Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:14, дипломная работа
Стратегия развития железнодорожного транспорта сконцентрирована по пяти основным направлениям:
управляющие информационные системы и новые технологии,
новые технические средства,
совершенствование финансовой, экономической и маркетинговой работы,
безопасность движения,
социальная защищенность.
Введение……………………………………………………………………...6
Глава 1. Роль инновационных проектов в экономике…………………...15
Понятие инноваций и их классификация…………………………...15
Рынок инноваций и особенности его становления в России ……..20
Государственное финансирование инновационной
деятельности в Российской Федерации…………………………………...26
Использование собственных ресурсов предприятия для
осуществления инновационных проектов………………………………..30
Виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную
деятельность………………………………………………………………...36
Глава 2.Методика оценки эффективности инновационной
деятельности на железнодорожном транспорте………………….……..41
Глава 3. Инновации в эксплуатации и развитии хозяйства СЦБ
железных дорог…………………………………………………………….54
Система сигнализации на железных дорогах мира……………….54
Инновационные проекты, создание новых светофоров
и маршрутных указателей…………………………………………………58
Проблемы внедрения светодиодных светофоров
на железнодорожном транспорте…………………………………………60
Показатели технико-экономической эффективности
средств автоматики, телемеханики и связи………………………………62
Глава 4.Технико-экономическое обоснование эффективности
внедрения светодиодных маршрутных указателей……………………...71
Методика оценки экономической эффективности
внедрения маршрутного указателя светодиодного……………………...71
4.2. Расчет экономической эффективности маршрутного
указателя светодиодного и срока окупаемости…………………. .………77
4.3. Сравнительный расчет затрат по годам внедрения…………………82
Выводы и предложения…………………………………………………….91
Список литературы………………..………………
Как
показатели общей, так и сравнительной
эффективности могут иметь
При оценке эффективности инновационных проектов необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов:
При проведении расчетов и анализе эффективности инновационных проектов предусматривается:
При оценке инновационных проектов следует учитывать:
После отбора инновационных проектов осуществляется оценка их эффективности. Оценка эффективности инноваций должна проводиться на всех стадиях и этапах инновационного процесса – начиная с эскизного проектирования и кончая освоением и реализацией новшеств. Методы оценки и система расчетных показателей для всех стадий и этапов инновационного процесса могут быть одинаковыми, едиными, но исходные данные для расчетов различаются по степени полноты информации, уровню достоверности и неопределенности, разнообразию источников. Это приводит к тому, что показатели эффективности инноваций различаются по уровню точности и объективности. Это дает возможность регулировать инновационный процесс, внося изменения научно-технического, экономического, информационного и аналитического характера.
Применяемые в настоящее время методы оценки основаны на соотношении результатов и затрат, т.е. на сопоставлении полученного эффекта и затрат. Соотношение результатов (эффекта) и затрат может быть выражено в стоимостных и натуральных величинах. Эффективность в инновационном процессе – это всегда соотношение, относительная величина.
При внедрении (реализации) новшеств (инноваций) могут быть получены следующие виды эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический. Каждый вид эффекта характеризуется комплексом показателей. Например, экономический эффект характеризуется прибылью, приростом объема продаж, улучшением использования ресурсов; социальный эффект – увеличением числа рабочих мест, повышением степени безопасности работников, улучшением условий труда; экологический эффект характеризуется снижением выбросов в атмосферу и воду вредных веществ, улучшением экологичности выпускаемых новшеств и др.
Общественная эффективность на железнодорожном транспорте рассчитывается на народнохозяйственном, региональном, отраслевом уровнях.
При
определении показателей
При подсчете затрат учитываются единовременные и текущие затраты всех российских участников реализации проекта, все виды платежей российских предприятий - участников в госбюджет, проценты по кредитам Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков - участников проекта.
Затраты рассчитываются по предприятиям - участникам проекта без повторного счета одних и тех же затрат, а также без учета расходов одних участников в составе затрат других участников.
