Организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

В контрольной работе рассмотрены основные теоретические положения по формированию бюджета и функционированию бюджетной системы РФ: уточнено содержание государственного и муниципального долга и причины его возникновения, понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы, определено влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.
В аналитической части работы представлена комплексная оценка реализации основных направлений реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом.
В итоговом разделе контрольной работы предусмотрена разработка конкретных практических решений задач регулирования бюджетных отношений на основе использования инструментария бюджетной политики по ключевым направлениям её реализации в современной экономической практике.

Содержание

Введение.........................................................................................................................7
1 Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом..............................................................10
1.1. Сущность государственного и муниципального долга и причины его возникновения...............................................................................................................10
1.2. Понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы........................................................................................................16
1.3. Влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.......................................................25
Выводы по первой главе......................................................................................32
2 Аналитические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: основные направления и ориентиры реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом..34
Выводы по второй главе......................................................................................51
3. Практические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: инструментарий бюджетной политики и его использование для решения задач регулирования бюджетных отношений.......................................................................52
Заключение...................................................................................................................55
Список использованной литературы...........................................................................58
Приложение А. Рис. 1. Динамика внешнего корпоративного долга России в 2000 - 2007 гг., млрд. долларов..............................................................................................60
Приложение Б. Рис. 2. Уровень внешнего корпоративного долга России в процентах к ВВП...........................................................................................................61
Приложение В. Рис. 3. Уровень внешнего корпоративного долга и совокупного внешнего (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России..................................................................62
Приложение Г. Рис. 4. Динамика совокупного национального долга России в 2006-2010г.г., в процентах к ВВП..........................................................................................63

Работа содержит 1 файл

бюджетная система .docx

— 236.28 Кб (Скачать)

     3 Практические аспекты  формирования и  функционирования  бюджетной системы  РФ: инструментарий бюджетной политики и его использование для решения задач регулирования бюджетных отношений

    3.1 Определите в процентах изменение расходов бюджета субъекта РФ в прогнозируемом году по сравнению с текущим годом при следующих условиях:

    - в прогнозируемом году профицит  бюджета субъекта РФ составит 1,7% от объема его доходов;

    - расходы бюджета субъекта РФ  в текущем году составят 8,5млрд. руб.;

    - доходы бюджета субъекта РФ  в прогнозируемом году составят 10,5 млрд. руб.

    Решение:

    Профицит в прогнозируемом году =10,5 млрд.р. *0,017 = 178,5 млн.р.

    Расходы в прогнозируемом году = 10,5 млрд. р. –178,5 млн.р. = 10321,5 млн.р.

    10321,5 млн.р.: 8 500 млн.р. * 100 % - 100 % = 21,4%

    Ответ: Расходы бюджета увеличатся на 21,4% 

    3.2 Определите размер профицита  или дефицита бюджета субъекта  РФ в текущем году при следующих  условиях:

    - расходы бюджета субъекта РФ  в текущем году составят 0,85 млрд. руб.;

    - доходы бюджета субъекта РФ  в прогнозируемом периоде увеличатся  по сравнению с текущим годом  на 17% и составят 1000 млн. руб.

    Решение:

    Доходы бюджета в текущем году = 1000 млн.р./1,17 =855 млн.р. или [(750 млн. р. 100 %) / (12 % + 100 %) = 700 млн. р.]

    Профицит  бюджета в текущем году = 1000млн.р.– 855 млн.р. = 145 млн р.

    Ответ: Профицит бюджета составит 145 млн.р. 

    3.3 Определите размер расходов федерального  бюджета в прогнозируемом году  при следующих условиях:

    - в текущем году ВВП составит 13,5 трлн. руб., а в прогнозируемом  году увеличится на 8,5%;

    - доходы федерального бюджета  в прогнозируемом году составят 18,5% от ВВП;

    - дефицит федерального бюджета  в прогнозируемом году – 1,7% от объема его доходов.

    Решение.

    Размер  ВВП в прогнозируемом году=13,5трл.р.*8,5%=1 147,5млрд.р.=13,5трл.р.+1 147,5млрд.р. =14 647,5млрд.р.

    Доходы  федерального бюджета в прогнозируемом году=14647,5млрд.р.*18,5% = 2 709 787,5млн.р.

    Дефицит федерального бюджета в прогнозируемом году=2 709 787,5млн.р.*0,012=32 517 450 000р.

    Размер  расходов федерального бюджета = 2 709 787,5млн.р.- 32 517 450 000р.=2 677 270 050 000р.

    Ответ: Размер расходов федерального бюджета=2 677 270 050 000р.

    3.4 Определите размер доходов федерального  бюджета в прогнозируемом году  при следующих условиях:

    - ВВП в прогнозируемом году  увеличится на 8,5% и составит 13,5 трлн. руб.;

    - расходы федерального бюджета  в текущем году составят 18,5% от  ВВП и увеличатся в прогнозируемом  году по сравнению с текущим  годом на 10,5%;

    - профицит федерального бюджета  в прогнозируемом году – 1,7% от объема его доходов.

    Решение:

    ВВП в текущем году=13,5трлн.р./8,5%=159трлн.р.

    Расходы федерального бюджета в текущем году=159трлн.р.*18,5%=29,4трлн.р.

    Расходы федерального бюджета в прогнозируемом году=29,4трлн.р.*10,5%=3 088 575млн.р.

    Профицит  федерального бюджета в прогнозируемом году=3 088 575млн.р.*1,7%=52 505 775 000р.

    Размер  доходов федерального бюджета в  прогнозируемом году=3 088 575млн.р.- 52 505 775 000р.= 3 036 069 225 000р.

    Ответ: Размер доходов федерального бюджета  в прогнозируемом году 3 036 069 225 000р. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга. Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

    Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным муниципальным долгом решает определенные выше задачи и осуществляются на основании определенных принципов. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

    Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.

    Основным  результатом реформирования системы  управления государственным долгом должно явиться улучшение репутации  Российской Федерации на международных  рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями  и управлением государственным  долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению  и обслуживанию государственного долга  от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства Российской Федерации, выход России на качественный уровень  заимствований и управления государственным  долгом, соответствующий международным  критериям в рассматриваемой  области. В связи с отсутствием или незавершенностью формирования многих элементов системы управления государственным долгом Российской Федерации, ее реформирование займет примерно 2-3 года. В этой связи было бы целесообразно реализовать настоящую концепцию в несколько этапов, последовательно решая поставленные задачи путем проведения основных мероприятий.

    Таким образом, система управления государственным  долгом и активами в перспективе  должна представлять собой единую систему  в методологическом, учетном и  организационном плане.

    Рост  внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. С 2000 - 2007 гг. внешний корпоративный долг России рос огромными темпами. В 2007 году он в 13 раз превысил уровень 1998 - 2000гг. Особенно быстро внешний корпоративный долг стал расти с 2001 года. За период 2001 - 2007гг. он вырос более, чем в 11 раз. На конец 2007 года он превысил 400 млрд. долларов. В связи с быстрым ростом внешнего корпоративного долга его уровень по отношению к ВВП постоянно растет. С 2003 - 2007 гг. величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП выросла почти в 2 раза, и составила 31,8%. Исходя из прогноза темпов роста ВВП и величины внешнего корпоративного долга, а также учитывая изменение курса доллара, можно ожидать, что к концу 2007 года уровень внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП приблизится к 40%.  
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы.

  1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации : [федер. закон : принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.] : офиц. текст : по состоянию на 1 янв. 2002 г. – М. : НОРМА–ИНФРА-М, 2002. – 424 с. – ISBN 5-89123-625-7.
  2. Артемьева С.С. Совершенствование в системе межбюджетных отношений в современных условиях. / С. Артемьева. // Вопросы экономики. – 2002. №5. – С. 137-143.
  3. Бюджетная система России [Текст]: учебник: рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов вузов / Под ред. Поляка Г.Б.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 703 с.- (Академия финансов).
  4. Дементьев, Д.В. Бюджетная система РФ [Текст]: учеб. пособие: рек. УМО по образованию для студентов / Дементьев Д.В., Щербаков В.А. - 2-е изд.. стереотип. - М.: КноРус, 2009.- 256 с.
  5. Донцова, Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / Л. В. Донцова [и др.]. - 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Дело и сервис, 2001. – 304 с. – ISBN 5-8018-0003-4.
  6. Ильин, А. И. Планирование на предприятии : учеб. пособие : в 2 ч. / А. И. Ильин [и др.] ; под общ. ред. А. И. Ильина. – Минск : Новое знание, 2000. – Ч. 2. : Тактическое планирование. – 416 с. – ISBN 985-6516-19-6.
  7. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – М.:КНОРУС, 2005. – 208 с.
  8. Консультант-Плюс - справочная правовая система
  9. Российская бизнес - газета, 2007 год, 3 июля

    10 Сайт министерства финансов РФ - http://www.minfin.ru/

    11 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 288с.

    12 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетная система России. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416с.

    13 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – 418с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  А.

    Рис. 1. Динамика внешнего корпоративного долга  России в 2000 - 2007 гг., млрд. долларов. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  Б.

    Рис. 2.Уровень внешнего корпоративного долга  России в процентах  к ВВП.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  В.

    Рис. 3. Уровень внешнего корпоративного долга и совокупного внешнего (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  Г.

Рис. 4. Динамика совокупного национального долга России в 2006-2010г.г., в процентах к ВВП. 

Информация о работе Организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом