Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:49, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе практических ситуаций и теоретическом исследовании процессов и механизма разработки и принятия управленческого решения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров организации. В процессе достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
уточнение содержания понятия "управленческое решение";
раскрытие системы подготовки и переподготовки кадров в России;
рассмотрение модели управленческого решения по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации персонала на примере банковской системы.
Введение…………………………………………………………………….…....3
1. Классификация управленческих решений…………………………….…5
2. Технология разработки и реализации управленческих решений……..8
2.1. Содержание и стадии процесса принятия управленческого решения………………………………………………………………………..…8
2.2. Требования к технологии менеджмента…………………………….…..9
2.3. Механизм принятия управленческих решений…………………….....11
2.4. Информационное обеспечение процесса разработки решений……...14
3. Методы принятия решений………………………………………….……..18
3.1. Методы анализа управленческих решений……………………….……23
3.2 Методы прогнозирования управленческих решений…………………26
4. Индивидуальные стили принятия решений……………………………..30
5. Условия эффективности управленческих решений…………………….31
6. Организация и контроль выполнения решений………………………...38
Заключение……………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………42
Введение
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.
Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижений конкретной цели системы менеджмента.1
Управленческое решение - это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма и т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.
Цель данной работы заключается в анализе практических ситуаций и теоретическом исследовании процессов и механизма разработки и принятия управленческого решения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров организации. В процессе достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:
уточнение содержания понятия "управленческое решение";
раскрытие системы подготовки и переподготовки кадров в России;
рассмотрение модели управленческого решения по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации персонала на примере банковской системы.
Объектом исследования данной курсовой работы является организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предмет - процесс проектирования управленческого решения в этой сфере.
Теоретико-методологической базой работы выступают современные теории и концепции управления персоналом отечественных и зарубежных авторов, а также системный подход к понятию "менеджмент".
Глубокая проработка вопросов проектирования управленческих решений на всех его уровнях, подробное рассмотрение системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации в стране и на примере банковской организации определили высокую практическую значимость работы.
1. Классификация управленческих решений.
Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
Что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);
Как делать (по какой технологии);
С какими производственными затратами делать;
В каком количестве;
В какие сроки;
Где (место, производственное помещение, персонал);
Кому поставлять и по какой цене;
Что это даст инвестору и обществу в целом.
Комплексные проблемы следует формализовывать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состоянием объекта по его параметрам, а так же выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.
Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности степени риска.
Для повышения качества
решений рекомендуется
Стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);
Подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная и т.д.);
Сфера действия (технические, экономические и др. решения);
Цель (коммерческие и некоммерческие решения);
Ранг управления (верхний, средний, низкий);
Масштабность (комплексные и частные решения);
Организация выработки (коллективные и личные решения);
Продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
Объект воздействия (внешние и внутренние);
Методы формализации (текстовые, графические, математические);
Формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
Сложность (стандартные и нестандартные);
Способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизации управления, мотивация качественного решения и др.
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличии от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решения тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".
Инертные решения становятся
результатом осторожного
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они еще в меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Эти вопросы будут рассмотрены ниже.
2. Технология
разработки и реализации
2.1. Содержание и стадии процесса принятия управленческого решения.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решения является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
выработку и постановку цели;
изучение проблемы на основе получаемой информации;
выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
выбор и формулирование оптимального решения;
принятие решения;
конкретизация решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.
На стадии подготовки
управленческого решения
На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов, отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации
решения принимаются меры для
конкретизации решения и
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны
постоянно и всесторонне
Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
метод, основанный на научно-критическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновывать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения - одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.
Информация о работе Методы разработки эффективных управленческих решений