Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:24, реферат
Культура - термин «культура» восходит к латинскому слову «cultura», которое означало возделывание почвы
Мировая культура - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету
Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества
1. Культурология как наука
2. Понятие «культура»
3. Виды культуры
4. Функции культуры
Тема 1. Предмет культурологии
1. Культурология как наука
2. Понятие «культура»
3. Виды культуры
4. Функции культуры
Основные понятия
Культура - термин «культура» восходит к латинскому слову «cultura», которое означало возделывание почвы
Мировая культура - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету
Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества
Духовная культура - выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную культуру
Материальная культура - культура труда и материального производства; топоса; культура быта, культура отношения к собственному телу; физическая культура
Актуальная культура - культура, которая находится в массовом обиходе
Культурология как наука
Культурология — это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения, основных культурно-исторических типов.
Важнейшая задача культурологов — анализ процессов и тенденций социокулътурной среды, современности
Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры
Курс культурологии должен решить несколько взаимосвязанных задач:
• дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, закономерностях и основных исторических типах культуры;
• помочь гармоническому
сочетанию специальных и
• выработать способности к творческому, критически осознанному восприятию различных национально-культурных, этноконфессиональных" и других платформ;
• помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.
• выработать осознанное восприятие социально-преобразующих функции культуры.
Курс культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Слово "культура" — в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие — еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", т.е. хозяйственные задачи.
Явления культуры изучает множество конкретных наук — археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, — философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография изучает проявления культуры того или иного народа во всем ее многообразии и целостности. Для истории искусства культура, — прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ культуры" в различных науках представлен по-разному.
Понятие «культура»
Итак, явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 гг. было дано семь определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка культуры XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге "Первобытная культура". С 1920 по 1950 гг. появилось еще 157 определений этого понятия. Сейчас, по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры, а, по мнению других, эта цифра приближается к тысяче.
Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия "культура". Культура — это многогранная проблема исторического развития, и само слово "культура" объединяет разнообразные точки зрения.
Термин "культура" восходит к латинскому слову "cultura", которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменении, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности. Это понятие в отличие от другого — "па1ига" (природа) означает в данном контексте "созданное", "внеприродное". Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
В настоящее время понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях'.
Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание — это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу3.
Любой человек, взрослея, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.). Огромна роль средств массовой информации — радио, телевидения, печати.
Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Процесс социализации — это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент — менталитет.
Культура — это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?
1. В противоречии между
социализацией и
2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода — два полюса, два борющихся начала.
3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.
Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.
Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами. Такой подход позволяет выделять в культуре определенные этапы, периоды и даже эпохи.
Виды культуры
Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.
Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.
Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Важная особенность материально
Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.
Материальная культура — это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.
По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и реакционную. Культура как формирующее человека явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры — всестороннее развитие человека.
Существует деление еще по одному признаку — актуальности. Актуальная — это та культура, которая находится в массовом обиходе.
Каждая эпоха создает свою актуальную культуру, что хорошо иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре. Актуальность культуры — это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.
В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Функции культуры
Культура — это многофункционал
Важнейшая — функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения'.