расстановка сил в художественной жизни Европы изменилась. Италия, хранительница культурных традиций прошедших веков, превратилась в своеобразный музей великих памятников прошлого. Однако в 18 столетии равных им не создавалось. Итальянские государства беднели, мастера не получали крупных заказов и вынуждены были искать их за границей.

С середины 18 в. европейское искусство вновь  обратилось к античности, что объясняется  несколькими причинами. Одна из них - достижения археологии. Начавшиеся в 40-х г.г. раскопки Помпей - средневекового города в Италии, засыпанного пеплом при извержении Везувия в 79 г. нашей  эры, - открыли удивительные по красоте  и богатству памятники искусства  и вызвали огромный интерес к  античной культуре. Однако более важная причина кроется в распространении  идей Просвещения. Просветители, размышляя  о совершенствовании личности и  путях переустройства общества, приходили  к поискам идеала, который они  видели в истории и культуре Древней  Греции и Древнего Рима. Сложившийся  на этой почве стиль получил название неоклассицизм (то есть новый классицизм). Творцы этого стиля полагали, что  красота существует объективно и  ее законы можно постигнуть с помощью  разума. Конечная же цель искусства - преобразование мира и человека, согласно этим законам  и воплощение идеала из реальной жизни.

В 18 в. резко  уменьшилась зависимость художников от частных заказчиков. Главным судьей произведений искусства стало общественное мнение. Появилась художественная критика, задачи которой заключались в  оценке произведений искусства с  точки зрения всего общества. Первые критики - выдающиеся Просвещения Дени Дидро, Жан Жак Руссо и другие писали о театре, музыке и живописи.

Во Франции, где новые формы искусства  возникали особенно быстро, важным событием художественной жизни стали  публичные выставки - Салоны, которые  ежегодно организовывало парижская  Королевская академия живописи и  скульптуры при поддержке двора. Успех в Салоне означал для  живописца или скульптора настоящее  признание, но добиться успеха там было сложно. Произведения для Салонов  отбирала особая комиссия академии. Участвовать  в этих выставках стремились не только французы, но и мастера из других стран. Постепенно Париж превратился  в общеевропейский художественный центр.

В соответствии с взглядами просветителей, с  верой в преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам  воспитания. Просветители внесли новые  принципы в педагогическую науку - идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям  ребенка. Просветители считали, что  человек рождается «пустым», и  основное влияние на его развитие оказывает окружающая среда, общество. Конечно же, это неверно, так как  с рождения у человека присутствуют какие-то зародыши его характера  и его способностей. Но на дальнейшее развитие человека среда оказывает  определяющее влияние. То же можно сказать  относительно мысли просветителей  о природном равенстве всех людей.

Идеология просвещения находила выражение  в разных художественных направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительский реализм, классицизм, сентиментализм, но не одно из них не стало направлением, единственно  выражавшим эпоху, в большинстве  случаев они сосуществовали. Но все  эти художественные направления  выражали одну общую для Просвещения  идею.

Идея  Просвещения была крайне необходима людям после «мрачного средневековья». Она несла знания и свет. Пусть  у этой эпохи были свои недостатки, хоть и весомые, но она сыграла  большую роль в развитии культуры и искусства. После многовекового  простоя у лучших умов человечества накопился импульс, который выразился  в Просвещении. Когда эта эпоха  закончилась, искусство не прекратило своего существования. Появлялись новые  течения, направления в культуре. Но своим рождением они обязаны  именно Просвещению, которое было колыбелью  для развития искусств. После этой эпохи уже не было таких застоев  как в средневековье. В этом тоже заключается заслуга Просвещения. Оно смогло дать людям возможность  получать знания, лучше обустроить общество. Просвещение - яркая страница в истории мировой художественной культуры.

Какие литературные произведения периода  раздробленности русских земель являются шедеврами мировой культуры и почему. Какие архитектурные  сооружения периода феодальной раздробленности являются шедеврами русского Средневековья. Какие литературные произведен. 

11. Деизм эпохи Просвещения.

 
ДЕИЗМ (лат. deus — бог) — неортодоксальная религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог есть разумная первопричина мира, находящаяся вне его, но не участвующая в жизни природы и человека.  
 
В ДЕИЗМЕ мир представлен как самостоятельный механизм, движущийся в результате некоего внешнего «первотолчка» по естественным законам, подобно заведенному часовому механизму.  
 
Идеи ДЕИЗМА восходят к мысли Эпикура о невмешательстве богов в земную жизнь и к понятию Перводвигателя у Аристотеля.  
 
Впервые словом «ДЕИЗМ» стали называть в XVI в. учение социниан (по имени создателя рационалистического течения в протестантизме Ф. Социна).  
 
В XVII в. слова «ДЕИЗМ» и «свободомыслие» стали восприниматься как синонимы.  
 
Предпосылкой становления ДЕИЗМА как целостной системы взглядов стали процессы
секуляризации общества и развитие естествознания, следствием чего явилась растущая вера в человеческий разум и недоверие к религиозным учениям об откровении
 
Основоположником ДЕИЗМА считается английский философ, историк, дипломат и поэт лорд Э. Г. Чербери (1583-1648).  
 
В трактате «Об истине» (1624) он сформулировал основные принципы ДЕИЗМА как «естественной религии» («религии разума»), которая рассматривалась в качестве основы всех религий: 
 
существует
Абсолют — безличный и трансцендентный миру, а также существует воздаяние за земную жизнь в загробном мире (онтологические принципы); 
 
Абсолют должно чтить, и наилучшим способом для этого является праведная жизнь, а средством искупления
грехов — раскаяние (этические принципы). 
 
Эти идеи нашли развитие в его работах «О причинах ошибок» и «О религии мирян» (1645), а также в книге «О религии дворян» (1663).  
 
В сочинениях Э. Г. Чербери ДЕИЗМ предстал как новая религия, которая не нуждается в религиозных авторитете, вере, обрядах, таинствах, молитвах.  
 
Согласно взглядам представителей ДЕИЗМА, истинное богопознание — это познание природы.  
 
Деисты отвергали идею предопределения и промысла Божьего, критиковали
Священное Писание, христианские догматы и обряды, институт церкви.  
 
ДЕИЗМ утверждал принципы веротерпимости, независимости философии и науки от религии. 
 
ДЕИЗМ не был однородным течением: взгляды одних деистов сближались с теизмом, а других — с
атеизмом и материализмом.  
 
В ДЕИЗМЕ проявилось стремление человека преодолеть чувство зависимости от сверхъестественных сил и строить свою деятельность на основе использования естественных законов.  
 
Максимальное влияние и распространение ДЕИЗМА относится к эпохе Просвещения (XVIII в.).  
 
Деистами были многие выдающиеся европейские, американские и российские мыслители того времени — Т. Гоббс, А. Шефтсбери, Г. С.-Дж. Болинброк, Ф. Вольтер, Д. Юм, Дж. Толанд, Г. В. Лейбниц, Г. Э. Лессинг, Т. Джефферсон, Б. Франклин, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев и др.  
 
В XVII-XVIII вв. ДЕИЗМ способствовал переключению интеллектуального потенциала общества с
теологии на науку и философию.  
 
В XIX в. ДЕИЗМ утрачивает свои позиции в связи с широким распространением атеизма и материализма, а также
оккультно-мистических учений. 
 
 
 
 

12. «правило трех  единств» эпохи  классицизма. 

В эпоху  классицизма обязательными были принципы "трех единств" ("единство времени", "единство места", "единство действия"), которые стали условным обозначением трех правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и  событий в драматургии. Своей долговечности классицизм обязан тем, что писатели этого направления понимали собственное творчество не как способ личного самовыражения, а как норму "истинного искусства", обращенного к общечеловеческому, неизменному, к "прекрасной природе" как постоянной категории. Строгий отбор, стройность композиции, набор определенных тем, мотивов, материал действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей-классицистов попыткой эстетического преодоления противоречий реальной жизни. Поэзия классицизма устремлена к ясности смысла и к простоте стилистического выражения. Хотя в классицизме и развиваются активно такие прозаические жанры, как афоризмы (максимы) и характеры, особенное значение в нем имеют драматические произведения и сам театр, способный ярко и органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции. 
 
 
 
 
 
 

13. «золотой век»  русской культуры. 

В истории  культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и  т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад  в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

Отечественная война 1812 г. и связанный с ней  патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в  России было тогда дворянство. Большинство  деятелей культуры этой поры--выходцы 113 дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой. 
 
 
 
 
 
 
 

14. Стиль модерн. 

«Модерн» (от французского moderne, новейший, современный) в литературе справочного характера определяется как «стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 - начале 20 веков.».11 Советский энциклопедический словарь.-М., 1985.-С.817.

Как отмечает В. Серебровский, - появление этого  стиля объясняют разными причинами: и «волевым усилием» нескольких художников, и объективными причинами - усталостью уходящего 19 века, и общим декадансом европейской культуры («Закат Европы»), и связанной с этим утратой  «большого стиля». Однако сами представители  этого направления и примыкавшие  к ним критики называли свой стиль  арнуво во Франции, югенд штиль - в Германии, т.е. - молодым искусством.22 Серебровский В. Что такое «модерн»? // Наука и жизнь.-1992.-№2.-С.74.

В России слово «новый» было, со свойственным русским уважением к Западу, переведено на иностранное - модерн - и так и  осталось в истории русского искусства.

Характерным для представителей этого стиля  являлось их уверенность, что они  устремлены в будущее и как  бы порывают с традицией 19 века и, прежде всего, с бытовым реализмом, салонным классицизмом. Они тосковали по «стилю», и они создали его. Эти художники  мечтали покинуть башню из слоновой кости «чистого» искусства, разрушить  стену, разделяющую искусство «высокое»  и прикладное, окружающее повседневный быт человека, и сделать последнее  красивым и стильным. Они хотели выйти на улицы, построить новые  дома, расписать стены невиданными  доселе фресками, украсить мозаикой. И  это им удалось.

Хотя  по продолжительности модерн просуществовал недолго (всего 20-30 лет), влияние его  в то время на все виды художественной деятельности огромно. Следы модерна  можно найти во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного  здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки  и вилки - все это носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы, дизайнеры  модерна. Им было дело до всего. Для  них не существовало ничего низкого, что не смогли бы они с помощью  своей неуемной фантазии превратить в произведение искусства. Все к  чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.

Информация о работе Культурология