Расчеты общественной эффективности осуществляются при включении в состав результатов прироста выручки предприятий, а также социальных и экологических результатов реализации проекта.
В составляющих общественную эффективность учитывается стоимость грузовой массы “на колесах”, а также стоимость пассажиро-часов при изменении времени в пути следования. Стоимость 1 пассажиро-часа для расчетов принимается равной 50% средней заработной платы пассажиров, следующих по рассматриваемому направлению, принимаемой по фактическим статистическим данным применительно к рассматриваемому региону.
Коммерческая эффективность на железнодорожном транспорте рассчитывается на отраслевом, дорожном и объектовом уровнях с учетом анализа потока реальных денег от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.
При расчете коммерческой эффективности:
Для дополнения оценки коммерческой эффективности может быть установлен срок полного погашения задолженности для участников, привлекающих кредитные и заемные средства. Для кредитного учреждения проект считается эффективным, когда срок полного погашения задолженности по кредиту отвечает требованиям этого учреждения. Отрицательное значение сальдо накопленных реальных денег служит обоснованием потребности в заемных средствах в рамках данного инвестиционного проекта.
Соизмерение разновременных затрат, результатов и эффектов осуществляется путем приведения их к начальному периоду (момент времени t=0). Возможно приведение к другому фиксированному моменту (например, при сравнении проектов, начинающихся в различные моменты времени).
Приведение разновременных затрат, результатов и эффектов осуществляется с помощью нормы дисконта (Е).
Для расчета общественной эффективности инновационных проектов используется социальная (общественная) норма дисконта, а для определения коммерческой эффективности - коммерческая норма дисконта.
Для оценки общественной эффективности крупных проектов с позиции народного хозяйства величина социальной нормы дисконта устанавливается централизованно государственными органами в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны.
Величина коммерческой нормы дисконта принимается равной приемлемой для инвесторов норме дохода на капитал.
Минимальное
значение коммерческой нормы дисконта
соответствует банковскому
Приведение затрат и результатов к базисному (начальному) моменту времени осуществляется умножением их на коэффициент приведения at, определяемый для постоянной нормы дисконта по формуле:
где t - номер шага расчета (t = 0, 1, 2,........Т), а E- горизонт расчета.
К показателям общей эффективности инвестиций относятся чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости инвестиций и другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проектов.
В большинстве случаев основными показателями оценки общей экономической эффективности инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте выступают чистый дисконтированный доход и срок окупаемости инвестиций.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.
Величина ЧДД при постоянной норме дисконта определяется по формуле:
где Rt - результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета (доходы);
Зt - затраты (текущие издержки и инвестиции), осуществляемые на том же шаге;
Т- горизонт расчета;
Эt = (Rt - Зt)- эффект, достигаемый на t-ом шаге.
При
небольших величинах (до 3-х лет)
горизонта расчета или
Срок окупаемости инноваций или срок возврата вложений (То)- это период времени от начала реализации проекта, за пределами которого интегральный эффект становится неотрицательным. Для определения срока окупаемости используется равенство:
где - капиталовложения на t - ом шаге.
Индекс
доходности (ИД) представляет собой
отношение разности доходов и
текущих затрат к капитальным
инновационным вложениям с
где - текущие затраты в t-м году, руб.;
– капитальные вложения в инновационный проект в t-м году, руб.
Инновационный проект считается эффективным, рентабельным при ИД›1. В этом случае сумма дисконтированных текущих доходов по инновационному проекту превышает величину дисконтированных капитальных вложений.
Внутренняя норма доходности (ВНД) – это такая норма дисконта ( , при которой величина приведенного эффекта (дохода) в процессе реализации инновации равна дисконтированным капитальным вложениям. Другими словами, внутренней нормой доходности является ставка дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход по инновационному проекту равен нулю. Внутренняя норма доходности или норма дисконта ( равна: