Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 07:56, контрольная работа
Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века ,выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.
Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов.
В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.
1. Культурология как наука.
2. Регулятивная функция культуры.
3. Взгляды русских космистов на развитие культуры.
4. Различие между понятиями знак и символ.
5. Представители социологии культуры и их основные идеи.
6. Предмет изучения истории культуры.
7. Сущность Эволюционистский подход в культурологии и его представители.
8. Культура Вавилона и Ассирии.
9. Религии в Древней Индии.
10. Особенности развития русской культуры эпохи феодальной раздробленности.
11. Деизм эпохи Просвещения.
12. «правило трех единств» эпохи классицизма.
13. «золотой век» русской культуры.
14. Стиль модерн.
15. Контркультура.
стремится к обоснованию идей космической экспансии, преодоления смерти и
возвращения к жизни погибших.
К 1930-м гг. представители космической, активно-эволюционной семьи
идей начинают подвергаться разного рода преследованиям. Н.А.Сетницкий был
расстрелян, В.Н.Муравьев и А.К.Горский погибли в ссылке. Нападки, обвинения
в идеализме и враждебности его идей социализму обрушиваются на ученого с
мировым именем В.И.Вернадского.
Огромен и конкретен научно-философский вклад В.И.Вернадского в
космизм, это можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту,
ставящему на почву реальности дерзновенные проекты и идеи его
предшественников, которые без него могут обернуться прекрасными воздушными
замками.
Идеи Вернадского о космичности жизни, о биосфере ( сфере жизни ) и
ноосфере ( сфере разума ) своими дальними творческими корнями уходят в
новую, начавшуь активно создаваться с конца XIX - начала XX века
философскую традицию осмысления жизни и задач человека как вершинного ее
порождения.
Идея эволюции, сформулированная
Дарвином и его
человечеству шанс для дальнейшего развития. Причем научная мысль, исходя из
теории эволюции, работала в двух направлениях. С одной стороны, примитивно
понимаемая эволюция сулила лишь доведенный до логического конца
естественный отбор, при котором выживает сильнейший и умнейший за счет
слабого. Но была и другая точка зрения на проблему эволюции, которой и
придерживался Вернадский, обосновывавшая самодостаточную и высшую ценность
человеческой личности.
Вернадский является одним из основателей теории ноосферы, которая
стала важнейшим вкладом в учение космизма. Ноосфера - это сфера разума. Она
стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с
началом накопления информации в обществе и практического ее использования.
Человек, существо, наделенное разумом и волей, действует в мире с самого
его появления как творец и преобразователь, как вольный или невольный
зодчий “сферы разума”. Она потому так и называется, что ведущую роль в ней
играют реалии разума: творческие открытия, духовные, художественные,
научные
идеи, которые материально
постройках, орудиях и машинах, научных и творческих комплексах,
произведениях искусства и т.д. Таким образом, на Земле создана новая
искусственная оболочка: биосфера, радикально преобразованная трудом и
творчеством человека. Но, как всем нам хорошо известно, это преобразование
тем не менее далеко не всегда было по-настоящему разумным, зачастую носило
хищнический характер, неукротимо и жадно потребляя природу, ее ресурсы. Да
и ноосферный информационный поток содержит в себе, в числе прочего,
идеологии и концепции антигуманные, ложные, осуществление которых или уже
приносило колоссальные бедствия Земле, или грозит еще большими, вплоть до
гибели всего человечества и биосферы.
Человек в своих
существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле “кризисное”.
Вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного Человека, тот
идеал, который и движет им в стремлении превозмочь собственную природу. Так
и создание человека - ноосфера - есть и еще достаточно дисгармоничная,
находящаяся
в состоянии становления
этого становления.
Вернадский как ученый-натуралист много сделал для объективного
изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности
ноосферы; выдающийся мыслитель, он предвидел сущность “ноосферы как цели”,
ее задачи и движущие силы.
Предшественники Вернадского
о том, какие изменения порядка вещей происходят от вторжения человека в
природу. Это представление Вернадский ставит на точную научную основу,
введя понятие культурной биогеохимической энергии. В целом биогеохимическая
энергия - свободная энергия, образуемая жизнедеятельностью природных
организмов и вызывающая миграцию химических элементов биосферы. С
появлением человека, по Вернадскому, создается “новая форма власти живого
организма над биосферой”, дающая возможность полностью преобразить и
одухотворить природу.
В ХХ веке, по мысли ученого, возникли факторы перехода к ноосфере.
Первый из этих факторов - вселенскость человека, то есть “полный захват
человечеством биосферы для жизни”. Второй, быть может, решающий для
созданияноосферы - единство человечества. Это задача пока еще для будущего,
однако уже идет процесс создания общечеловеческой культуры, различные
уголки Земли связаны средствами транспорта и связи. Наконец, третий фактор
- возможность
влияния народных масс на ход
государственных и
дел.
И, разумеется, то, что было в
центре раздумий и надежд
рост науки, превращение ее в мощную “геологическую силу”, главную силу
создания ноосферы. Научная мысль - такое же закономерное естественное
явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий
разум, и она не может, по глубочайшему убеждению ученого, ни повернуть
вспять, ни остановиться.
Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает:
идти против эволюции, против нового и объективно неизбежного сознательного,
разумного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, -
неразумно и бесполезно. Он дает обоснованную надежду на будущее. Но чтобы
жить дальше и выполнять свою великую космическую функцию авангарда живого
вещества, человечеству требуется непрерывно восходить, следуя в этом
законам эволюции.
Особый вклад в развитие русского космизма внес А.Л.Чижевский,
выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии. Космическая биология
изучает зависимость всех функций живого от деятельности Солнца и шире - от
состояния космоса; эта новая наука у Чижевского детализировалась в
различные отрасли - космомикробиологию, космоэпидемологию, и каждая из них
была результатом огромной работы ученого.
Но все же самым оригинальным ядром исследований Чижевского стала
теория гелиотараксии ( от гелиос - Солнце и тараксио - возмущаю ); ее
основной закон, сформулированный ученым в 1922 году, утверждает, что
“состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция
энергетической деятельности Солнца”.
Вспомним еще одного крупного советского ученого, долгие годы
возглавлявшего Академию наук Белорусской ССР, - В.Ф.Купревича, который
незадолго до смерти в 1969 году выступил в периодической печати с идеями,
близкими федоровским взглядам на жизнь и смерть.
Купревич стоит на той точке зрения, что смерть не изначальна в
природе, она явилась приспособительным средством, выработанным в прцессе
эволюции для более быстрого совершенствования рода под действием
естественного отбора. Но в человеке этот механизм непросто исчерпывает
себя, через него уже не достигается прогресса, ибо вступает активная,
преобразующая мир и себя сила - разум, по самой своей сути требующий
бесконечного личностного совершенствования. Смена поколений превращается в
анахронизм. Породив сознание, природа создает предпосылки остановки
процесса естественного отбора и, сооьветственно, смерти. Достижение
бессмертия для Купревича - не самоцель человечества, а средство покорения
окружающего пространства. “Смертный человек бросает вызов времени и
пространству. Он выходит один на один против бесконечной Вселенной, чтобы
обрести тайну вечной жизни”, - писал Купревич.
Вся активно-эволюционная
общего дела” Н.Ф.Федорова до учитывающих реальную последовательность дел
ноосферных идей Вернадского - работает на задачи, касающиеся внутренне-
биологического прогресса человека. Когда Вернадский говорит о принципиально
новых “общечеловеческих действиях и идеях”, которые возникли в ХХ веке как
одна из предпосылок перехода от биосферы к ноосфере, он имеет в виду
“проблему сознательного регулирования размножения, продления жизни,
ослабления болезней для всего человечества”, считая при этом, что тут
только начало и “остановлено это движение быть не может”.
Выступая против “примата математических, астрономических и физико-
химических наук, вытекающего из современного научного “построения