Становление культурологии как науки.
Культурология – сравнительно молодая
наука, она сложилась практически
в ХХ столетии. Конечно, культура изучалась
и раньше. Примерно до середины XIX века
этим занимались главным образом
философия и история, затем к
ним подключились другие науки –
этнография, филология, антропология и
т.д. Исследователи культуры выделяют
и донаучный этап в становлении
культурологии. Он содержит ранние стихийные
догадки и представления о
логичности и относительной завершенности,
цикличности культурно-исторического
процесса и завершается с началом
Нового времени.
Становление культурологии связано с
поиском рациональных оснований в чрезвычайно
усложнившихся отношениях между человеком
и объективными процессами, характеризующими
противоречивый ход развития цивилизации
в Новое и Новейшее время. Культурология
выразила потребность воссоздать целостную
картину единства мировой цивилизации
как сферы приложения разнообразных сил
и способностей человека.
Культура специфическим предметом изучения
стала лишь в XVIII веке. Это было время, когда
гуманистические идеи пронизывали все
области человеческого знания. Эпоху Просвещения
характеризуют два основных момента:
1) культивирование разума как средства
научного познания и общего совершенствования
человека;
2) вера в неизбежность поступательного
развития человеческого общества.
На таком идеологическом фоне появилась
работа Джамбаттисто Вико (1668-1744) «Основания
новой науки об общей природе наций». В
своей работе он выдвинул теорию исторического
круговорота. По мнению Вико, развитие
всех наций осуществляется по циклу, состоящему
из трех, аналогичных жизни отдельного
человека, стадий – детства, юности и зрелости.
Первую он называет божественной («век
богов»), для нее характерны безгосударственность
и полное подчинение жрецам. Вторая –
героическая («век героев»), ее признак
– аристократическая форма правления.
И, наконец, третья эпоха – человеческая
(«век людей»), когда господствует демократия.
Цикл имеет завершение: каждая культура
заканчивается крахом и распадом. Смена
эпох происходит благодаря переворотам,
борьбе между различными социальными
группировками.
Дж.Вико утверждал, что оценивать те или
иные культуры, те или иные эпохи с позиции
сегодняшнего, используя наши критерии
нельзя. Современные постулаты могут служить
основанием для суждений о состоянии и
формах жизни других народов.
Продолжателем тенденции Вико стал немецкий
философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803).
В работе «Идеи к философии истории человечества»
Гердер рисует общую панораму восхождения
от низшего к высшему, начиная с неживой
природы, возникновения звезд и планет,
органического мира и человека, его культуры
и быта, развитии индивидуальной души
человека. Согласно Гердеру, человек –
последнее звено в эволюции. Именно культура
отличает человека от животного. Как неопределим
с точностью человек, так и культура лишена
однозначности.
Культура – это то, что надстраивается
над природой и над-природностью человека,
является результатом и одновременно
причиной исторического развития. Важнейшими
элементами культуры, по Гердеру, являются
язык, наука, ремесло, искусство, семейные
отношения, религия и государство. Культура
выступает тем началом, которое объединяет
общество. Она формирует посредством передачи
определенных навыков и форм жизни, человека
как такового и им же создается и преобразуется.
По мнению Гердера, единство и целостность
эволюционного процесса не предполагают
единообразия. История культуры - это история
различных, не сводимых друг другу, уникальных
и самоценных культурных образований.
Гердер считал, что смысл развития той
или иной культуры определяется не внешним
для нее критерием, но внутренним стимулом
до конца реализовать и исчерпать весь
спектр предоставленных данными условиями
возможностей. Целью же существования
каждой культуры может считаться полнота
и интенсивность переживаний счастья
и человечности в той степени и в тех формах,
которые возможны в данном месте и в данное
время.
Общая цель всей эволюции, по мнению Гердера,
состоит отнюдь не в усовершенствовании
разума и не в «наилучшем устроение» общественных
институтов, а в распространении гуманности.
Причем мыслитель показывает, что у разных
народов и в разные эпохи понятие «воспитание
гуманности» обязательно имело место.
История культуры состоит из множества
поворотов, обрывов, регрессий, она включает
все многообразие человеческих заблуждений.
Ни одна из культур не может похвастаться
равномерным поступательным прогрессивным
развитием: общество может достигнуть
совершенства в отдельных областях науки
и искусства, что не мешает живущим в нем
людям оставаться алчными и порочными;
преимущества в одной сфере деятельности
могут совмещаться с отсталостью в другой.
Культура не может удержаться в наивысших
точках своего развития: за взлетом следует
спад.
Идеи И.Г. Гердера оказали значительное
влияние на духовную жизнь Европы конец
XVIII- начло XIX вв.
Представители немецкой классической
философии (И.Кант,И. Фихте,Ф. Шеллинг, Г.
Гегель) видели наличие в культуре таких
элементов, которые препятствуют свободному
развитию человека. Поэтому для них культура
– это развитие духа человека и область
его духовной свободы. Область культуры
ограничивалась формами духовного саморазвития
общества и человека. И. Кант различает
две формы бытия: мир природы и мир культуры.
В естественной форме бытия человек, его
действия и возможности обусловлены внешними
для него причинами, он целиком находится
во власти времени, поэтому в природе заложен
источник изначального зла. Культура,
образуемая религией, моралью, наукой,
призвана способствовать преодолению
зла посредством всеобщего установления
долженствования категорического императива.
(Категорический императив – это базовое
понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое
нравственное предписание, имеющее силу
безусловного принципа человеческого
поведения). Сознание долга не вытекает
из понятия о пользе или чувства симпатии,
представляет собой свойство человеческого
разума. Целью человека является разумная
и свободная воля, поэтому она составляет
объект морального долга. Человек должен
признать свободу не только собственной
воли, но и свободу воли других людей. Исходя
из равенства свободы каждого, можно говорить
о возможности творческого развития культуры.
Понятие о культуре свободного творчества
человека затрагивается в философских
концепциях Ф. Шиллера и Г. Гегеля. Ф.Шиллер
считает, что культура есть среда, в которой
человек только и способен обрести свободу,
так как культура включает и сферу морали,
а совершенно свободным может быть только
морально ориентированный человек. Критерием
морального поступка служит не столько
разумная воля природы, сколько идеальное
в человеке, или сознание. Цель человека
как части культуры – согласовывать все
жизненные изменения с сознанием.
Развитие культуры Г.Гегель рассматривает
через эволюционное развертывание абсолютного
разума, динамического и жизненного по
своей сути. Этот Абсолютный Разум проявляет
себя в человеке и создаваемой им культуре,
поэтому ее основанием может быть только
творчество как процесс создания нового
смыслового пространства культуры, не
уничтожающего наследие прошлого, но сохраняющего
его как свое историческое прошлое. Исторический
процесс есть самораскрытие Абсолютной
идеи, задающей рациональный характер
всему существующему в действительности.
Ее самораскрытие возможно в условиях
свободы независимо от осознания творческого
процесса человеком. Культура – сфера,
творящаяся людьми малосознательными,
но Абсолютный Разум руководит их действиями
и направляет их деятельность. Приобщение
индивида к культуре возможно через преодоление
своей индивидуальности в процессе образования.
Образование заново воспроизводит общественное
в субъективном духе, или индивидуальном
сознании, и это является условием совпадения
логического и исторического.
Одной из первых работ, прямо посвященных
культуре, стала книга английского историка
Э.Тайлора "Первобытная культура"
(1871).
Становление культурологического знания
связывается с именами Н.Я. Данилевского,
О.Шпенглера, Тойнби, разработавшими принципиальные
положения о природе и специфике цельных
исторических форм культуры (культурно-исторических
типов, внутренних форм культуры). К. Маркс,
Ф. Ницше и З. Фрейд выявили различные типы
бессознательных факторов культуры и
предприняли попытку связать эти неявные,
пронизывающие повседневное существование
людей структуры (экономического, биологического,
лингвистического плана) с остальными
культурными феноменами.
Основы культурологии как самостоятельной
научной дисциплины были заложены в работах
американского антрополога Л.Уайта (1900-1975)
своей книгой "Наука о культуре" (1949).
Его заслуга состоит прежде всего в том,
что он четко поставил вопрос о необходимости
строгого определения предмета культурологии,
тех явлений, которые должны входить в
ее компетенцию. Обобщая сделанное до
него, Уайт предложил выделить в культуре
три подсистемы: технологическую, социальную
и идеологическую. Первая содержит орудия
производства и опосредует отношения
между человеком и природой. Вторая охватывает
межчеловеческие – экономические, нравственные,
политические отношения. Содержание третьей
подсистемы составляют идеи, верования,
мифы и знания. Из трех подсистем технологическая
выступает в качестве определяющей.
Что касается отечественной науки, то
основные проблемы культурологии – это
вопросы российского культурно-исторического
типа (Данилевский); противопоставлений
«Средневековье-Ренессанс-Новое время»,
«культура-цивилизация», «элита-масса»
(Бердяев, Флоренский); символические концепции
(Флоренский, Лосев); культурного диалогизма
(Бахтин).
На становление и развитие отечественного
культурологического знания повлияли
работы Лотмана, Аверинцева, Михайлова,
Гуревича и др.
В настоящее время практически к любому
заметному в области гуманитарных наук
имени можно прибавить определение «культуролог». |