Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа
В контрольной работе рассмотрены основные теоретические положения по формированию бюджета и функционированию бюджетной системы РФ: уточнено содержание государственного и муниципального долга и причины его возникновения, понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы, определено влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.
В аналитической части работы представлена комплексная оценка реализации основных направлений реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом.
В итоговом разделе контрольной работы предусмотрена разработка конкретных практических решений задач регулирования бюджетных отношений на основе использования инструментария бюджетной политики по ключевым направлениям её реализации в современной экономической практике.
Введение.........................................................................................................................7
1 Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом..............................................................10
1.1. Сущность государственного и муниципального долга и причины его возникновения...............................................................................................................10
1.2. Понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы........................................................................................................16
1.3. Влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.......................................................25
Выводы по первой главе......................................................................................32
2 Аналитические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: основные направления и ориентиры реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом..34
Выводы по второй главе......................................................................................51
3. Практические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: инструментарий бюджетной политики и его использование для решения задач регулирования бюджетных отношений.......................................................................52
Заключение...................................................................................................................55
Список использованной литературы...........................................................................58
Приложение А. Рис. 1. Динамика внешнего корпоративного долга России в 2000 - 2007 гг., млрд. долларов..............................................................................................60
Приложение Б. Рис. 2. Уровень внешнего корпоративного долга России в процентах к ВВП...........................................................................................................61
Приложение В. Рис. 3. Уровень внешнего корпоративного долга и совокупного внешнего (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России..................................................................62
Приложение Г. Рис. 4. Динамика совокупного национального долга России в 2006-2010г.г., в процентах к ВВП..........................................................................................63
Начнем исследование с анализа краткосрочных эффектов, которые влияют на дефицит бюджета, а потом перейдем к долгосрочным, среди которых одним из наиболее важных является уменьшение национального богатства. В соответствии с классической экономической теорией в долгосрочном периоде государственный долг снижает уровень национальных сбережений и, следовательно, величину внутренних и внешних инвестиций. Это приводит к сокращению основного денежного капитала в экономике и уменьшению объемов национального производства и национального дохода. Влияние долга на накопление капитала может быть представлено в виде экономической модели американского экономиста Г.Мэнкью. Предположим, что налоги взимаются в форме подоходного налога со ставкой £, а r – величина реальной процентной ставки. Объем государственного долга обозначим через D. Следующие равенства характеризуют равновесное состояние модели:
Y= f(k)
£y +£rD = G + rD
r = f’(k)
(1 - £)r = p,
где
первое равенство – это
В
рамках данной модели можно проследить,
как увеличение государственного долга
влияет на объем капитала в экономике.
Наращивание долга вызывает рост
расходов на его обслуживание; последние
обуславливают необходимость
В
краткосрочном периоде
Однако согласно с традиционной теорией, в долгосрочном периоде совокупное предложение является неэластичным, то есть находится в «классическом» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому эффекты, связанные с изменением спроса в краткосрочном периоде, являются незначительными в долгосрочном периоде. В этом периоде государственный долг способствует уменьшению уровня сбережений в экономике, что в свою очередь имеет ряд последствий. Таким образом, можно выделить такие программы влияния государственного долга на экономику, то есть его макроэкономические эффекты в долгосрочном периоде:
1.Сбережения ↓, → инвестиции ↓, →объем основного капитала ↓, → НД ↓, уровень процентных ставок ↑, реальная заработная плата ↓.
2.Сбережения ↓, инвестиции ↓, → чистый экспорт ↓.
Увеличение
совокупного спроса в краткосрочном
периоде рядом с изменением сбережений
и объема основного капитала в
долгосрочном периоде являются наиболее
важными макроэкономическими
В конечном итоге выделим такие макроэкономические эффекты государственного долга: - эффект монетарной политики: государственный долг может привести к повышению уровня процентных ставок, вследствие чего государственные органы, ответственные за денежно-кредитную политику, будут вынуждены проводить экспансионистскую монетарную политику с целью уменьшения уровня процентных ставок. Крайним случаем может стать финансирование бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии; - эффект потери налоговых поступлений: обслуживание государственного долга требует использования части налоговых поступлений или увеличения государственного долга на сумму его обслуживания; - эффект фискальной политики: возможность использования займов влияет на уменьшение дисциплины бюджетного процесса, т.к. финансирование дополнительных расходов за счет государственного долга не требует увеличения налогов, следовательно, создает дополнительные нагрузки на частный сектор, с одной стороны, и повышает склонность избирателей благодаря увеличению бюджетного финансирования определенных видов расходов, с другой; - эффект экономической зависимости страны: как отмечают некоторые экономисты, инвесторов волнуют большие объемы государственного долга. В случае, когда значительная часть долговых обязательств пребывает в руках нерезидентов, незначительное изменение рыночной конъектуры на уровне как страны, так и мировой экономики, может привести к значительным колебаниям валютного курса и динамики потоков капитала; - эффект политической зависимости страны: в условиях большого объема государственного долга, кризиса ликвидности внутреннего финансового рынка и низкого уровня сбережений единственным выходом касательно избегания дефолта при сохранения надлежащего уровня правительственных расходов является привлечение внешнего финансирования. Однако в таких условиях кредиторы могут выдвигать ряд дополнительных условий и мероприятий касательно изменения экономического курса и международного политического позиционирования страны.
Некоторые исследователи
Таким образом,
Выводы по первой главе
Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга. Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление государственным муниципальным долгом решает определенные выше задачи и осуществляются на основании определенных принципов. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Система управления государственным долгом представляет собой взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны.
Государственный
долг влияет на экономический рост, денежное
обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования,
занятости, объема инвестиций в экономику
страны в целом и реальный сектор экономики,
приводит к сокращению инвестиционных
ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных
процессов, снижению экономического роста.
2 Аналитические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: основные направления и ориентиры реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом
Основная задача реформирования и развития системы управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями, а также постепенном снижении зависимости федерального бюджета Российской Федерации от ситуации на мировых рынках капитала.
Оптимизация стоимости обслуживания государственного долга и сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне требует решения системой управления государственным долгом следующих задач: - повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках; - дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы; - оптимизация структуры и стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации; - обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственными заимствованиями; - развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.
На решение упомянутых задач может быть направлено создание и совершенствование следующих элементов системы управления государственным долгом: - совершенствование правовых основ в области управления долгом; - создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления долгом; - создание единых системы учета государственного долга и базы данных по учету государственного долга;- создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового предварительного и последующего анализа долговых операций и заимствований; - формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований; - совершенствование механизмов взаимодействия управления государственным долгом с системой кассового исполнения федерального бюджета; - создание системы и механизмов взаимодействия (включая межведомственные и внутриведомственные процедуры) управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами; - внедрение интегрированной системы по аналитическому учету субфедеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики.