Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа
В контрольной работе рассмотрены основные теоретические положения по формированию бюджета и функционированию бюджетной системы РФ: уточнено содержание государственного и муниципального долга и причины его возникновения, понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы, определено влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.
В аналитической части работы представлена комплексная оценка реализации основных направлений реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом.
В итоговом разделе контрольной работы предусмотрена разработка конкретных практических решений задач регулирования бюджетных отношений на основе использования инструментария бюджетной политики по ключевым направлениям её реализации в современной экономической практике.
Введение.........................................................................................................................7
1 Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом..............................................................10
1.1. Сущность государственного и муниципального долга и причины его возникновения...............................................................................................................10
1.2. Понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы........................................................................................................16
1.3. Влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.......................................................25
Выводы по первой главе......................................................................................32
2 Аналитические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: основные направления и ориентиры реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом..34
Выводы по второй главе......................................................................................51
3. Практические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: инструментарий бюджетной политики и его использование для решения задач регулирования бюджетных отношений.......................................................................52
Заключение...................................................................................................................55
Список использованной литературы...........................................................................58
Приложение А. Рис. 1. Динамика внешнего корпоративного долга России в 2000 - 2007 гг., млрд. долларов..............................................................................................60
Приложение Б. Рис. 2. Уровень внешнего корпоративного долга России в процентах к ВВП...........................................................................................................61
Приложение В. Рис. 3. Уровень внешнего корпоративного долга и совокупного внешнего (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России..................................................................62
Приложение Г. Рис. 4. Динамика совокупного национального долга России в 2006-2010г.г., в процентах к ВВП..........................................................................................63
1.1. Сущность государственного и муниципального долга и причины его возникновения
Государственный долг можно разделить на две составляющие: - капитальный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам; - основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
Причины возникновения государственного долга и его виды.
Первое
основание возникновения
Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.
Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
Пятым
основанием возникновения долговых
обязательств государственного и муниципального
долга в Бюджетном кодексе
названы соглашения и договоры (в
том числе международные), заключенные
от имени Российской Федерации или
субъекта РФ, о пролонгации и
Таким
образом, государственный или
1.2. Понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы
Государственный
долг, как и финансы, может являться
инструментом и объектом управления.
В качестве инструмента управления
государственный долг обеспечивает возможность
органам власти оказывать влияние на денежное
обращение, финансовый рынок, инвестиции,
производство, занятость, организацию
населением своих сбережений и многие
другие экономические процессы.
Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга: - соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии); - структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности;- механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий; - порядок выпуска и обращения государственных займов; - порядок предоставления и возврата государственных кредитов; - порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним; - другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга. Под
управлением государственным Бюджетный кодекс РФ не дает законодательного толкования понятия «управление долгом». Статья 101 лишь определяет органы власти, полномочные осуществлять такую деятельность. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. В статьях 102 – 114 более подробно изложены вопросы, касающиеся управления и обслуживания государственного и муниципального долга РФ, как то: - ответственность по долговым обязательствам (ст. 102); - право государственных внешних заимствований (ст. 103, 104); - реструктуризация долга (ст. 105);- предельные объемы государственного и муниципального долга и предельные объемы государственных и муниципальных заимствований (ст. 106, 107); - создание и изменение программ внешних и внутренних заимствований РФ (ст. 108–110); - предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга (ст. 111–113); - эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг (ст. 114). В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи: - удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития; - минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов; - сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами; - поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга; - достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов; - обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;- диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов; - координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств. |
Основными
принципами управления государственным
и муниципальным долгом являются:
1. Сохранение объема долговых обязательств субъекта РФ или муниципального образования на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков. Экономически безопасным считается такой объём долга, при котором субъект РФ или муниципальное образование в состоянии обеспечить исполнение как долговых обязательств, так и всех остальных принятых на себя бюджетных обязательств. Основным подходом к реализации этого принципа является такое планирование долговых обязательств, которое предполагает обслуживание и погашение долга исключительно за счёт доходов бюджета. 2. Полнота исполнения долговых обязательств. Данный принцип предполагает такое управление долговыми обязательствами субъекта РФ или муниципального образования, которое обеспечивает исполнение долговых обязательств в полном объеме. 3. Своевременность исполнения долговых обязательств. Данный принцип предполагает исполнение обязательств в срок. Возникновение просроченных обязательств не допускается. 4. Минимизация стоимости долговых обязательств. Данный принцип предполагает поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств при соблюдении всех вышеизложенных принципов. 5. Прозрачность управления долгом. Данный принцип предполагает: - использование ясных формализованных процедур и механизмов управления долгом субъекта РФ и муниципального образования; - публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств администрации субъекта РФ или муниципального образования, а также о долговой политике администрации. На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств — с 5 до 10%. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход. Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему. Под
аннулированием государственного долга
понимается мера, в результате которой
государство полностью Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы. При управлении государственным долгом используется также его реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с согласия кредиторов, с рассрочкой платежа (т.е. принятии других долговых обязательств) в объёмах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга). В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга: - обмен одних долговых обязательств на другие (схема облигации-облигации); - обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема облигации-акции); - досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема выкуп); - списание части долговых обязательств. В целях управления государственным долгом и его снижения в России разрабатывается программа государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год, с указанием цели, источников и объёмов заимствований, а также сроков возврата. Разрабатывается также программа государственных внутренних заимствований РФ, на покрытие дефицита. Все средства, поступающие в бюджет от заимствований, включая средства, расходуемые на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. Система
управления государственным долгом
представляет собой взаимосвязь
бюджетных, финансовых, учетных, организационных
и других процедур, направленных на
эффективное регулирование Специалисты в качестве недостатков системы управления государственным долгом России выделяют отсутствие: - законодательного закрепления целей государственных заимствований; - порядка применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, конверсии и консолидации займов; - ответственности за эффективность принятых решений при осуществлении государственных заимствований; - пределов полномочий и ответственности Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и банков агентов; - системы и механизма планирования в области управления государственным долгом; - системы анализа и оценки рисков, связанных со структурой государственного долга; - координации долговой политики государства с политикой в области управления государственным долгом; - достоверной, открытой и регулярной отчётности о государственном долге и др. Система
управления государственным долгом
непосредственно связана с Методология
учёта долговых обязательств в значительной
степени различается в Выплаты процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга. Таким
образом, под управлением государственным
долгом понимается совокупность мероприятий
государства по выплате доходов кредиторам
и погашению займов, изменению условий
уже выпущенных займов, определению условий
и выпуску новых государственных ценных
бумаг. Управление государственным муниципальным
долгом решает определенные выше задачи
и осуществляются на основании определенных
принципов. На достижение эффективности
государственного кредита направлены
такие меры в области управления государственным
долгом, как конверсия, консолидация, обмен
облигаций по регрессивному соотношению,
отсрочка погашения и аннулирования займов.
Система управления государственным долгом
представляет собой взаимосвязь бюджетных,
финансовых, учетных, организационных
и других процедур, направленных на эффективное
регулирование государственного долга
и снижение влияния долговой нагрузки
на экономику страны. |
1.3. Влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей
Государственный долг существенно влияет на экономику в целом, а именно на параметры монетарной и фискальной политики и на экономическую конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок.
В экономической теории существует ряд концепций касательно толкования влияния государственного долга на экономику. В современной экономической литературе выделяют две основные теории государственного долга. Первой является традиционная (или классическая) теория государственного долга, которая базируется на принципах и подходах неоклассической школы экономической теории.
Сущность традиционной теории состоит в том, что увеличение государственного долга стимулирует совокупный спрос и экономический рост в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода. Анализ эффектов государственного долга был бы неполным без учета и изучения «теории нейтральности государственного долга», которую называют «Эквивалентность Риккардо». Ее сущность состоит в том, что выбор финансирования государственных расходов с помощью займов или налогов не является релевантным. Эта теория имеет большое теоретическое значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.
Классическая теория государственного долга базируется на ряде гипотез: - на объем правительственных расходов долговая политика не влияет, ревалентными являются только уменьшение (увеличение) налогов или увеличение (уменьшение) объема государственного долга для покрытия дефицита бюджета; - временное уменьшение налогов в текущем периоде предусматривает увеличение налогов в будущем, так как государственный долг постоянно расти не может; - настоящая стоимость повышения налогов равняется стоимости текущего прироста государственного долга.
Перед тем, как перейти к исследованиям макроэкономических эффектов государственного долга, им следует дать определение как объекту статистического изучения. Под макроэкономическим эффектом государственного долга понимают изменение параметров макроэкономической конъюнктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности страны и ее экономической независимости в результате влияния государственного долга на экономику.