Разработка эффективного внедрения маршрутного указателя светодиодного на объектах ОАО РЖД

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:14, дипломная работа

Описание работы

Стратегия развития железнодорожного транспорта сконцентрирована по пяти основным направлениям:
управляющие информационные системы и новые технологии,
новые технические средства,
совершенствование финансовой, экономической и маркетинговой работы,
безопасность движения,
социальная защищенность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...6
Глава 1. Роль инновационных проектов в экономике…………………...15
Понятие инноваций и их классификация…………………………...15
Рынок инноваций и особенности его становления в России ……..20
Государственное финансирование инновационной
деятельности в Российской Федерации…………………………………...26
Использование собственных ресурсов предприятия для
осуществления инновационных проектов………………………………..30
Виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную
деятельность………………………………………………………………...36
Глава 2.Методика оценки эффективности инновационной
деятельности на железнодорожном транспорте………………….……..41
Глава 3. Инновации в эксплуатации и развитии хозяйства СЦБ
железных дорог…………………………………………………………….54
Система сигнализации на железных дорогах мира……………….54
Инновационные проекты, создание новых светофоров
и маршрутных указателей…………………………………………………58
Проблемы внедрения светодиодных светофоров
на железнодорожном транспорте…………………………………………60
Показатели технико-экономической эффективности
средств автоматики, телемеханики и связи………………………………62
Глава 4.Технико-экономическое обоснование эффективности
внедрения светодиодных маршрутных указателей……………………...71
Методика оценки экономической эффективности
внедрения маршрутного указателя светодиодного……………………...71
4.2. Расчет экономической эффективности маршрутного
указателя светодиодного и срока окупаемости…………………. .………77
4.3. Сравнительный расчет затрат по годам внедрения…………………82
Выводы и предложения…………………………………………………….91
Список литературы………………..………………

Работа содержит 1 файл

диплом Опр..doc

— 1.54 Мб (Скачать)

     1.2. Рынок инноваций и особенности его становления в России

     Специфика инновационной деятельности состоит  в том, что она выполняет экономическую  функцию: вовлекает в коммерческий и некоммерческий обмен научно-технические достижения, способствуя распространению производственного опыта на национальном и международном уровне. Посредством некоммерческого обмена знания научно-технического, информационного рекламно-технического характера, предназначены для обучения и подготовки специалистов в определенных отраслях производства, что позволяет анализировать состояние и перспективы развития науки, техники и производства. В некоммерческом обмене участвуют сведения, материалы и публикации общедоступного характера; научные открытия, раскрывающие новые теоретические принципы науки и закономерности, которые не могут быть переданы в частную собственность, поскольку являются общечеловеческим достоянием или для которых не имеется  конкретных способов применения, приносящих прибыль. Обмен научно-техническими достижениями и  технологическими новшествами в некоммерческой форме происходит посредством научно-технических публикаций (книги, обзоры, рефераты, статьи, патентные фонды и т.д.), проведения выставок, ярмарок, конференций, симпозиумов, семинаров; деятельности центров научно-технической информации; организации технического обучения в системе образования и переподготовки кадров.

       Взаимных визитов и деловых  контактов ученых и специалистов, применяющихся для наблюдения, сбора и обмена информацией и т.п. Применение некоммерческих методов обмена в тех областях, где в настоящее время используются некоммерческие, могло бы тормозить технический прогресс и образование в обществе, усложнит процессы накопления и передачи знаний.

     Коммерческий  обмен различными объектами инновационного продукта осуществляется на рынке инноваций. Рынок инноваций представляет собой  совокупность организационно-экономических  отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласование интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена.

     Рынок инноваций может быть классифицирован  по характеру (рынок контрактных  НИОКР, рынок лицензий, рынок технологий), по типам покупателей (предприятия и организации), формам собственности, месту реализации инноваций. На рынке контрактных НИОКР осуществляется купля-продажа результатов НИОКР, выполненных по заказу заинтересованных субъектов с целью их практического внедрения или проведения дальнейших исследований и разработок. На рынке лицензий предметов обмена становятся права на применение интеллектуальных продуктов, а также апробированных технологий. Через этот рынок покупаются и продаются уже подтвердившие свою эффективность на практике технологические процессы и производимые продукты.

     Развертывание инновационных процессов на предприятии может происходить посредством приобретения им нового оборудования и организации на его основе производственного процесса.

     Структура рынка инноваций по форме собственности, отражающая потоки нововведений между субъектами различных форм собственности, предопределяется многие направления государственной инновационной политики такие, как меры государственной поддержки малых инновационных предприятий и организаций венчурного капитала, условия технологического трансферта из государственного сектора в частный, нормативно-правовое регулирование и др.

     Различаются внутренние и внешние рынки инноваций. Устаревшие в определенной стране технологии могут передаваться в страны-реципиенты, для которых они могут оставаться достаточно новыми, то есть остаются инновациями.

     Сформировавшийся  во второй половине XX века в экономически развитых странах рынок инноваций (инновационных продуктов) соответствует по ряду характеристик товарным рынкам. Объекты инновационного продукта, права на которые предполагаются на рынке, имеют общие признаки потребительской стоимости (новизна, рискованность, промышленная пригодность), что позволяет их пользователям получать дополнительную прибыль. Эти объективные признаки, несмотря на разнородность конкретных объектов инновационного продукта и их разнообразие, позволяют последним объединяться на едином рынке, который представляет собой систему экономических отношений между продавцами (создателей объектов инновационного продукта) и его потребителями (покупателями).

     Экономическая сущность и специфика рынка инноваций  заключается в   следующем:

  • формирование коммерческого обмена продуктами инновационной деятельности стало закономерным итогом исторического развития производственных отношений, распространением всеобщего характера товарного производства при рыночной экономике на инновационную   сферу. Данный процесс органически связан с углублением общественного разделения труда, специализацией и кооперирования в областях научно-технической, инновационной и производственной деятельности.
  • поступающие в сферу обмена инновационные продукты отвечают всем признакам товара, а их коммерческий обмен осуществляется путем заключения сделок, отражающих специфику этих объектов как товара;
  • в сфере торговли объектами инновационного продукта сложился и действует рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цена. Так же как национальные рынки традиционных товаров, национальные рынки объектов инновационного продукта  имеют количественные характеристики, отраслевую и географическую структуру, свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы. Сделки по обмену объектами инновационного продукта могут предусматривать использование правовых условий других видов коммерческих сделок, таких как договоры купли-продажи, аренды, об оказании услуг, инвестировании капитала, займа, товарищества. На основе национальных рынков экономически развитых стран складывается мировой рынок инноваций.

     Рынок инноваций включает совокупность рынков производителей научно-технической продукции, производителей инновационного продукта и их потребителей. Специфика инновационной деятельности определяет двойственную роль ее субъектов, которые выступают потребителями (покупателями) научно-технической продукции на рынке производителей научно-технической продукции и производителями (продавцами) инновационного продукта, вступая в сделки с его потребителями. Конкурентная борьба между последними побуждает их повышать технический уровень производства (услуг); улучшать качество; снижать издержки производства; повышать эффективность. Конкуренция, инициируя рынок инноваций, стимулирует его развитие. Непосредственным и основным субъектом конкурентных отношений на рынке инноваций выступает инновационная фирма, вступающая в сделки с научными организациями, временными научными коллективами, вузами на рынке производителей научно-технической продукции. Его особенность – это, что на нем отвергается новшество, даже обладающее большой научно-практической ценностью, если оно не отвечает запросам конечных потребителей – фирм (предприятий), производящих товары (услуги).

     Таким образом, возможности деятельности инновационных фирм, а, следовательно, и объемы приобретаемой ими научно-технической  продукции, ограничены объемом платежеспособного спроса потребителей инновационного продукта, ведущих конкурентную борьбу на доступных им сегментам рынка.

     Формирующийся в России рынок инноваций имеет ряд особенностей, связанных с кризисным состоянием экономики в период осуществления кардинальных рыночных преобразований. К их числу следует отнести:

  • научно-техническая сфера сформировала достаточный запас наработанных НИОКР прошлых лет, но для их реализации и проведения новых исследований и разработок у потребителей-заказчиков нет достаточных средств;
  • инновационный рынок состоит не из самой продукции, а из набора организаций, коллективов, отдельных специалистов, потенциально способных осуществить инновационную деятельность;
  • инновационные организации в большинстве случаев в настоящее время не могут осуществлять инициативные работы за счет привлечения со стороны средств организаций венчурного капитала.

     В России сложилась весьма специфическая, не похожая на мировую, ситуация в  области накопления: аккумулированные в торговом, банковском и страховом секторах капиталы не поступают в производственную и инновационную сферы. Причем нет никакой уверенности том, что эти капиталы в ближайший год станут серьезным источником финансирования инновационной деятельности.

     Для продуктивного взаимодействия потребителей и производителей инновационного продукта необходимо формирование устойчивой  макроструктурной области совместных интересов субъектов коммерциализации инновационной деятельности посредством создания соответствующей инфраструктуры, стимулирующей сближение интересов инвесторов, субъектов инновационной деятельности и определяющих рыночный спрос хозяйствующих субъектов.

     Особенностью  российской ситуации является то, что  инновационный рынок в стране только формируется, причем о большинстве  имеющихся для коммерционализации новшеств потребитель не имеет представления и не готов сформулировать спрос. Инфраструктурные изменения, вызванные реализацией государственной инновационной политики, могут ускорять процесс коммерцианализации инноваций на рынке.

     Характер развития рынка инновации тесно связан со стадией конкурентоспособности, в которой находится страна. Для разных стадий конкурентоспособности имманентна различная доля экспортно-импортных операций в сфере продуктовых и технологических потоков. Стадия факторов производства характеризуется импортов продуктов и технологий. Главной задачей на этой стадии является освоение процессов эксплуатации продуктов. На следующей стадии, на основе импортных технологий наряду с импортом товаром осуществляется самостоятельное производство продуктов. По мере приобретения производственного опыта и повышения качества изделий осуществляется их экспорт. Стадия инвестиции связана со способностью страны самостоятельно разрабатывать технологии для внутреннего использования. В стадию нововведений страна вступает, приступив к экспорту технологий и переносу в другие страны производства товаров, для того, чтобы перераспределить внутренние ресурсы для изготовления товаров более высоких технологических укладов.

     Представляется, что в нашей стране необходимо на государственной уровне определить конкурентные виды продукции и под них выявлять перечень критических технологий. 

1.3. Государственное  финансирование инновационной деятельности  в Российской Федерации

     В современной России спад инновационной активности объясняется высоким коммерческим риском вложения средств в инновационную деятельность, связанным с необходимостью больших финансовых затрат при длительных сроках их окупаемости и с несовершенством организационных принципов и методов финансово-кредитного обеспечения инновационных процессов, налоговой политики и отставанием нормативно-правовой базы финансового обеспечения инновационной деятельности. Среди причин, сдерживающих Инновационные процессы в реальном секторе производства, неплатежеспособность заказчиков; нехватка инвестиционных ресурсов, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции для мирового и внутреннего рынка.

     Перед российским государством стоит задача по созданию благоприятных условий  для привлечения долгосрочных ресурсов в экономику, что непосредственно связано с деятельностью по формированию совокупности организационно-экономических отношений, складывающихся для изыскания и эффективности использования финансовых средств в инновационной сфере, т.е. для финансового обеспечения инновационных процессов.

     В промышленно развитых странах Западного  финансирования инновационной деятельности осуществляется главным образом  из негосударственных источников. В  условиях отсутствия платежеспособного  спроса на передовые технологии и  промышленные нововведения на внутреннем российском рынке государство  вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение НИОКР и инновационных проектов. Для этого формируется система специализированных фондов, предоставляющих кредиты или безвозвратные субсидии предприятиям для целевого использования – финансирования НИОКР и инновационной деятельности. В условия неразвитости отечественного рынка инновационных услуг и наукоемкой продукции специализированные фонды приближают механизмы финансирования инновационной деятельности к рыночным условиям хозяйствования, а создание таких фондов по отраслям народного хозяйства позволяет децентрализировать принятие решений по вопросам финансирования инновационной деятельности.

     В  настоящее время в России действуют следующие нормативные документы, определяющие государственную политику в области финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности:

  • постановление правительства РФ от 17.04.95г. №360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»;
  • постановление правительства РФ от 03.02.94г. №65 «О фонде содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере»;
  • постановление правительства РФ от 23.04.95г. №298 «О мерах по использованию научно-технического и инновационного потенциала высшей школы»;
  • постановление правительства РФ от 26.08.95г. №827 «О федеральном фонде производственных инноваций»;
  • постановление правительства РФ от 26.12.95г. №1288 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности».

     Одновременно  с принятием нормативных документов и решений, правительство постоянно  сокращало средства, направленные в  инновационную сферу.

Информация о работе Разработка эффективного внедрения маршрутного указателя светодиодного на объектах ОАО РЖД