Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа
В контрольной работе рассмотрены основные теоретические положения по формированию бюджета и функционированию бюджетной системы РФ: уточнено содержание государственного и муниципального долга и причины его возникновения, понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы, определено влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.
В аналитической части работы представлена комплексная оценка реализации основных направлений реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом.
В итоговом разделе контрольной работы предусмотрена разработка конкретных практических решений задач регулирования бюджетных отношений на основе использования инструментария бюджетной политики по ключевым направлениям её реализации в современной экономической практике.
Введение.........................................................................................................................7
1 Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом..............................................................10
1.1. Сущность государственного и муниципального долга и причины его возникновения...............................................................................................................10
1.2. Понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы........................................................................................................16
1.3. Влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.......................................................25
Выводы по первой главе......................................................................................32
2 Аналитические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: основные направления и ориентиры реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом..34
Выводы по второй главе......................................................................................51
3. Практические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: инструментарий бюджетной политики и его использование для решения задач регулирования бюджетных отношений.......................................................................52
Заключение...................................................................................................................55
Список использованной литературы...........................................................................58
Приложение А. Рис. 1. Динамика внешнего корпоративного долга России в 2000 - 2007 гг., млрд. долларов..............................................................................................60
Приложение Б. Рис. 2. Уровень внешнего корпоративного долга России в процентах к ВВП...........................................................................................................61
Приложение В. Рис. 3. Уровень внешнего корпоративного долга и совокупного внешнего (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России..................................................................62
Приложение Г. Рис. 4. Динамика совокупного национального долга России в 2006-2010г.г., в процентах к ВВП..........................................................................................63
Достижение указанных целей планируется путем проведения организационного объединения в Министерстве Финансов России управление внутренним и внешним долгом.
2. Созданию системы по аналитическому учету обязательств субъектов РФ, муниципальных образований, государственного и негосударственного сектора экономики: - анализ объемов и условий долговых обязательств субъектов РФ, муниципальных образований и государственного сектора; - аналитический учет объемов и условий внешних заимствований, осуществляемых негосударственным сектором экономики. Указанный анализ может проводиться только при условии взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли и Банка России на уровне разработка и осуществления мер валютного регулирования с политикой в области негосударственных заимствований, информационного взаимодействия и создания соответствующей базы данных.
3. Разработке концепции управления государственными активами и пассивами, завершение создания единого баланса государства.
Таким образом, система управления государственным долгом и активами в перспективе должна представлять собой единую систему в методологическом, учетном и организационном плане.
Рост внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. В 1998 - 1999 годах объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долларов. В последующий период он стал быстро увеличиваться (рис. 1.). (Приложение А)
Из рисунка видно, что в 2000 - 2007 гг. внешний корпоративный долг России рос огромными темпами. В 2007 году он в 13 раз превысил уровень 1998 - 2000гг. Особенно быстро внешний корпоративный долг стал расти с 2001 года. За период 2001 - 2007гг. он вырос более, чем в 11 раз. На конец 2007 года он превысил 400 млрд. долларов. В связи с быстрым ростом внешнего корпоративного долга его уровень по отношению к ВВП постоянно растет (рис. 2). (Приложение Б)
Из рисунка видно, что в 2003 - 2007 годах величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП выросла почти в 2 раза, и составила 31,8%. Исходя из прогноза темпов роста ВВП и величины внешнего корпоративного долга, а также учитывая изменение курса доллара, можно ожидать, что к концу 2007 года уровень внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП приблизится к 40%.
Представляет интерес сравнить также уровень внешнего корпоративного долга и совокупного (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России (рис. 3). (Приложение В)
Из
рис. 3 видно, что совокупный внешний
государственный и
Объем
внешнего корпоративного долга и
объем золотовалютных резервов в
течении 2003 - 2005 гг. различались незначительно.
И только при полуторократном
росте золотовалютных резервов в 2007
году, они существенно (примерно на
17%) превысили внешний
В
последнее время явственно
-
резкий рост совокупного
-
резкий рост совокупного
-
особо следует обратить
Оценка
трансформации совокупного
-
рост внешнего корпоративного
долга. В 2007г. прирост этого
долга составил свыше 11,4% ВВП.
Если существующие тенденции
сохранятся, то к концу 2010г.
корпоративный долг
-
усиление сырьевой
-
наличие у иностранных
-
ухудшение структуры внешних
облигационных займов. В 2001 - 2003гг.
в структуре этих займов
-
происходит интенсивное
-
чрезмерно высокая
-
рост всего совокупного
Первые
негативные результаты быстрого роста
долгового бремени уже
Валютный
рынок удалось успокоить, но паника
на долговом рынке продолжалась. За
три недели, начиная с 8 августа, спрос
на кредиты overnight (однодневные кредиты
по ставке 10%) возрос почти в 9 раз - с
235,8 млн. рублей до 1957,4 млн. рублей. Спрос
на ломбардные кредиты (в основном однодневные
кредиты под залог ОФЗ и
некоторых корпоративных
Дестабилизировался и рынок государственных (впервые после дефолта) и корпоративных долговых обязательств. Это привело к небывалому ажиотажу в области операций репо. До 15 августа аукционы репо заканчивались, как правило, безрезультатно в связи с отсутствием заявок от коммерческих банков, считавших ставку репо чрезмерно завышенной. С середины же августа, сделок репо было проведено более, чем на 1,8 трлн. рублей.
Таким
образом, общий объем вливаний Банка
России на кредитный рынок и рынок
облигаций составил почти 70 млрд. долларов.
Только после этого рынки казалось
бы стабилизировались. Объемы аукционов
прямого репо снижались день ото
дня. 5 сентября, как и в докризисный
период, аукцион прямого репо не
состоялся - заявок от коммерческих банков
не поступило.
Выводы по второй главе
Основная задача реформирования и развития системы управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями, а также постепенном снижении зависимости федерального бюджета РФ от ситуации на мировых рынках капитала. Основным результатом реформирования системы управления государственным долгом должно явиться улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям в рассматриваемой области. В связи с отсутствием или незавершенностью формирования многих элементов системы управления государственным долгом Российской Федерации, ее реформирование займет примерно 2-3 года. В этой связи было бы целесообразно реализовать настоящую концепцию в несколько этапов, последовательно решая поставленные задачи путем проведения основных мероприятий. Таким образом, система управления государственным долгом и активами в перспективе должна представлять собой единую систему в методологическом, учетном и организационном плане. Рост внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. Анализ данного показателя детально изложен в работе выше.