Организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

В контрольной работе рассмотрены основные теоретические положения по формированию бюджета и функционированию бюджетной системы РФ: уточнено содержание государственного и муниципального долга и причины его возникновения, понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы, определено влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.
В аналитической части работы представлена комплексная оценка реализации основных направлений реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом.
В итоговом разделе контрольной работы предусмотрена разработка конкретных практических решений задач регулирования бюджетных отношений на основе использования инструментария бюджетной политики по ключевым направлениям её реализации в современной экономической практике.

Содержание

Введение.........................................................................................................................7
1 Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом..............................................................10
1.1. Сущность государственного и муниципального долга и причины его возникновения...............................................................................................................10
1.2. Понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы........................................................................................................16
1.3. Влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.......................................................25
Выводы по первой главе......................................................................................32
2 Аналитические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: основные направления и ориентиры реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом..34
Выводы по второй главе......................................................................................51
3. Практические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: инструментарий бюджетной политики и его использование для решения задач регулирования бюджетных отношений.......................................................................52
Заключение...................................................................................................................55
Список использованной литературы...........................................................................58
Приложение А. Рис. 1. Динамика внешнего корпоративного долга России в 2000 - 2007 гг., млрд. долларов..............................................................................................60
Приложение Б. Рис. 2. Уровень внешнего корпоративного долга России в процентах к ВВП...........................................................................................................61
Приложение В. Рис. 3. Уровень внешнего корпоративного долга и совокупного внешнего (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России..................................................................62
Приложение Г. Рис. 4. Динамика совокупного национального долга России в 2006-2010г.г., в процентах к ВВП..........................................................................................63

Работа содержит 1 файл

бюджетная система .docx

— 236.28 Кб (Скачать)

    Начнем  исследование с анализа краткосрочных  эффектов, которые влияют на дефицит  бюджета, а потом перейдем к долгосрочным, среди которых одним из наиболее важных является уменьшение национального богатства. В соответствии с классической экономической теорией в долгосрочном периоде государственный долг снижает уровень национальных сбережений и, следовательно, величину внутренних и внешних инвестиций. Это приводит к сокращению основного денежного капитала в экономике  и уменьшению объемов национального производства и национального дохода. Влияние долга на накопление капитала может быть представлено в виде экономической модели американского экономиста Г.Мэнкью. Предположим, что налоги взимаются в форме подоходного налога со ставкой £, а r – величина реальной процентной ставки. Объем государственного долга обозначим через D. Следующие равенства характеризуют равновесное состояние модели:

    Y= f(k)

    £y +£rD = G + rD

    r = f’(k)

    (1 - £)r = p,

    где первое равенство – это производственная функция, показывающая, что объем  производства продукции, товаров и услуг - y, является функцией от объема капитала – k. Второе равенство характеризует бюджетное ограничение государства, в котором налоговые поступления - £y +£rD, равны государственным расходам - G, а также стоимости обслуживания долга - rD. Третье равенство показывает, что величина процентной ставки - r, равна предельному продукту капитала. Согласно четвертому выражению, предналоговая процентная ставка соответствует норме предпочтения настоящего потребления будущему - p.

    В рамках данной модели можно проследить, как увеличение государственного долга  влияет на объем капитала в экономике. Наращивание долга вызывает рост расходов на его обслуживание; последние  обуславливают необходимость увеличения ставки налогообложения. Это сопровождается повышением предналоговой процентной ставки, которое ведет к снижению равновесного количества капитала в  экономике. Таким образом, следствием наращивания государственного долга  является вытеснение частного капитала и связанное с этим падение  темпов роста национального производства. Необходимо отметить, что при темпах экономического роста выше величины процентных ставок по государственным  обязательствам обслуживание долга  не требует увеличения налогообложения  и, следовательно, не ведет к вытеснению капитала.

    В краткосрочном периоде увеличение государственного долга приводит к  увеличению совокупного спроса и  производства (национального дохода, ВВП). Например, если правительство  создает бюджетный дефицит, оставляя уровень расходов неизменным и уменьшая налоговую нагрузку, то это в свою очередь приведет к росту совокупного  фактического дохода и достатка домохозяйств. Согласно допущениям, на которых базируется традиционная теория государственного долга, увеличение доходов и уровня достатка домохозяйств способствует стимулированию их расходов на приобретение товаров  и услуг, а следовательно, и ведет  к увеличению совокупного спроса. В краткосрочном периоде экономика находится в «кейнсианском» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому увеличение совокупного спроса приводит к увеличению национального дохода. Причиной этого является неэластичность цен, заработной платы, или их временная негибкость, поэтому сдвиги в совокупном спросе способствуют увеличению потребления факторов производства. Собственно, на таких принципах и допущениях базируется кейнсианская модель выхода экономики из состояния рецессии. Таким образом, краткосрочным эффектом государственного долга является увеличение совокупного спроса и национального дохода.

