Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:48, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является показать особую важность управления государственного внутреннего долга в Российской Федерации на современном этапе.
Задачами в работе являются:
- раскрыть понятие внутреннего долга;
- выявить особенности формирования внутреннего долга и этапы его развития;
- изучить особенности управления внутреннего долга РФ;
- проанализировать структуру и динамику на современном этапе;
- выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом;
- предложить пути решения проблемных аспектов, исходя из зарубежного опыта.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ижевский государственный технический университет
Факультет "Менеджмент и маркетинг"
Кафедра "Финансы и кредит"
Курсовая работа
по дисциплине:
Государственный и муниципальный долг
на тему:
Управление государственным долгом
Выполнила: студентка гр. 7-22-27з
Самигуллина Г.Р.
Проверила: Туганаева Е.Г.
Ижевск 2008
Введение.
В современном мире почти все страны прибегают к государственным займам. Выпуск государственных долговых обязательств осуществляют правительства не только бедных, но и богатых стран. Для всех стран причиной возникновения задолженности является дефицит бюджета. Все правительства стремятся его сократить, хотя даже экономически развитым странам не всегда удается сохранить приемлемый размер дефицита бюджета.
Рост государственной задолженности происходит как у богатых, так и у бедных стран, но она не мешает развитым странам становиться еще богаче, а большинство развивающихся стран делает еще беднее.
Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи, с чем его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляция, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.
Целью моей курсовой работы является показать особую важность управления государственного внутреннего долга в Российской Федерации на современном этапе.
Задачами в работе являются:
- раскрыть понятие внутреннего долга;
- выявить особенности формирования внутреннего долга и этапы его развития;
- изучить особенности управления внутреннего долга РФ;
- проанализировать структуру и динамику на современном этапе;
- выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом;
- предложить пути решения проблемных аспектов, исходя из зарубежного опыта.
Глава 1. Понятие, особенности формирования и управления внутреннего долга РФ.
1.1 Понятие внутреннего государственного долга.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации по состоянию на 15 февраля 2008 года приводится определение государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. В этой же статье дается более узкое понятие - внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. Государственные займы на внутреннем рынке.
Согласно ст. 98 Бюджетного Кодекса РФ в объем государственного внутреннего долга включается:
номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
объем основного долга по кредитам полученным РФ и обязательства, по которым выражены в валюте РФ;
объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ, выраженные в валюте РФ;
объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена федеральными законами да введения в действие настоящего Кодекса.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего, казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам - это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
1.2 Этапы формирования рынка внутреннего долга.
Эволюция рынка государственных ценных бумаг вполне логично разбивается на этапы, которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и, наконец, посткризисную историю рынка. Описание этапов позволяет детально рассмотреть все состоявшиеся стратегические и тактические решения денежных властей (в рамках существовавших ограничений), их макроэкономические последствия и, таким образом, возникновение новых очертаний финансовой сферы России. На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга.
Первый этап связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Второй этап обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание третьего этапа определяется системным финансовым кризисом, тогда как четвертый этап характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, пятый этап представляет собой возможное дальнейшее развитие рынка внутреннего долга.
Этап 1. Развитие рынка государственных ценных бумаг за счет внутренних ресурсов (май 1993-конец 1995 гг.) Целью создания российского рынка государственных ценных бумаг был переход от прямого кредитования Центробанком РФ Министерства финансов (то есть финансирования дефицита федерального бюджета за счет денежной эмиссии) к эмиссии государственных ценных бумаг и их размещению на финансовом рынке. Предполагалось, что данный способ финансирования бюджетного дефицита будет способствовать снижению инфляции, развитию финансового рынка России, в частности, стимулировать рост банковских сбережений экономических агентов (юридических и физических лиц), и расширению спектра предлагаемых банковских услуг.
Рынок внутреннего долга представлял собой в переходный период заметный фактор финансовой стабилизации. Рублевые ресурсы, размещенные в государственных ценных бумагах, не формировали инфляционно-девальвационный потенциал лишь до тех пор, пока оставались на рассматриваемом сегменте. Поэтому само существование рынка государственных ценных бумаг означало для денежных властей продолжение политики финансовой стабилизации. Однако к концу 1995 г. внутренние ресурсы для дальнейшего развития рынка госбумаг оказались исчерпаны. Правительство уже тогда столкнулось с необходимостью выбора направления финансовой политики: объявление дефолта по внутреннему долгу, его монетизация (с угрозой перехода в гиперинфляцию) либо открытие данного финансового сегмента для внешних инвесторов с целью расширить его ресурсную базу.
Этап 2. Расширение рынка внутреннего долга за счет внешних инвесторов (начало 1996-конец 1997 гг.) Исчерпав внутренние ресурсы развития рынка внутреннего долга, денежные власти России фактически оказались перед единственной возможностью для дальнейшего развития данного сегмента - открытие его для внешних инвесторов. И начиная с февраля 1996 г. внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, а с августа 1996 г. - и на вторичные торги по государственным ценным бумагам. Либерализация доступа внешних инвесторов на рынок внутреннего долга дополнительно стимулировалась тем фактом, что именно в апреле-мае 1996 г. накопленный и реинвестированный процентный доход сравнялся по своему объему с реально привлеченными на данный рынок средствами. В дальнейшем ситуация, обусловленная сравнительно высокой доходностью федеральных облигаций, стремительно ухудшалась для денежных властей, поскольку на обслуживание долга тратилось все больше средств, тогда как привлекалось все меньше рублевых ресурсов.
Этап 3. Кризис российского рынка внутреннего долга (конец 1997-август 1998 гг.) Третий этап развития рынка российского внутреннего долга характеризовался формированием кризисных тенденций, разрешившихся системным финансовым кризисом в августе 1998 г. Помимо разрушения финансовой системы, названное решение денежных властей свело на нет и все позитивные черты, которые существование рынка внутреннего госдолга смогло придать финансовой сфере национальной экономики. Кроме того, в результате фактического дефолта по облигациям внутреннего займа для России был закрыт рынок внешних заимствований, обострилась проблема получения кредитов международных финансовых организаций и обслуживания внешнего долга. В конечном итоге системный финансовый кризис обусловил фактически полный распад национальных финансовых рынков (вплоть до 2002 г.), а также низкую эффективность банковской системы.
Этап 4. Восстановление рынка внутреннего долга (1998-2002 гг.) Развитие рынка внутреннего долга на данном этапе определялось возможностью и результатами решения следующих задач:
полным урегулированием проблем с внутренними и внешними инвесторами, связанных с дефолтом 1998 года;
участием денежных властей в решении проблем с задолженностью бюджетов территорий;
предоставлением инвесторам детальной информации о направлении использования заемных средств денежными властями различного уровня;
предложением инвесторам различных видов бумаг на рынке федеральных облигаций;
использованием государственных гарантий, в том числе полной либо частичной страховки (хеджирования), вложений;