Конец
19 века характерен значительно возросшим
интересом Запада к Востоку в
отношении культурных ценностей
последнего. Многие восточные вещи
становятся предметами коллекционирования,
изучения и даже подражания. Появляются
первые научные переводы восточных
философских и религиозных трактатов,
возникают химерические восточно-западные
религии. Европейские философы начинают
употреблять такие понятия как
«нирвана», «карма» и т.д. В общем,
увлечение Востоком носило поверхностный
характер. Европейцы не до конца
понимали своеобразие восточной
культуры, ее музыку, театр. Но были люди,
которые настолько влюбились
в искусство Востока, что их восхищение
перешло в практику, в дело их
жизни. Японские гравюры, которые впервые
появились в Париже в виде упаковочной
бумаги для различных японских безделушек,
произвели настоящий переворот
в сознании некоторых молодых
художников. Они поняли и приняли
сам принцип восточной живописи
и графики. Во многом это определило
возникновение такого неожиданного
стиля как модерн, который, по образному
определению В. Серебровского, - вышел
из кокона европейских традиций в
виде экзотической европейской бабочки.
Эта бабочка облетела все страны
Европы и, перелетев океан, добралась
даже до Америки.11 Цит. изд.-С77.
Каждая
национальная школа придавала лицу
модерна разное выражение, поскольку
нет европейской страны, где не
было бы своего собственного стиля
модерн. И в то же время есть нечто
общее, что объединяет все эти
«модерны» и делает их почти неразличимыми,
что позволяет говорить об общеевропейском
художественном направлении.
Этим
«общим» является ряд черт, которые
и сделали его столь привлекательным.
Условно это черты следующие:
эклектизм, романтизм, чувственность,
декоративность. Первые три признака
унаследованы в основном от Европы,
последний - из Азии.
15.
Что такое Контркультура.
1) совокупность
мировоззренческих установок, поведенческих
нормативов и форм духовно-практического
освоения мира, альтернативная общепринятому
официальному миропониманию; 2) специфическая
субкультура, порожденная "молодежным
бунтом" 60-х - начала 70-х 20 в., основанная
на утопическом стремлении вернуть
человека западной цивилизации
к его "естественному состоянию".
Термин К. был впервые введен американским
социологом Т. фон Роззаком для обобщенного
обозначения альтернати-вистских тенденций
в искусстве, общественной мысли, религиозной
жизни, политике и быту. К. представляет
собой опыт разнопланового социального
экспериментирования, не связанного жесткими
идеологическими, конфессиональными,
национальными или возрастными границами.
Строго говоря, это не единое движение,
а набор разнообразных культурных инициатив,
объединенных негативным отношением к
существующей системе ценностей. Для К.
характерно обращение к неортодоксальным
духовным традициям и эзотерическим практикам
(европейский и восточный мистицизм, шаманизм,
сатанические культы, опыты наркотического
галюцинирова-ния, йога), причудливое соединение
символики различных культур и эпох, попытки
воспроизведения в современном контексте
выработанных мировой культурой моделей
маргинального поведения, "странного"
бытия в отчужденном мире ("юродство"
европейского средневековья, искусство
дзэн, романтизм и декаданс Нового времени).
Источниками, определившими стиль мышления
идеологов К. 60-х, стали также философские
концепции Ницше, Кьеркегора, Фрейда, Мар-кузе,
тексты Кафки, Гессе, Керуака и Кизи. Начинаясь
с индивидуального бунта, осознания нетождественности
собственного Я и мира господствующих
предписаний, творчество К. воплощается
впоследствии в поиске новых форм социализации,
способных создать оптимальные условия
для реализации естественных прав человека.
Выступая против слепой веры в безграничные
возможности разума, неспособного разрешить
коренные проблемы человеческого бытия,
К. принимает в качестве высшей ценности
спонтанное чувственно-эмоциональное
переживание реальности, непосредственное
ощущение гармонии мира, существующее
по ту сторону рациональных суждений и
логических доводов. Неприятие существующего
порядка вещей порождает в контр-культурном
сознании ряд поведенческих моделей: 1)
собственно "подпольное" существование,
в котором страх перед реальностью соединяется
со стремлением найти убежище в тайниках
собственного подсознания; 2) построение
субъективистско-ир-рациональной картины
"лучшей реальности" и агрессивно-волевое
вмешательство в естественный ход развития
общества с целью приведения его в соответствие
со своими собственными утопическими
представлениями; 3) конструктивное культуротворчество,
связанное с экспериментально-авангардистским
поиском мировоззренческих оснований
новой эпохи. К. как возможность присутствует
в любой социальной системе, заявляя о
себе в периоды социальной нестабильности,
кризиса официального миропонимания,
его неспособности адекватно отразить
происходящие культурные процессы. Потеря
однозначности в осмыслении окружающей
действительности порождает стихийный
контркультурный поиск нового языка культуры.
Неотъемлемый элемент подобного поиска
- демонстративно-провокационная десакрализация
привычных для конформистского "банального"
сознания стереотипов, разрушение господствующей
мифологии. Это создает необходимые предпосылки
для формирования нового идеала рациональности
и соответствующего ему строя мышления,
преодолевающего ограниченность как прежнего
"официоза", так и порожденной им
К. М.Р. Жбанков