    Однако  согласно с традиционной теорией, в  долгосрочном периоде совокупное предложение  является неэластичным, то есть находится  в «классическом» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому  эффекты, связанные с изменением спроса в краткосрочном периоде, являются незначительными в долгосрочном периоде. В этом периоде государственный  долг способствует уменьшению уровня сбережений в экономике, что в  свою очередь имеет ряд последствий. Таким образом, можно выделить такие  программы влияния государственного долга на экономику, то есть его макроэкономические эффекты в долгосрочном периоде:

    1.Сбережения  ↓, → инвестиции ↓, →объем  основного капитала ↓, → НД  ↓, уровень процентных ставок  ↑, реальная заработная плата ↓.

    2.Сбережения  ↓, инвестиции ↓, → чистый  экспорт ↓.

    Увеличение  совокупного спроса в краткосрочном  периоде рядом с изменением сбережений и объема основного капитала в  долгосрочном периоде являются наиболее важными макроэкономическими эффектами  государственного долга, однако следует  помнить, что долговая политика имеет  ряд других эффектов на экономику.

    В конечном итоге выделим такие  макроэкономические эффекты государственного долга: - эффект монетарной политики: государственный долг может привести к повышению уровня процентных ставок, вследствие чего государственные органы, ответственные за денежно-кредитную политику, будут вынуждены проводить экспансионистскую монетарную политику с целью уменьшения уровня процентных ставок. Крайним случаем может стать финансирование бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии; - эффект потери налоговых поступлений: обслуживание государственного долга требует использования части налоговых поступлений или увеличения государственного долга на сумму его обслуживания; - эффект фискальной политики: возможность использования займов влияет на уменьшение дисциплины бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных расходов за счет государственного долга не требует увеличения налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой; - эффект экономической зависимости страны: как отмечают некоторые экономисты, инвесторов волнуют большие объемы государственного долга. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъектуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала; - эффект политической зависимости страны: в условиях большого объема государственного долга, кризиса ликвидности внутреннего финансового рынка и низкого уровня сбережений единственным выходом касательно избегания дефолта при сохранения надлежащего уровня правительственных расходов является привлечение внешнего финансирования. Однако в таких условиях кредиторы могут выдвигать ряд дополнительных условий и мероприятий касательно изменения экономического курса и международного политического позиционирования страны.

      Некоторые исследователи выделяют  и другие макроэкономические  эффекты государственного долга,  но, проанализировав их, можно сделать  вывод, что они являются по  сути атрибутами выделенных нами  эффектов и проявляют себя  только в определенных условиях. В нашем списке мы выделили  только те эффекты, действие  которых является безусловным,  так как они комплексно характеризуют  влияние государственного долга  на социально – экономические  процессы страны. Другие исследователи показывают, что государственный долг осуществляет значительное влияние не только на экономику страны, изменение рыночной конъектуры, фискальную и монетарную политики государства, но и на ее политическую и экономическую независимость. Поэтому макроэкономические эффекты государственного долга являются качественными оценками результатов проявления экономических процессов и явлений, созданных государственным долгом, из-за чего их можно рассматривать как объекты статистического анализа и оценки. В свою очередь статистическое изучение государственного долга и его макроэкономических эффектов предусматривает использование определенных методов и моделей. Однако исследования определенного социально-экономического явления могут нуждаться в адаптации существующей методологии и присутствия качественного информационного обеспечения. В результате проведенного исследования установлено, что макроэкономические эффекты государственного долга являются качественными оценками экономических процессов и явлений, созданных влиянием государственного долга на экономику. Они проявляются через изменение параметров макроэкономической конъюктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности государства и ее экономической независимости, а следовательно, является объектом статистического изучения. Основными эффектами государственного долга, является увеличение совокупного спроса и ВВП в краткосрочном периоде и уменьшение уровня сбережений, инвестиций и национального богатства в долгосрочном периоде.

      Таким образом, государственный  долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень  инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций  в экономику страны в целом  и реальный сектор экономики,  приводит к сокращению инвестиционных  ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов,  снижению экономического роста. 
 
 
 

    Выводы  по первой главе

    Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга. Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

    Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным муниципальным долгом решает определенные выше задачи и осуществляются на основании определенных принципов. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.

    Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Аналитические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: основные направления и ориентиры реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом

    Основная  задача реформирования и развития системы  управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным  долгом и заимствованиями, а также  постепенном снижении зависимости  федерального бюджета Российской Федерации  от ситуации на мировых рынках капитала.

    Оптимизация стоимости обслуживания государственного долга и сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне требует решения системой управления государственным долгом следующих  задач: - повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках; - дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы; - оптимизация структуры и стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации; - обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственными заимствованиями; - развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.

    На  решение упомянутых задач может  быть направлено создание и совершенствование  следующих элементов системы  управления государственным долгом: - совершенствование правовых основ в области управления долгом; - создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом; - создание единых системы учета государственного долга и базы данных по учету государственного долга;- создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового предварительного и последующего анализа долговых операций и заимствований; - формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований; - совершенствование механизмов взаимодействия управления государственным долгом с системой кассового исполнения федерального бюджета; - создание системы и механизмов взаимодействия (включая межведомственные и внутриведомственные процедуры) управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами; - внедрение интегрированной системы по аналитическому учету субфедеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.

Информация о работе Организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом