Культурология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века ,выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.
Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов.
В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.

Содержание

1. Культурология как наука.
2. Регулятивная функция культуры.
3. Взгляды русских космистов на развитие культуры.
4. Различие между понятиями знак и символ.
5. Представители социологии культуры и их основные идеи.
6. Предмет изучения истории культуры.
7. Сущность Эволюционистский подход в культурологии и его представители.
8. Культура Вавилона и Ассирии.
9. Религии в Древней Индии.
10. Особенности развития русской культуры эпохи феодальной раздробленности.
11. Деизм эпохи Просвещения.
12. «правило трех единств» эпохи классицизма.
13. «золотой век» русской культуры.
14. Стиль модерн.
15. Контркультура.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ 9-вариант - копия.docx

— 98.81 Кб (Скачать)
  1. Культурология как наука.
 

Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века ,выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.

Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.

Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны  природы при помощи опытов и экспериментов.

В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.

Наука Нового времени неуклонно становилась "производительной силой общества". И этим она отличалась от науки  древнего мира, где научный поиск  был фрагментарен и только косвенно был связан с запросами практики. Широко известны достижения греков в  геометрии, успехи римлян в юриспруденции  и естественной истории, изобретение  алгебры арабами. Но только наука  Нового времени превратилась в  социальный институт, влияющий на жизнь всего общества.

В Новое  время нормы и методы естествознания были спроецированы на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Такого рода подход к социальным и гуманитарным проблемам принято  называть позитивно-научным. Данный термин происходит от слова "позитивный", что в переводе с латыни означает "положительный". "Позитивными" науками в Новое время называли именно естественные науки. Соответственно, позитивизм - это применение методов исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре. Позитивизм как способ мышления ученого не нужно путать с позитивизмом как особым направлением в философии XIX-XX веков. При позитивно-научном подходе ставку делают на точные методы, прежде всего математические, поскольку математика всегда считалась "королевой наук". Соответственно, позитивно-научный подход предполагает строгость и однозначность выводов. И объективным законом в этом случае считается только тот закон, который действует всегда и везде.

В современной культурологии при всем многообразии трактовок можно выделись три основных подхода.

1. Позитивно-научный подход, который своими корнями уходит к учениям Э.Б. Тайлора и Л. Уайта. Здесь анализ культуры не противопоставляется анализу природы, и культурология воспринимается как вполне точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры. При этом свобода воли человека и его творческая деятельность как источники культуры по большому счету выносятся за скобки научного анализа. 
     2. Классический подход, уходящий своими истоками к учениям И. Гердера. И Канта, Г.В.Ф.Гегеля, с определенными оговорками, К. Маркса. Здесь анализ культуры признается научным. Но культурно-исторической теория, вышедшая из недр философской классики, является особого рода наукой, отличной от позитивных наук о природе. Ее главное отличие в том, что объективные закономерности культуры не противопоставляются субъективным творческим действиям людей, вне анализа которых научный анализ культуры безнадежно упрощается.

3. Неклассический подход, истоки которого связаны с именами А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. К формированию этого подхода к культуре имели отношение В.Дильтей, О.Шпенглер, во многом З.Фрейд. Суть этого подхода в том, что культура признается недоступной объективному научному анализу. В ее субъективную суть предлагается проникать, используя возможности мифа и искусства. Тупики этой методологии обнаруживает теория и практика постмодернизма. Здесь неклассический подход оборачивается "раскультуриванием" человека, в результате чего исчезает сам предмет культурологического анализа.

В самом  общем плане по предмету исследования в современной культурологии также можно выделить три направления:

изучение  первобытной культуры, которой на протяжении ХХ века занимались так называемая этнология, а также "культурная" и "структурная" антропология;

изучение  европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со своеобразием древних восточных культур;

изучение  культуры современного массового общества, связанной с новыми постиндустриальными технологиями 
 
 
 
 
 
 

                          2. Регулятивная функция культуры. 

Регулятивная (или нормативная) функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, межгрупповых, межклассовых, межнациональных, межличностных отношениях. Т. Парсонс наряду с символичностью и волюнтаристичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Главная задача регулятивной функции - поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.

Регулятивная  функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них  являются нормы морали. Конечно, они  изменяются в ходе истории и от народа к народу. Однако по мере роста  духовной культуры, развития средств  массовой коммуникации, сокращения расстояний и неизмеримого усиления контактов  и взаимообменов между народами, растет осознание каждым жителем  Земли своей индивидуальности и  одновременно своей принадлежности ко всему человечеству. Взаимо-обогащаются и становятся все более общечеловеческими и нормы морали. Люди все более сознают, что все они - пассажиры одного корабля, начиненного атомной смертью, и только единство, питаемое общей нравственностью, способно спасти их от гибели. Древнейшим социальным институтом, формулировавшим и поддерживавшим нормы морали, была церковь, ее различные религии и конфессии. Показательно, что, несмотря на определенные расхождения, основные заповеди всех крупнейших религий мира во многом совпадают, т.е. носят общечеловеческий характер. Этим они резко отличаются от норм так называемой «классовой морали», согласно которым заповеди «Не убий!» противопоставляется призыв «Если враг не сдастся, его уничтожают!», а заповеди «Не укради!» - призыв к «экспроприации экспроприаторов» или еще более выразительный - «Грабь награбленное!».

Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормы морали содержатся главным образом в религиозных  текстах и документах, а также  в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь  на нормах морали и конкретизируя  их, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают  не только нравственную, но уже и  юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо  более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым  уровнем культуры и другими факторами. Например, представляется весьма показательным  в разных государствах отношение  к смертной казни: чем выше культура того или иного общества и его благосостояние, тем оно гуманнее к своим преступникам и выступает за ее отмену. И наоборот, чем менее культурна, а следовательно, и беднее нация, тем ее граждане более озлоблены и безжалостны к правонарушителям.

Неотъемлемой  частью культуры, еще одним уровнем, где проявляется ее нормативная  сторона наряду с моралью и  правом, выступают обычаи и обряды. Обычай - устойчивая система поведения  человека в разных сферах жизни и  в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаяся из поколения в  поколение. Приняв форму определенного  образца, обычаи весьма устойчивы и  консервативны, сопровождая народы в течение веков, несмотря ни на какие  общественные потрясения. По сравнению  с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно, ибо «простой» народ, несмотря ни на что, живет не так, как указывает  ему тот или иной режим, а как  завещано предками. Обычаи в гораздо  большей степени, чем нормы морали или юридические нормы, национально  окрашены, сохраняют неповторимую самобытность и, больше того, как бы выражают душу народа. Их своеобразие во многом объясняется  спецификой природной среды и  сельскохозяйственной деятельностью, - причина, по которой они более  характерны для деревни, чем для  города. Что касается обрядов, то в  отличие от обычаев, они носят  чисто религиозный характер и  тесно связаны с определенными  конфессиями или видами веры.

Помимо  норм морали, права, обычаев и обрядов, регулятивная функция культуры проявляется  и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими  людьми, в отношении к природе. Этот уровень нормативности включает широкий круг требований, начиная  с элементарной опрятности и соблюдения принятых в данном обществе или в данной социальной группе правил «хорошего тона» и кончая общими требованиями к духовному миру человека и качеству его труда. Это, так сказать, повседневно-бытовой, «цивилизационный» уровень культуры. К этому же уровню относятся пра-вила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.п. 
 
 
 
 
 
 

3.  Взгляды русских  космистов на развитие культуры 

      Еще несколько лет назад понятие  русского космизма  брали неизменно в

кавычки как приблизительное образование, условность. Сейчас русский  космизм

окреп в своих  правах,  обрел  законное  место  в  отечественном  культурном

наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения

философии остаются весьма расплывчатыми. Под  космизмом часто понимают  целый

поток русской, а  то  и  мировой  культуры,  включающий  в  себя  не  только

философов и  ученых,  но  и  писателей,  художников,  представителей  других

творческих  профессий. Ведь связь человека и  космоса была предметом  изучения

уже первых  древнегреческих  мудрецов.  Так  в  космисты  недолго записать,

скажем, Гераклита с его  вечноживущим  космосом,  который не  создавали ни

боги, ни люди и который живет сам по себе.

      Но ведь не случайно говорится  именно  о  русском  космизме.  Именно  в

нашей стране начиная с середины прошлого  века,  зародилось,  а в ХХ  веке

широко  развернулось уникальное  космическое  направление  научно-философской

мысли.  Среди  множества  ученых   и   мыслителей,   отдавших   дань   этому

направлению,   мы   должны   в   первую   очередь   выделить   Н.Ф.Федорова,

К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского. Конечно, этими  именами  плеяда  русских

космистов далеко не исчерпывается.  Так,  в русской религиозной философии

конца XIX -  начала  XX  вв.  (В.С.Соловьев,  П.А.Флоренский,  С.Н.Булгаков,

Н.А.Бердяев)  также  выделяется  линия,  близкая  идеям  русского  космизма,

обращенная, по словам Н.А.Бердяева,  “к  активности  человека  в  природе  и

обществе”.

      Чтобы избежать произвольного  толкования термина “русский  космизм”  и,

следовательно,   чрезмерного   расширения   числа    последователей    этого

направления, следует выделить главное в  космизме.  По  мнению  современного

специалиста по русскому космизму, автору многих работ, посвященных жизни и

творчеству  Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой принципиально  новой  чертой  русского

космизма  является  идея  активной  эволюции,  т.е.   необходимости   нового

сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет  его  в  ту

сторону,  в  какую  диктует  ему  разум  и  нравственное  чувство.   Поэтому

С.Г.Семенова предлагает определять  это  направление  философии  не  столько

космическим, сколько активно-эволюционным.

      Человек  для  русских   космистов   -   существо   еще   промежуточное,

находящееся в процессе  роста,  далеко  не  совершенное,  но  вместе  с тем

призванное изменить не только окружающий  мир,  но  и собственную природу.

Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой  грандиозной

программы.  В  русском  космизме  соединились в единое   целое   мысли   о

преобразовании  как  макрокосма  (  Земли,  биосферы,  космоса  ),   так   и

микрокосма  ( человека, как биологического отражения  макрокосма  ).  Недаром

такое важное место в русском космизме  занимают  рассуждения о продолжении

болезней  и смерти и, как логическое следствие, -  о  достижении  бессмертия.

Вера  в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.

      Родоначальником всей космической  мысли в России был только  в последние

годы  раскрывающийся  во  всем  многообразии  творчества  мыслитель   второй

половины  ХIX  века  Николай Николаевич  Федоров.  В советское время имя

Федорова  было предано забвению, хотя до революции  к  его  идеям  обращались

самые видные из русских философов и  деятелей культуры. Так, большое  влияние

Информация о работе Культурология