Управление государственным и муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного долга, его составляющие…….………….….....5
1.1 Понятие государственного долга Российской Федерации и его классификация………………………………………………………………….....5
1.2 Особенности формирования муниципального долга………….………..…18
2. Направления стабилизации и повышения эффективности управления государственным долгом РФ…………………………………………………....22
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации........22
2.2 Управление и обслуживание государственного долга……………….…...23
Заключение…………………………………………………………………….…33
Литература…………………………………………………………………….…35
Приложения…………………………………………………………………..….37

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 71.23 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет»

Чебоксарский институт экономики  и менеджмента (филиал)

Кафедра финансов, денежного обращения  и кредита

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Финансы»

на тему «Управление государственным  и муниципальным долгом»

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил(а)

                                                           студент(ка) 3 курса  очного отделения                                                    

                                                          специальности 080105(1)

                                                         Егорова Анастасия Игоревна

                                                         Подпись                    

                                                         

                                                          Проверил(а)     

                                                          преподаватель Игнатьева Э.П.

 

 

 

 

 

 

                                                         

                                                       

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2010

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность государственного долга, его составляющие…….………….….....5

1.1 Понятие государственного долга Российской Федерации и его классификация………………………………………………………………….....5

1.2 Особенности формирования муниципального долга………….………..…18

2. Направления стабилизации и повышения эффективности управления государственным долгом РФ…………………………………………………....22

2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации........22

2.2 Управление и обслуживание государственного долга……………….…...23

Заключение…………………………………………………………………….…33

Литература…………………………………………………………………….…35

Приложения…………………………………………………………………..….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Выбранная мной тема курсовой работы актуальна, потому что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе  с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании  государством заемной политики для  финансирования расходов бюджета. Таким  образом, государственный долг –  это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного  государства.

С экономической  точки зрения государственный долг представляет собой задолженность  государственных органов как  результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями  общества на основе займов денежных средств  у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму  задолженности государства по непогашенным долговым

обязательствам  и невыплаченным по ним процентам.

Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций  на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для  покрытия дефицита бюджета, а также  отношения по погашению государственных  долговых обязательств заключается  в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.

Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция  нередко подвергается значительному  риску по условным обязательствам и  последствиям плохого управления бухгалтерским  балансом в частном секторе. Поэтому  при любых финансовых кризисах, как  порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так  и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового  кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с  надежной макроэкономической политикой  и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

Задачи, решаемые при написании курсовой работы:

- изучить сущность государственного долга РФ, по каким признакам она классифицируется;

- изучить  особенности формирования муниципального  долга;

- рассмотреть  текущее состояние государственного  долга РФ;

- изучить,  как происходит управление и  обслуживание государственного  долга .

Целью настоящей  курсовой работы – изучить, как происходит управление государственным и муниципальным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

 

1. Сущность государственного долга, его составляющие

 

1.1 Понятие государственного долга Российской Федерации и его классификация

 

Государственный или муниципальный  долг – обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием – ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категория государственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение».[1]

Государственный долг России возникает прежде всего в результате государственных заимствований  России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным Россией.

Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных


1[13, с. 319]

актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. «Следует сказать, что среди  болевых проблем современной  бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она  является одной из основных проблем  российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление  финансовой и бюджетной политики»[2].

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

1) кредитные  соглашения и договоры, заключенные  от имени РФ с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями;

2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) бюджетные  кредиты, привлеченные в федеральный  бюджет из других бюджетов  бюджетной системы РФ;

4) государственные  гарантии РФ;

5) иные  долговые обязательства, ранее  отнесенные в соответствии с  законодательством Российской Федерации  на государственный долг РФ.

Согласно федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ сейчас действуют два вида официальной  классификации государственного долга  России: одна – в отношении внутреннего  долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов.


2[12, с. 151]

Соответственно, государственный долг может быть внутренним и внешним. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Это общепризнанное мировым сообществом определение государственного внешнего и внутреннего долга. Однако в РФ наряду с эти определение функционирует и другое. Так, согласно закону РФ от 13 ноября 1992 года №3877-1 «О государственном внутреннем долге РФ» таковым является долговые обязательства РФ, выраженные в рублях. Федеральным законом от 26 декабря 1994 года №76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях РФ» государственными внешними заимствованиями признавались заимствования из внешних источников. Таким образом, два названных закона положили в основу классификации государственного долга два разных признака: валюту заимствования и источник заимствования. Благодаря этому, например, до 1997 года долг по внутреннему валютному займу не был включен ни во внешний, ни во внутренний долг.

Государственный внутренний долг классифицируется на отдельные  виды по следующим признакам:

·   вид займа,

·   вид государственной  ценной бумаги,

·   причина появления  задолженности,

·   источник заимствований,

·   форма государственных  долговых обязательств.

В зависимости от вида займов выделяются, например, следующие виды долгов: Целевой заем 1990 года, Государственный  внутренний заем РСФСР 1991 года, Государственный  сберегательный заем.

По видам ценных бумаг  выделяются, в частности, следующие  долги: Казначейские обязательства, Государственные  ценные бумаги, обеспеченные золотом, Государственные краткосрочные  облигации, Государственные казначейские векселя.

В зависимости от причины  появления задолженности в качестве самостоятельных видов долгов в  числе других отражены: Государственный  внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, Задолженность  Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных  пенсий и пособий, Задолженность  по техническим кредитам, предоставленным  Центральным банком РФ странам СНГ.

По источникам заимствований  в составе внутреннего долга  выделяются, например, Задолженность  Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991-1994 годах, включая  задолженность по процентам, Задолженность  по векселям Агропромбанку.

Наконец, в зависимости  от формы государственных обязательств выделяется такой вид долга, как  Государственные гарантии.

Государственный внешний  долг и внешние активы РФ Федеральным  законом «О бюджетной классификации  РФ» (1996 г) классифицируются по трем признакам:

·    характер государственной  кредитной деятельности,

·    субъект кредитной  деятельности,

·    тип кредитора  или заемщика.

   В соответствии  с этими признаками внешний  долг и активы РФ подразделяются  на следующие виды:

·    Внешний долг Союза ССР, принятый Российской Федерацией, Внешний долг Российской Федерации,

·    Внешний долг перед Союзом ССР,

·    Внешний долг перед Российской Федерацией,

·    Чистая внешняя  задолженность Российской Федерации.

Согласно приказу Минфина  РФ от 6 января 1998 г. № 1н «О Бюджетной  классификации РФ» государственный  внешний долг РФ с 1 января 1998 г. классифицируется по единственному признаку — тип  кредитора. В соответствии с этим приказом Минфин РФ выделяет долги  по кредитам, полученным:

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом