Управление государственным и муниципальным долгом

Автор: z****************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности управления государственным и муниципальным внутренним долгом.
Задачи:
-рассмотреть экономическую сущность государственного долга;
-проанализировать методы управления государственным и муниципальным долгом;
-рассмотреть эволюцию рынка государственных обязательств в России;
-проанализировать современное состояние внутреннего долга России;
-выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года.

Работа содержит 1 файл

Финансы2.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

Введение

Центральное место с финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, используемый правительством денежный фонд для финансирования своей  деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические  процессы.

В последнее  время интерес финансистов к  проблемам дефицита федерального бюджета  и государственного долга заметно  усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической  величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических  работ отмечается три основных фактора:

  • высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
  • неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
  • высокая доходность государственных ценных бумаг.

Управление  государственным и муниципальным  внутренним долгом на сегодняшний момент является очень актуальной темой, волнующей  умы многих ученых – экономистов.

Объект  исследования – государственный  и муниципальный долг.

Предмет исследования – особенности управления государственным и муниципальным  внутренним долгом.

Цель  исследования – изучить особенности  управления государственным и муниципальным  внутренним долгом.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическую сущность государственного долга;
  • проанализировать методы управления государственным и муниципальным долгом;
  • рассмотреть эволюцию рынка государственных обязательств в России;
  • проанализировать современное состояние внутреннего долга России;
  • выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года.

Разработанность темы в экономической литературе достаточно велика. По данной проблематике можно встретить работы таких  авторов, как: А.М. Ковалев [9], М.В. Романовский [14], В.М. Родионова [16] и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и причины возникновения  государственного и  муниципального долга
    1. Сущность и виды государственного и муниципального долга

Государственный долг — это в соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие  в результате заемной деятельности.

Государственный долг Российской Федерации полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства, которые могут существовать в  форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных Российской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  2. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  3. договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4. переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые  обязательства по срокам существования  могут быть:

  • краткосрочные (до одного года);
  • среднесрочные (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

Кроме того, в ст. 98 Бюджетного кодекса  оговаривается, что долговые обязательства  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет. Изменение  условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В состав государственного долга субъекта РФ входят долговые обязательства этого  субъекта, которые могут существовать в форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государственными, международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредитов;
  2. государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
  3. договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4. переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе законов этого субъекта РФ;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Государственный долг субъекта РФ полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в его собственности имуществом, составляющим его казну.

Долговые  обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать 30 лет.

Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения  определяются соответствующими органами государственной власти субъектов  РФ. [6.С.64]

Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечиваемая всем муниципальным имуществом, составляющим его казну.

Долговые  обязательства муниципального образования  в соответствии со ст. 100 Бюджетного кодекса РФ могут существовать в  форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
  2. займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
  3. договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4. долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Долговые  обязательства муниципального образования  погашаются в сроки, определенные условиями  заимствования, и не могут превышать 10 лет.

Российская  Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам национально-территориальных  образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования  не отвечают по долговым обязательствам друг другу, если такие обязательства  не были гарантированы ими, а также  по долговым обязательствам Российской Федерации.

В целях  проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального долга особое значение приобретает управление государственным  и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, государственным долгом субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципальным долгом – уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Правительства  РФ «О единой системе управления государственным  долгом Российской Федерации» от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ для  обеспечения снижения стоимости  обслуживания государственных заимствований  создается единая система управления государственным долгом РФ.

Под управлением  государственным (муниципальным) долгом понимается совокупность финансовых мероприятий  государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, организации  выплат доходов по ним, проведению изменений  условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых  долговых обязательств. В числе таких  финансовых мероприятий наиболее распространены в мировой практике следующие:

  • рефинансирование – выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
  • конверсия – изменение размера доходности займа (может осуществляться как в сторону снижения, так и в сторону повышения процентной ставки дохода);
  • консолидация – изменение сроков действия ранее выпущенных займов (в соответствии со ст. 817 ГК РФ изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается, поэтому при необходимости консолидации это можно сделать только по согласованию с кредиторами, т. е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций; при этом принято руководствоваться ст. 414 и 818 ГК РФ о новации – прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения);
  • унифицирование – обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый;
  • аннулирование государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств (как правило, при управлении внутренним долгом это является крайней мерой). [6.С.78]

При финансовом кризисе возникает необходимость  в реструктуризации долга.

В соответствии со ст. 105 Бюджетного кодекса РФ под  реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с  одновременным осуществлением заимствований (принятие на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий  их обслуживания и погашения. [3.C.48]

Реструктуризация  долга может осуществляться с  частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. При этом сумма погашения основного долга  за счет его реструктуризации не включается в объем обслуживания долгового  обязательства в текущем году.

Предельный  объем государственного долга позволяет  регулировать его объем, и, например, предельный объем государственных  внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Предельные  объемы государственного внутреннего  долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований  РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Верхний  предел долга субъекта РФ, муниципального долга устанавливается законом  субъекта РФ о бюджете и правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете соответственно. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, а также муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований производится в соответствии с решением Правительства РФ, а  также решением органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления соответственно с учетом предельных объемов дефицита бюджета и государственного и  муниципального долга. Кроме того, решение  об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается в соответствии с Программой государственных внешних  заимствований Российской Федерации. В этом решении указываются:

  • сведения об эмитенте;
  • объем и условия эмиссии;
  • способ исполнения обязательств.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом