Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:14, дипломная работа
Стратегия развития железнодорожного транспорта сконцентрирована по пяти основным направлениям:
управляющие информационные системы и новые технологии,
новые технические средства,
совершенствование финансовой, экономической и маркетинговой работы,
безопасность движения,
социальная защищенность.
Введение……………………………………………………………………...6
Глава 1. Роль инновационных проектов в экономике…………………...15
Понятие инноваций и их классификация…………………………...15
Рынок инноваций и особенности его становления в России ……..20
Государственное финансирование инновационной
деятельности в Российской Федерации…………………………………...26
Использование собственных ресурсов предприятия для
осуществления инновационных проектов………………………………..30
Виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную
деятельность………………………………………………………………...36
Глава 2.Методика оценки эффективности инновационной
деятельности на железнодорожном транспорте………………….……..41
Глава 3. Инновации в эксплуатации и развитии хозяйства СЦБ
железных дорог…………………………………………………………….54
Система сигнализации на железных дорогах мира……………….54
Инновационные проекты, создание новых светофоров
и маршрутных указателей…………………………………………………58
Проблемы внедрения светодиодных светофоров
на железнодорожном транспорте…………………………………………60
Показатели технико-экономической эффективности
средств автоматики, телемеханики и связи………………………………62
Глава 4.Технико-экономическое обоснование эффективности
внедрения светодиодных маршрутных указателей……………………...71
Методика оценки экономической эффективности
внедрения маршрутного указателя светодиодного……………………...71
4.2. Расчет экономической эффективности маршрутного
указателя светодиодного и срока окупаемости…………………. .………77
4.3. Сравнительный расчет затрат по годам внедрения…………………82
Выводы и предложения…………………………………………………….91
Список литературы………………..………………
Государственная инновационная политика реализуется в основном на базе программ развития, приоритетами которого являются:
В условия кризиса экономики финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, воздействующие на уровень развития экономики в целом. При этом безвозвратное предоставление бюджетных средств должно являться исключением от общих правил, базирующихся на принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах выделения денежных средств. Для повышения отдачи от денежных средств, выделяемых из госбюджета на поддержку инновационной сферы, рекомендуются и другие принципы вложения выделенных финансовых ресурсов, к которым относятся:
Средства государственного бюджета, используемые для выполнения целевых комплексных программ, аккумулируется в Российском Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральном фонде производственных инноваций. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей целью содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение квалификации ученых. Фонд некоммерческая организация, не имеет целью извлечение прибыли, осуществляет финансирование отобранных на конкурсах проектов НИР, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, и контролирует использование выделенных им средств. Средства фонда образуются в рублях и иностранной валюте за счет государственных ассигнований в процентах к сумме средств, предназначенных в бюджете Российской Федерации на финансирование науки, а также добровольных взносов предприятий, учреждений и граждан и иных источников денежных средств.
Фонд содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере оказывает финансовую поддержку и способствует созданию малых наукоемких форм, инкубаторов бизнеса, инновационных инжиниринговых центров и других инновационных предприятий. Средства фонда также расходуются на поощрение конкуренции в научно-технической сфере посредством оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми инновационными предприятиями. Этот фонд формируется за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, а также иных поступлений от деятельности фонда. Цель Федерального фонда производственных инноваций – государственная поддержка важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производства, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Фонд осуществляет отбор и реализацию инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России. Средства фонда используются для содействия строительству и реконструкции наукоемких производств, технического перевооружения проектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок.
Для обеспечения надежности возврата финансовых вложений следует использовать систему независимой экспертизы и процедуру страхования инновационных проектов. Кроме Фонда государственных гарантий, необходимо сформировать эффективную систему страхования инновационных проектов. Этой цели способствовало бы условие выведения определенной суммы страховых взносов и премий из облагаемой налогом прибыли предприятия, участвующих в реализации инновационного проекта.
В
условиях острого дефицита внутренних
источников финансирования инновационной
деятельности особую актуальность имеет
формирование привлекательных условий
для ввоза в Россию наукоемких технологий.
В этой связи в рамках государственного
финансирования инноваций необходимо
законодательно закрепить дифференцированный
режим уплаты таможенных пошлин вплоть
до их полной отмены при ввозе прогрессивных
видов техники и технологий. При этом дифференциация
импортных пошлин должна сочетаться с
использованием протекционистских мер
для защиты отечественной наукоемкой
промышленности.
1.4. Использование собственных ресурсов предприятия для осуществления инновационных проектов
Основным источником финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий – их собственные финансовые ресурсы, направляемые на работы, исполнителями которыми являются исследовательские и конструкторские подразделения, либо на проекты, выполняемые на основе договоров. Собственные финансовые ресурсы, по данным Центра экономической конъюнктуры при правительстве Российской Федерации, составляет около 80%всех средств, расходуемых на инновации, что соответствует уровню развитых стран (США – 73%, Германия – 90%).
Источниками
собственных средств
Крупные предприятия конструкторские и технологические новшества за счет собственных средств, концентрирующихся в фонде развития производства и фонд амортизационных отчислений. Средства фонда развития производства предназначены для обновления и расширения производств, осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, увеличения собственных оборотных средств, а также на другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы предприятия.
Первостепенное значение для предприятия, осуществляющих инновации, имеет вопрос о включении расходов на НИОКР, проводимых предприятиями за счет собственных средств, в себестоимость продукции. В соответствии с действующим положением затраты, связанные с проведением НИОКР, создание новых видов сырья и материалов, переоснащением производства и разработкой новых технологий, в себестоимость продукции не включается, что не соответствует мировой практике учета расходов на НИОКР и сужает базу собственных средств предприятий, используемых на реализацию инноваций.
Финансирование из нераспределенной прибыли не используется при выполнении крупных, средних или долгосрочных проектов, поскольку связано с изъятием денежных средств из хозяйственного оборота, что может нарушить стабильность производственного цикла из-за недостатка оборотного капитала. В то же время применение рассматриваемого источника стабильно работающими предприятиями, имеющими регулярные денежные поступления от продаж, на осуществление инновационной деятельности, позволяет избавить предприятие от долгосрочной задолженности.
Амортизационные отчисления российских предприятий с 1991г. постепенно сокращались.
Согласно приказу Минфина РФ от 03.09.97г. №65н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97» амортизация объектов основных средств начисляется различными способами:
При
введении ускоренной амортизации применяется
равномерный (линейный) метод ее исчисления,
при котором утвержденная в установленном
порядке норма годовых
В целях стимулирования обновления машин и оборудования малым предприятиям в первый год их функционированию предоставлено право наряду с применением ускоренной амортизации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет.
Недостаток данного метода в том, что он не учитывает моральный износ и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы службы амортизационных объектов. Этот недостаток устраняется при использовании следующих методов ускоренной амортизации: метода суммы лет и метода снижающего остатка.
Согласно методу суммы лет годовая норма амортизации определяется как отношение остающегося остатка на данный год срока эксплуатации к сумме, полученной от сложения порядковых номеров тех лет, в течение которых функционирует объект. Для определения годовой суммы амортизационных отчислений норма амортизации соответствующего года умножается на разницу между первоначальной стоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью.
При
методе снижающегося остатка применяется
удвоенная норма отчислений. Для
получения годовой суммы
В
настоящее время
Российским предприятиям, организованным в форме открытых или закрытых акционерных обществ, при нехватке собственных средств для инновационной деятельности следует прибегать к дополнительной эмиссии ценных бумаг, позволяющих аккумулировать финансовые ресурсы за счет средств неограниченного числа инвесторов (как юридических, так и физических лиц).
Чаще
всего предприятия могут
Эмиссия акций служит на практике не только для финансирования инновационной деятельности, но и для пополнения оборотных средств, повышения финансовой устойчивости предприятия и других целей. Поэтому величина потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации намеченных целей, форма распространения акций (публичное размещение или закрытая подписка) должна определяться экспертным путем с учетом необходимости сохранения контрольного пакета акций у стратегического собственника предприятия. Потенциальные инвесторы должны иметь возможность получить детальное представление о конкретных инновационных проектах, сроках и объемах предстоящих работ, содержащихся в бизнес – планах проектов.
Однако отечественные предприятия, нуждающиеся в финансирования инновационных проектов, в большинстве своем не в состоянии обеспечить приемлемый для инвесторов уровень доходности, ликвидности и надежности своих акций. Это делает использование акционерного капитала для целей финансирования инновационной деятельности для многих акционерных обществ весьма проблематичным и вынуждает их прибегать к использованию привлеченных ресурсов.
В российской хозяйственной практике эмиссия долговых обязательств предприятий для привлечения необходимых финансовых ресурсов, в том числе и для целей инновационной деятельности, не получила широкого распространения не только из-за низкой доходности и длительного срока погашения этих ценных бумаг, но из-за отсутствия по ним государственных гарантий. Срок облигационных займов устанавливается таким образом, чтобы погашение этих ценных бумаг происходило уже после получения отдачи от вложенных в инновационную деятельность средств. Поэтому условию займа должны быть достаточно выгодными для инвесторов, чему способствует достижение финансовой стабилизации и вступление в фазу экономического роста. Помимо корпоративных облигаций, на фондовом рынке России должны получить распространение деривативы – опционы и варанты, на которые продаются права на приобретение корпоративных ценных бумаг, что также будет способствовать привлечению в инновационную деятельность необходимых финансовых средств.
Уровень
доходов реального сектора