Организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

В контрольной работе рассмотрены основные теоретические положения по формированию бюджета и функционированию бюджетной системы РФ: уточнено содержание государственного и муниципального долга и причины его возникновения, понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы, определено влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.
В аналитической части работы представлена комплексная оценка реализации основных направлений реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом.
В итоговом разделе контрольной работы предусмотрена разработка конкретных практических решений задач регулирования бюджетных отношений на основе использования инструментария бюджетной политики по ключевым направлениям её реализации в современной экономической практике.

Содержание

Введение.........................................................................................................................7
1 Теоретические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом..............................................................10
1.1. Сущность государственного и муниципального долга и причины его возникновения...............................................................................................................10
1.2. Понятие об управлении государственным и муниципальным долгом, его задачи и принципы........................................................................................................16
1.3. Влияние величины и динамики государственного долга на развитие экономики в целом и её отдельных показателей.......................................................25
Выводы по первой главе......................................................................................32
2 Аналитические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: основные направления и ориентиры реформирования бюджетной системы РФ в области управления государственным и муниципальным долгом..34
Выводы по второй главе......................................................................................51
3. Практические аспекты формирования и функционирования бюджетной системы РФ: инструментарий бюджетной политики и его использование для решения задач регулирования бюджетных отношений.......................................................................52
Заключение...................................................................................................................55
Список использованной литературы...........................................................................58
Приложение А. Рис. 1. Динамика внешнего корпоративного долга России в 2000 - 2007 гг., млрд. долларов..............................................................................................60
Приложение Б. Рис. 2. Уровень внешнего корпоративного долга России в процентах к ВВП...........................................................................................................61
Приложение В. Рис. 3. Уровень внешнего корпоративного долга и совокупного внешнего (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России..................................................................62
Приложение Г. Рис. 4. Динамика совокупного национального долга России в 2006-2010г.г., в процентах к ВВП..........................................................................................63

Работа содержит 1 файл

бюджетная система .docx

— 236.28 Кб (Скачать)

    Достижение  указанных целей планируется  путем проведения организационного объединения в Министерстве Финансов России управление внутренним и внешним долгом.

    2. Созданию системы по аналитическому учету обязательств субъектов РФ, муниципальных образований, государственного и негосударственного сектора экономики: - анализ объемов и условий долговых обязательств субъектов РФ, муниципальных образований и государственного сектора; - аналитический учет объемов и условий внешних заимствований, осуществляемых негосударственным сектором экономики. Указанный анализ может проводиться только при условии взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли и Банка России на уровне разработка и осуществления мер валютного регулирования с политикой в области негосударственных заимствований, информационного взаимодействия и создания соответствующей базы данных.

    3. Разработке концепции управления государственными активами и пассивами, завершение создания единого баланса государства.

    Таким образом, система управления государственным  долгом и активами в перспективе  должна представлять собой единую систему  в методологическом, учетном и  организационном плане.

    Рост  внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. В 1998 - 1999 годах объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долларов. В последующий период он стал быстро увеличиваться (рис. 1.). (Приложение А)

    Из  рисунка видно, что в 2000 - 2007 гг. внешний  корпоративный долг России рос огромными  темпами. В 2007 году он в 13 раз превысил уровень 1998 - 2000гг. Особенно быстро внешний  корпоративный долг стал расти с 2001 года. За период 2001 - 2007гг. он вырос  более, чем в 11 раз. На конец 2007 года он превысил 400 млрд. долларов. В связи  с быстрым ростом внешнего корпоративного долга его уровень по отношению  к ВВП постоянно растет (рис. 2). (Приложение Б)

    Из  рисунка видно, что в 2003 - 2007 годах  величина внешнего корпоративного долга  по отношению к ВВП выросла  почти в 2 раза, и составила 31,8%. Исходя из прогноза темпов роста ВВП и  величины внешнего корпоративного долга, а также учитывая изменение курса  доллара, можно ожидать, что к  концу 2007 года уровень внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП приблизится  к 40%.

    Представляет  интерес сравнить также уровень  внешнего корпоративного долга и  совокупного (государственного и корпоративного) долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России (рис. 3). (Приложение В)

    Из  рис. 3 видно, что совокупный внешний  государственный и корпоративный  долг вплоть до 2006 года был существенно  выше золотовалютных резервов. И только в 2007 году он составил менее 95 % от объема золотовалютных резервов.

    Объем внешнего корпоративного долга и  объем золотовалютных резервов в  течении 2003 - 2005 гг. различались незначительно. И только при полуторократном  росте золотовалютных резервов в 2007 году, они существенно (примерно на 17%) превысили внешний корпоративный  долг.

    В последнее время явственно обозначились негативные тенденции в области, прежде всего, внешнего корпоративного долга, а также всего совокупного (государственного и корпоративного) внешнего и внутреннего долга (СНД). К наиболее существенным трансформациям СНД следует отнести:

    - резкий рост совокупного внешнего  государственного долга (госдолга  и долга госкорпораций) и ухудшение  его структуры. В 1997 - 1998гг. совокупный  внешний госдолг составлял более  170 млрд. долларов. Из них на собственно  госдолг приходилось 91 - 94 процента, а на долю госкорпораций - 6 - 9 процентов. В 2002 - 2005гг. совокупный  госдолг составлял 120 - 140 млрд. долларов. В настоящее время, учитывая  внешние долги государственных  предприятий и акционерных обществ,  контролируемых государством, госдолг  приближается к 190 млрд. долларов. Причем, в совокупном внешнем  госдолге доля менее надежного  корпоративного долга составляет 79 процентов (из них 43,9% - доля  госпредприятий и 35,1% - доля банков, в которых органы государственного  управления, денежно - кредитного  регулирования и госкомпании  владеют 50 и более процентами  капитала);

    - резкий рост совокупного корпоративного  долга, включая внешний и внутренний  корпоративный долг. Внутренняя  корпоративная задолженность по  отношению к ВВП возросла в  2002-2007годах в 3 раза и, в настоящее  время, превышает 40% ВВП. За  тот же период долг российских  предприятий и банков нерезидентам  увеличился с менее 35 млрд. долларов  до более, чем 400 млрд. долларов. При этом имеется тенденция  к резкому увеличению темпов  роста внешнего корпоративного  долга. За 2007 год задолженность  банков и предприятий перед  нерезидентами выросла почти  на 146 млрд. долларов, то есть более,  чем в 1,5 раза. В первом квартале 2008 года темпы роста внешнего  корпоративного долга замедлились.  Однако подобные временные спады  роста долга наблюдались в  2005-2007 годах. Делать вывод о  том, что темпы роста корпоративного  долга нерезидентам будут в  ближайшей перспективе резко  снижаться, оснований пока нет; 

    - особо следует обратить внимание  на быстрый рост всего совокупного  национального долга - федерального, муниципального, корпоративного (рис. 4).(Приложение Г). В соответствие с проектом федерального бюджета Российской Федерации на 2008 - 2010гг. внешний и внутренний государственный долг составит в 2008г., 2009г., 2010г. - соответственно 8,3%, 8,4%, 8,7% ВВП. Корпоративный внутренний долг, учитывая прирост банковских активов в 2006-2007 гг. - соответственно на 44,05% и 44,11%, и, почти 2,5 кратное увеличение емкости рынка корпоративных облигаций за этот период, составит в 2008г., 2009г., 2010г. соответственно - 54%; 61%; 68% ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам, который, принимая во внимание тенденции 2002 - 2007гг., составит соответственно 40%, 48%, 57% ВВП, совокупный национальный долг достигнет в 2008г., 2009., 2010г. - 102,3%, 117,4%, 133,7% ВВП. При этом, качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам.

    Оценка  трансформации совокупного национального  долга России за последние годы позволяет  сделать вывод, что в этой области сформировался комплекс угроз экономической безопасности. Основными из них являются следующие:

    - рост внешнего корпоративного  долга. В 2007г. прирост этого  долга составил свыше 11,4% ВВП.  Если существующие тенденции  сохранятся, то к концу 2010г.  корпоративный долг иностранным  кредиторам достигнет 57% ВВП, против  менее 25 процентов на конец  2006г. Следует особо подчеркнуть, что внешний корпоративный долг формируется сравнительно небольшим числом крупнейших предприятий и банков. В конце 2007 года 39,1% корпоративного долга перед нерезидентами приходилось всего на 15 заемщиков. На трех крупнейших заемщиков - "Роснефть", "Газпром" и группу ВТБ, приходилось почти 22 % долга. В настоящее время сложилось положение, когда ряд российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысили пороговые значения экономической безопасности, разработанные для государства в целом (Маастрихтские соглашения). А ведь помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности состоит здесь в том, что ряду крупнейших российских предприятий и банков (Внешторгбанк и Сбербанк по объему заимствований у нерезидентов занимают, соответственно, 3 и 6 места) в перспективе угрожает банкротство, которое потянет за собой крах сотен предприятий - смежников, и всей банковской системы страны;

    - усиление сырьевой направленности  развития экономики, в связи  с тем, что крупнейшими заемщиками  у нерезидентов являются нефтегазовые  корпорации;

    - наличие у иностранных инвесторов  российских долговых обязательств (государственных и корпоративных  еврооблигаций, облигаций государственного  внутреннего валютного займа,  валютных корпоративных облигаций)  на сумму более, чем в 120 млрд. долларов. Это создает угрозу  дестабилизации рынка ценных  бумаг и бюджетной системы  страны при возникновении кризисных  явлений на внешних рынках;

