Культурология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века ,выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.
Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов.
В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.

Содержание

1. Культурология как наука.
2. Регулятивная функция культуры.
3. Взгляды русских космистов на развитие культуры.
4. Различие между понятиями знак и символ.
5. Представители социологии культуры и их основные идеи.
6. Предмет изучения истории культуры.
7. Сущность Эволюционистский подход в культурологии и его представители.
8. Культура Вавилона и Ассирии.
9. Религии в Древней Индии.
10. Особенности развития русской культуры эпохи феодальной раздробленности.
11. Деизм эпохи Просвещения.
12. «правило трех единств» эпохи классицизма.
13. «золотой век» русской культуры.
14. Стиль модерн.
15. Контркультура.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ 9-вариант - копия.docx

— 98.81 Кб (Скачать)

оставили  встречи  и  беседы  с  Федоровым  на  творчество  Л.Н.Толстого   и

В.С.Соловьева; большие статьи  с  разбором  философской  концепции  Федорова

оставили  Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже  после смерти философа в  начале  ХХ

века  вышло  двухтомное  собрание  его   избранных   трудов,   озаглавленное

федоровскими учениками “Философия общего дела”. Мизерный тираж в несколько

сот экземпляров  сразу же сделал труды Федорова библиографической  редкостью,

однако  и это не стало препятствием для  распространения идей мыслителя.  Так,

сильнейшее  впечатление  произвели  работы  Федорова  на  калужского  учителя

К.Э.Циолковского,  чье  философское  наследие  во  многом  перекликается   с

федоровскими идеями.

      “Философия общего дела” открывала  перед человечеством невиданные  дали,

призывала к титаническим преобразованиям как в мире, так и внутри  каждого

индивидуума.  “В  регуляции  же,  в  управлении  силами  слепой  природы   и

заключается то великое дело, которое может  и должно стать  общим”,  -  писал

Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и  человечества:

природная эволюция в своем все усложняющемся  развитии  привела  к  появлению

человеческого вида и сознания.

      Человечество призвано всеобщим  познанием и трудом овладеть  стихийными

силами  как вне, так  и  внутри  себя,  выйти  в  космос  для  его  активного

преобразования  и  обрести  новый,  космический  статус  бытия,  когда  будут

побеждены  болезни  и  сама  смерть.   Федоров   говорит   об   “имманентном

(естественном)  воскрешении”  всех  человеческих  поколений.  Это  одна   из

конечных  и величайших задач человечества.

      Чтобы  достичь  полного   владычества  над  временем  и  пространством,

Н.Ф.Федоров  ставит  перед  человечеством  ряд  задач.  В  их   исторической

последовательности  одной  из  первых  должна  была  стать   регуляция,   по

выражению философа, “метеорических”, космических  явлений.  Причем  начинать,

по Федорову,  можно  уже  сейчас.  В  качестве  примера  реальной  регуляции

природы Федоров приводил опыты общественного  деятеля и  ученого  начала  XIX

века  В.Н.Каразина, выступавшего с конкретными проектами управления  погодой.

От подобных, еще явно несовершенных опытов человечество, по мере  увеличения

знаний, должно перейти к  овладению  всеми  земными  процессами,  превратить

свою  планету в полностью управляемый  космический корабль.

      Итак, для Федорова  регуляция   определяется  как  принципиально   новая

ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс  пассивный,  регуляция  же

должна  стать сознательно-волевым действием. Но не стоит причислять  Федорова

к  тем  ученым,  кто  отвергал  или  недооценивал   важность   эволюционного

процесса. Наоборот. Признавая важность эволюции  (хотя  бы  в  происхождении

знания, к примеру), Федоров делает более  далеко  идущий  вывод:  существует

необходимость сознательного управления  эволюцией,  преобразования  природы,

исходя  из глубинных потребностей разума и  нравственного чувства человека.

      Регуляция  для  Федорова  -  широко   продуманная   идея.   Так,   уже

упоминавшиеся опыты Каразина или же удачные опыты, проведенные в конце XIX

века  в Америке по вызыванию дождя  с  помощью  взрывчатых  веществ  интересны

для  Н.Ф.Федорова  не  в  чисто  академическом  плане,  а   для   конкретной

человеческой  пользы. Так уж случилось, что американские опыты  по  вызыванию

дождя совпали с сильной засухой  в России. Следствием засухи  стали  голод  и

эпидемии  во многих российских губерниях.  И  Федоров,  откликаясь  на  злобу

дня, важнейшими  задачами  регуляции  ставит  решение  продовольственного  и

санитарного вопроса, которые вмещают в себя весь спектр  задач  человечества

в деле управления слепыми силами природы.  “Голод  и  смерть  происходят  от

одних и тех же причин, а потому  вопрос  о  воскрешении  есть  вопрос  и  об

освобождении  от  голода”,  -  писал Федоров.  Санитарный  вопрос   философ

понимает  как всеобъемлющий “вопрос об оздоровлении Земли, и притом  всей,  а

не какой-либо отдельной местности”.

      Разрабатывая  свой  проект  регуляции,   Федоров   с   самого   начала

подчеркивал   неотделимость   Земли   от   космоса,    тонкую    взаимосвязь

происходящего на нашей планете с целой Вселенной. “Условия, от коих  зависит

урожай, или вообще растительная и животная жизнь на  Земле,  не  заключаются

только  в ней самой... весь метеорический  процесс, от  коего  непосредственно

зависит урожай или неурожай... весь теллуросолярный процесс должен бы  войти

в область  сельского  хозяйства”.  “Единство  метеорического  и космического

процессов дает основание для расширения  регуляции  на  Солнечную  и другие

звездные  системы для их воссоздания и  управления разумом”.

      Автором “Философии общего дела”  сильно владеет  чувство   распахнутости

Земли в  космические  дали.  “Труд  человеческий  не  должен  ограничиваться

пределами Земли, тем более что таких  пределов,  границ,  и  не  существует;

Земля, можно сказать, открыта со всех  сторон,  средства  же  перемещения  и

способы жизни в различных средах не только могут, но и  должны  изменяться”.

Неизбежность  выхода  человечества  в   космос   рассматривается   Федоровым

основательно,  с  самых  различных  сторон,  от   природных   и   социально-

экономических до нравственных. Аргументы  “за”  разнообразны:  невозможность

достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего  космоса,

который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах

Вселенной разместятся  мириады  воскресших  поколений,  так  что  “отыскание

новых  землиц”  становится   приготовлением   “небесных   обителей”   отцам.

“Порожденный  крошечной  Землей  зритель  безмерного   пространства   должен

сделаться их обитателем и правителем”.

      В философской и научно-популярной  литературе сейчас много пишут  о том,

что  с   наступлением   эры   космоса   открывается   реальная   возможность

предотвратить в далеком будущем неизбежный конец  человеческой  цивилизации.

Федоров уже в конце XIX века  видел  единственный  выход  для  человечества,

упирающегося в неотвратимый земной финал -  истощение земных  ресурсов  при

все  большем  умножении численности населения,   космическая   катастрофа,

затухание Солнца и т.д., - в завоевании человечеством  новых  сред  обитания,

в преобразовании сначала Солнечной системы, а  затем и дальнего космоса.

      “Во все периоды истории очевидно  стремление, которое  доказывает,  что

человечество  не  может  удовлетвориться  тесными  пределами  Земли,  только

земным”, - писал Федоров.

      Только такая безбрежная, требующая  дерзновения  область  деятельности,

как овладение  космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит  энергию  ума,

отваги, изобретательности, самоотверженности, всех  совокупных  человеческих

сил, которые  сейчас расходуются на  взаимную  рознь  или  растрачиваются  по

пустякам.

      Федоров  отмечает   две   фундаментальные   ограниченности   нынешнего

человека,  тесно  связанные  между собой.  “Ограниченность в пространстве

препятствует  повсеместному действию разумных существ  во все миры  Вселенной,

а  ограниченность  во  времени  -  смертность  -   одновременному   действию

поколений разумных существ на всю Вселенную”.

      Первая ограниченность - в  пространстве,  прикрепленность  к Земле -

разрешается,  по  мысли  Федорова,   расселением   в   космосе,   обретением

способности  к  “бесконечному  перемещению”,  вторая  -  во  времени,   наша

смертность  -  завоеванием  бессмертного  статуса   бытия,   восстановлением

погибших, умерших.  “Борьба  с  разъединяющим  пространством”  для  Федорова

“первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем”.  Ибо бессмертие  возможно

только  при условии преодоления изолированности  нашей Земли  от  космоса  при

одновременной регуляции космических явлений. Все проекты регуляции  природы,

в том  числе и космические,  включены  Федоровым  в  высшую  цель  достижения

бессмертного, преображенного статуса мира.

      Взгляды  Н.Ф.Федорова   на   активно-эволюционный   процесс   развития

человеческой  цивилизации нашли  своих  последователей,  как  прямых,  так  и

опосредованных. Одним из них был замечательный  ученый конца XIX - начала  ХХ

веков,   физик-теоретик   Н.А.Умов.   Умова   смело   можно   причислить   к

энциклопедистам в науке. По словам его ученика  и  биографа  Н.А.Бачинского,

труды Н.А.Умова относятся “ко всем отделам физики и нередко захватывают и

сферу сопредельных наук”.

      Но уникальность Умова  как ученого в том,  что наряду  с научными

изысканиями и экспериментами, параллельно с  выработкой  новых  и развитием

уже известных  физических теорий его ищущая мысль  формировала  свое,  цельное

и оригинальное мировоззрение, свой взгляд на эволюцию природы  и  космоса  и

Информация о работе Культурология