Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:

1. определить понятие и сущность государственного долга;

2. рассмотреть принципы управления госдолгом;

3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;

4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………………………..3

1. Теоретические аспекты государственного долга………………………………..……4

1.1 Сущность и значение государственного долга………………………………………......4

1.2 Система управления государственным долгом……………………………………….....7

2. Управление государственным долгом в РФ………………………………………….10

2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг……………………………………….10

2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 гг…………………………………....12

2.3 Управления государственным долгом……………………………………………….......15

3. Перспективы развития управления государственным долгом……………………17

3.1 Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового

финансового кризиса……………………………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

УГД ЧИСТОВИК.docx

— 49.63 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт национальной и мировой  экономики

Кафедра  макроэкономики

 

 

Реферат

По дисциплине    ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема        УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

 

Выполнил(а) студент(ка)

Заочной формы обучения

Специальности Экономика

Специализации Финансы и кредит

1 курса Э5-11/1 группы

№ студенческого билета

(зачетной книжки) 11-0584          ____________          Котельянская П.А.

                                                 (подпись)             (инициалы, фамилия)

Проверил преподаватель

           __________________          ________________       ___________________

         (ученая  степень, звание)           (подпись)                  (инициалы, фамилия)

 

Москва – 2012 
Содержание:

Введение………………………………………………………….………………………………..3

1. Теоретические аспекты  государственного долга………………………………..……4

1.1 Сущность и значение  государственного долга………………………………………......4

1.2 Система управления  государственным долгом……………………………………….....7

2. Управление государственным  долгом в РФ………………………………………….10

2.1 Анализ внешнего долга России  за 2007–2009 гг……………………………………….10

2.2 Анализ внутреннего  долга России за 2007–2009 гг…………………………………....12

2.3 Управления государственным  долгом……………………………………………….......15

3. Перспективы развития  управления государственным долгом……………………17

3.1 Стратегия управления государственным  долгом в условиях мирового 

финансового кризиса……………………………………………………………………………17

Заключение………………………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы………………………………………………………….23

 

Введение

Задачи работы:

1.  определить понятие и сущность государственного долга;

2.  рассмотреть принципы управления госдолгом;

3.  проанализировать процесс управления государственным долгом в России;

4.  исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Объект исследования –  государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным  долгом.

В данной курсовой работе рассмотрены  как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и  анализ, и управление государственным  долгом в Российской Федерации на современном этапе.

Актуальность работы заключается  в проблеме долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами, во все времена  имела актуальное значение, поскольку  полная реализация суверенитета государства  возможна лишь при определенной экономической  его независимости.

Государственный долг и его  рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся  две опасности: возможность банкротства  нации и опасность переложения  долгового бремени на будущие  поколения. В настоящее время  государственный долг занимает особое место среди болевых проблем  современной бюджетной политики России.

Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической  политики государства. Существование  долга может оказывать как  положительное, так и отрицательное  воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости  от направления государственных  расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное  воздействие долга проявляется  в обеспечении правительства  финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия  выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие  поколения.

Управление государственным  долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение  необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга  по степени риска и стоимости  обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего  долга.

На современном этапе  во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи  с хронической дефицитностью  бюджетов государств, ростом военных  расходов.

1. Теоретические  аспекты государственного долга

1.1 Сущность и  значение государственного долга.

 В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Основные формы долговых обязательств РФ: кредитные соглашения и договора, государственные ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей  РФ, переоформленные долговые обязательства  третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.

Во временном разрезе  выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.

Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, поскольку развивающаяся  экономика требует дополнительных вложений. Однако госдолг растет и  в стагнирующей экономике, в которой спад производства обусловливает необходимость покрытия затрат государства монетарными методами.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит – это  превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство  правительств как развитых, так и  развивающихся стран не могут  покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии  на экономику в краткосрочном  и долгосрочном периоде и о  способах его финансирования.

Важнейшей задачей экономической  политики государств является поиск  оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

·  анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;

·  анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;

·  методы управления государственным долгом;

·  анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития;

·  анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

·  определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.

Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения  взятых долгов. То есть, государственный  дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно – для первого).

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Так, в периоды экономических  спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое  препятствует резкому падению совокупного  спроса, оказывая стабилизирующее воздействие  на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это  дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут  стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя  задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые  не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные  заимствования оказывают положительное  влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование  экономических пропорций.

Основными причинами возникновения  бюджетного дефицита являются:

·  сокращение общественного производства;

·  эмиссия необеспеченных денег;

·  чрезмерные затраты на социальные программы;

·  чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Прогнозирование дефицита бюджета  и государственного долга не может  осуществляться в отдельности, в  отрыве от прогнозирования макроэкономического  развития страны в целом, а лишь как  естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени  зависит от формирования доходов  и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов  и характеристик государственного долга.

С позиции кредитных отношений, государственный долг – это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный  долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных  кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений  отражают состояние экономики и  финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для  отражения реальной экономической  ситуации чаще используют относительные  величины, в частности, отношение  государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

ВЫВОД: Причины появления  государственного долга: внешние и  внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация  процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей  задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Внешняя задолженность  позволяет стране осуществлять большие  совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать  инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования  оказывают положительное влияние  на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической  ситуации чаще используют относительные  величины, в частности, отношение  государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

 

1.2 Система управления  государственным долгом 

Система управления государственным  долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

·  разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;

·  процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;

·  исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение  которых необходимо для достижения целей управления государственным  долгом:

·  своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

Информация о работе Управление государственным долгом