    - ухудшение структуры внешних  облигационных займов. В 2001 - 2003гг. в структуре этих займов абсолютно  преобладали государственные ценные  бумаги - еврооблигации и ОВВЗ. В  настоящее время свыше 70 процентов  приходится на корпоративные  еврооблигации. Между тем, долги  по корпоративным еврооблигациям  гораздо менее надежны, чем  по государственным ценным бумагам,  а также, чем кредитная задолженность,  так как котировки евробондов  испытывают в последние годы  существенные перепады;

    - происходит интенсивное строительство  новой пирамиды ценных бумаг  - корпоративных еврооблигаций. В  настоящее время она превышает  90 млрд. долларов (из них свыше  50% приходится на государственные  компании и банки), что существенно  выше пирамиды госбумаг (ГКО - ОФЗ) перед дефолтом;

    - чрезмерно высокая концентрация  корпоративных еврооблигационных  займов. На 15 крупнейших заемщиков  приходится около 71 процента всего  объема корпоративных еврооблигаций.  Ресурсная база для погашения  корпоративных еврооблигационных  долгов необычайно низка по  сравнению с ресурсной базой  для погашения внутреннего корпоративного  долга, долга по рублевым облигациям, внешнего (кредиты и займы) корпоративного  долга; 

    - рост всего совокупного национального  долга, наиболее динамичной составляющей  которого является внешний корпоративный  долг. В 2010 году СНД приблизится  к 134% ВВП, что будет существенно  выше всех финансовых резервов государства - золотовалютных резервов Банка России, Стабилизационного фонда РФ (Резервного фонда и Фонда будущих поколений), обязательных резервов коммерческих банков, средств системы страхования вкладов.

    Первые  негативные результаты быстрого роста  долгового бремени уже проявились. В августе 2007 года нерезиденты, в  связи с кризисом на рынке недвижимости США, вывели из России 9,2 млрд. долларов. Это сильнее всего сказалось  на находящемся в состоянии крайнего перенапряжения долговом рынке. Кредитные  ставки взлетели вверх. Сильнее всего  это проявилось на межбанковском  рынке - в середине июля ставки по краткосрочным  МБК установились на уровне 2,9-3%, а  в конце августа они достигли 8,6%, т.е. выросли почти в 3 раза. Центробанк вынужден был принять экстренные меры по стабилизации положения. Были проведены крупномасштабные интервенции  на валютном рынке. С 10 по 24 августа - впервые  за последние годы, золотовалютные резервы снизились почти на 7 млрд. долларов.

    Валютный  рынок удалось успокоить, но паника на долговом рынке продолжалась. За три недели, начиная с 8 августа, спрос  на кредиты overnight (однодневные кредиты  по ставке 10%) возрос почти в 9 раз - с 235,8 млн. рублей до 1957,4 млн. рублей. Спрос  на ломбардные кредиты (в основном однодневные  кредиты под залог ОФЗ и  некоторых корпоративных облигаций) возрос с 48,4 млн. рублей до 2416 млн. рублей - в 50 раз.

    Дестабилизировался  и рынок государственных (впервые  после дефолта) и корпоративных  долговых обязательств. Это привело  к небывалому ажиотажу в области  операций репо. До 15 августа аукционы репо заканчивались, как правило, безрезультатно в связи с отсутствием заявок от коммерческих банков, считавших  ставку репо чрезмерно завышенной. С середины же августа, сделок репо было проведено более, чем на 1,8 трлн. рублей.

    Таким образом, общий объем вливаний Банка  России на кредитный рынок и рынок  облигаций составил почти 70 млрд. долларов. Только после этого рынки казалось бы стабилизировались. Объемы аукционов  прямого репо снижались день ото  дня. 5 сентября, как и в докризисный  период, аукцион прямого репо не состоялся - заявок от коммерческих банков не поступило.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  по второй главе

    Основная  задача реформирования и развития системы  управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным  долгом и заимствованиями, а также  постепенном снижении зависимости  федерального бюджета РФ от ситуации на мировых рынках капитала. Основным результатом реформирования системы управления государственным долгом должно явиться улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках, существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, сокращение зависимости расходов федерального бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга от изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение доступа России на внутренние и внешние рынки заимствований, снижение стоимости заимствований, повышение степени доверия кредиторов и инвесторов к заемной политике Правительства РФ, выход России на качественный уровень заимствований и управления государственным долгом, соответствующий международным критериям в рассматриваемой области. В связи с отсутствием или незавершенностью формирования многих элементов системы управления государственным долгом Российской Федерации, ее реформирование займет примерно 2-3 года. В этой связи было бы целесообразно реализовать настоящую концепцию в несколько этапов, последовательно решая поставленные задачи путем проведения основных мероприятий. Таким образом, система управления государственным долгом и активами в перспективе должна представлять собой единую систему в методологическом, учетном и организационном плане. Рост внешнего корпоративного долга является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. Анализ данного показателя детально изложен в работе выше.

Информация о работе Организационно-экономический механизм управления государственным и муниципальным долгом