Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 07:56, контрольная работа
Любая наука - это исследование природы, стремящееся выявить ее объективные законы. Но наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI века ,выстраивала объективную картину мира не так, как это было в древности.
Во-первых, с самого начала она была сориентирована на масштабные наблюдения за жизнью природы.
Во-вторых, она активно "выпытывала" тайны природы при помощи опытов и экспериментов.
В-третьих, она ориентировалась на практическое использование полученных результатов.
1. Культурология как наука.
2. Регулятивная функция культуры.
3. Взгляды русских космистов на развитие культуры.
4. Различие между понятиями знак и символ.
5. Представители социологии культуры и их основные идеи.
6. Предмет изучения истории культуры.
7. Сущность Эволюционистский подход в культурологии и его представители.
8. Культура Вавилона и Ассирии.
9. Религии в Древней Индии.
10. Особенности развития русской культуры эпохи феодальной раздробленности.
11. Деизм эпохи Просвещения.
12. «правило трех единств» эпохи классицизма.
13. «золотой век» русской культуры.
14. Стиль модерн.
15. Контркультура.
мироздания””, В.И.Вернадский выдвигал на первое место науку о жизни в самом
широком ее значении. Тем самым совершалась как бы гуманизация научной
картины мира, причем в ноосферном ее смысле. И свою биогеохимию Вернадский
недаром включал в то течение мысли, которое видит “признаки гегемонии
биологических наук в научных построениях в ближайшем будущем”. Активно-
эволюционные мыслители сумели соединить заботу о целом, о Земле, биосфере,
космосе, с пониманием запросов высшей ценности - конкретного человека,
носителя разума. Гуманизм, не прекраснодушный, а основанный на глубоком
знании, вытекающий из целей и задач самой природной, космической эволюции,
мировоззренческий оптимизм свойственнен всему этому семейству идей.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты
космического, активно-эволюционного направления философского и научного
поиска, осуществленного в России в последние десятилетия. Прежде всего, это
понимание
восходящего характера
необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные
названия - от “регуляции природы” до ноосферы.
Утверждается и несовершенство, “промежуточность” нынешней природы
человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в
мироздании. Возникает новый взгляд на человека как не только на
исторического социального деятеля, биологический субъект, но и на существо
эволюционизирующее, космическое.
Вместе с тем субьектом планетарного и космического преобразоватеотного
действия признается не отдельный человек, а сборная совокупность
сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих
поколений.
Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает
глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в
современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни,
озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы
открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских
космистов
приобретает особую притягательную силу.
4. Различие между понятиями
знак и символ
В культурологии понятие символов и знаков используется в смысле служебной роли той или иной системы, например, культуры или ее элементов, в контексте удовлетворения тех или иных потребностей людей. Культура по своей природе функциональна. Она всегда для чего-то, должна «работать». Не поддерживаемая усилиями человека и не потребляемая им, она разрушается, угасает и гибнет.
Основная функция культуры - быть средством творческого создания артефактов. Артефакты - это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления (артефакт - от лат. arte - искусственный и factus - сделанный). Мир артефактов - это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей. В отличие от предметов и явлений природы артефакты имеют не только объективные свойства, но субъективную значимость или ценность для человека. Человек с помощью культуры творит ценности.
Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения своей потребности, если не видит, то объект не имеет ценности или имеет отрицательную ценность - антиценность. Обычно ценности разделяют на материальные (жилище, одежда, техника и пр.) и духовные (истина, красота, добро, вера, надежда, любовь и т.п.).
Среди
артефактов есть такие, которые сообщают
информацию не о себе, о своей
значимости и ценности, а о других
объектах. Про них говорят, что
они имеют значения, смыслы и называются
они знаками, или символами. Мир
культуры - это не только мир ценностей,
но и знаков, мир символов.
5. Представители социологии культуры и их основные идеи.
Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.
Основные идеи философского наследия М.Вебера были выражены в его
труде "Хозяйство и общество". Однако, среди исследователей творчества
Вебера не было полного единства в вопросе о том, что считать его главным
программным произведением. Одни, в лице жены философа - Марьяны Вебер,
считали "Хозяйство и общество" главным трудом философа, другие в лице
Фридриха Тенбруга утверждали, что основная заслуга М.Вебера состоит в
разработке теории социологии религии и хозяйственной этики. Оба тезиса
нельзя ни доказать, ни опровергнуть полностью, ибо не осталось каких-либо
замечаний
по этому поводу самого автора.
А.Моль
в работе «Социодинамика культуры» сделал
попытку осмыслить культурологич. аспекты
массовой коммуникации.
В ряде работ высказал идеи о «мозаичности»
культуры в ее усвоении человеком: увеличение
объема информации, а также каналов ее
передачи приводит к мозаичному калейдоскопическому
восприятию мира, что обусловливает формирование
мозаичной структуры знаний, оценок, гипотез
и сознания в целом. М. подверг резкой критике
традиционную западную культуру, основанную
на определенной концепции знания. Внес
значительный вклад в культурологию. Культура,
по мнению М., это интеллектуальный аспект
искусственной среды, создаваемый человеком
в ходе своей соц. жизни. В трудах М. разработана
идея технологической культуры, а также
такие понятия как индивидуальная и соц.
культура. М. выделил разные доктрины культуры
и среди них социостатистическую (демагогическую,
догматическую, эклектическую или культуралистскую)
и социодинамическую...
Теоретическая концепция Лесли Уайта берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом. Л. Уайт утверждает, что понятие культуры категориально и выражает в себе характеристику надсоматической (суперорганической) системы действительности, присущей лишь человеческому обществу и имеющей свои собственные закономерности функционирования и развития. Будучи интегративной системой, культура, по Уайту, не совпадая с обществом и социальной системой, имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия.
В предложенном
Уайтом "культурологическом " подходе
культура рассматривается как "внешняя
" по отношению к self. Для опровержения
утверждения, что "культура состоит
из идей " Уайт фокусирует свое внимание
на источнике идей. Он соглашается, что
идея лежит в основе изобретения огнестрельного
оружия, но говорит, что это ничего не объясняет,
потому что сами идеи не объясняются. Почему,
спрашивает Уайт, идея имеет место именно
тамто и тогдато, а не в другое время и
не в другом месте? И отвечает, что идеи
входят в сознание из внешнего мира. Относительно
положения, что "культура состоит из
абстракций " Уайт говорит, что те, кто
придерживается этой точки зрения, упускают
из виду, что абстракции есть концепции.
Концепция разрабатывается ученым наблюдателем,
в мозгу которого она существует. Это не
имеет отношения к реальности культуры,
говорит Уайт. Уайт утверждает, что "не
существует такой вещи как "материальная
культура ", что вовсе не абсурдно говорить
о сандалиях и глиняных сосудах как о поведении,
так как их важный атрибут - это не просто
шкура оленя или глина, но "затвердевшее
человеческое поведение ". Согласно
точке зрения Уайта "символизирование
" является общим фактором в идеях, установках,
действиях и объектах. Все они могут рассматриваться
как экстрасоматический контекст и могут
рассматриваться как культура.
6. Предмет изучения истории культуры.
В основе изучения истории культуры человечества на протяжении всего его существования лежат такие науки, как культурология, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?
Предмет
изучения — выявление закономерностей
культурных процессов (как в целом
мировых, так и национальных), а
также различные явления
Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особенностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной общественно-культурной среде.
Если основными науками, которые занимаются изучением культуры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, история и конечно же философия. Но выделение конкретных предметов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в отличие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от истории и социальной философии, которым больше интересна сторона событийно деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегулировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. ХХ в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие науки, как социология, культурная антропология, философия культуры, этнография, этнология и др.
Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.
1. Этнографический (1800—1860).
2. Эволюционистский (1860—1895).
3. Исторический (1895—1925).
Именно
в эти периоды и складываются
основные понятия культурологии, которые
присущи и ее современной версии. Хотя
со второй половины ХХ в. культурологии
становится присущ некий прагматизм. Ценностные
знания становятся все больше и больше
востребованы в связи с появлением и расширением
средств массовой информации, применением
этих знаний в дипломатии, политике, военном
деле и т. д.
7.
Сущность эволюционистского
подхода в культурологии
и его представители.
Анализ работ по культурологии позволяет выделить следующие основные теоретические направления, или концепции: эволюционистскую, культурно-исторических типов, психологическую (культурно-психологическую), функционалистскую, структурно-антропологическую, понимающей социологии культуры, семиотическую и постмодернистскую. Говоря о концепциях, или парадигмах культурологии, я имею в виду прежде всего в большей или меньшей степени осознанные (отрефлектированные) теоретические и методологические представления, которые разделяют и используют представители данных направлений. Конкретное культурологическое исследование может при своем построении опираться на несколько парадигм.