Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа
Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.
Введение………………………………………………………….………………………………..3
1. Теоретические аспекты государственного долга………………………………..……4
1.1 Сущность и значение государственного долга………………………………………......4
1.2 Система управления государственным долгом……………………………………….....7
2. Управление государственным долгом в РФ………………………………………….10
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг……………………………………….10
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 гг…………………………………....12
2.3 Управления государственным долгом……………………………………………….......15
3. Перспективы развития управления государственным долгом……………………17
3.1 Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового
финансового кризиса……………………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт национальной и мировой экономики
Кафедра макроэкономики
Реферат
По дисциплине ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Выполнил(а) студент(ка)
Заочной формы обучения
Специальности Экономика
Специализации Финансы и кредит
1 курса Э5-11/1 группы
№ студенческого билета
(зачетной книжки) 11-0584 ____________ Котельянская П.А.
Проверил преподаватель
__________________ ________________ ___________________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)
Москва – 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты
государственного долга……………………
1.1 Сущность и значение
государственного долга……………………
1.2 Система управления
государственным долгом……………………
2. Управление государственным долгом в РФ………………………………………….10
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг……………………………………….10
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 гг…………………………………....12
2.3 Управления государственным
долгом………………………………………………......
3. Перспективы развития
управления государственным
3.1 Стратегия управления
финансового кризиса……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.
Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.
В данной курсовой работе рассмотрены
как теоретические аспекты
Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.
Государственный долг является
одним из макроэкономических параметров,
объектом и инструментом экономической
политики государства. Существование
долга может оказывать как
положительное, так и отрицательное
воздействие на реальный, финансовый
и другие секторы в зависимости
от направления государственных
расходов, фазы делового цикла, от уровня
развития экономики. Положительное
воздействие долга проявляется
в обеспечении правительства
финансовыми ресурсами и
Управление государственным
долгом – это разработка и реализация
стратегии, направленной на привлечение
необходимых объемов
На современном этапе
во всех странах размеры
1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1 Сущность и
значение государственного
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».
Основные формы долговых обязательств РФ: кредитные соглашения и договора, государственные ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.
Во временном разрезе выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.
Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.
Как правило, госдолг возрастает
на этапах активного экономического
роста, поскольку развивающаяся
экономика требует
Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
Важнейшей задачей экономической
политики государств является поиск
оптимального решения проблем бюджетного
дефицита и государственного долга.
В контексте решения
· анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;
· анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;
· методы управления государственным долгом;
· анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития;
· анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
· определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.
Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно – для первого).
Государственный долг может
оказывать как отрицательное, так
и положительное влияние на экономическое
развитие. Так, в периоды экономических
спадов достаточно эффективным способом
смягчения ситуации выступает именно
государственное заимствование, которое
препятствует резкому падению совокупного
спроса, оказывая стабилизирующее воздействие
на экономику страны. Кроме того,
государственные займы – это
дополнительное поступление финансовых
ресурсов в страну, которые могут
стать базой будущего экономического
роста, в особенности в случае
их инвестиционного характера. Внешняя
задолженность позволяет стране
осуществлять большие совокупные затраты,
чем выработанный национальный доход,
и финансировать инвестиции, которые
не обеспечиваются внутренними поступлениями.
В этом аспекте государственные
заимствования оказывают
Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.
Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:
· сокращение общественного производства;
· эмиссия необеспеченных денег;
· чрезмерные затраты на социальные программы;
· чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.
Прогнозирование дефицита бюджета
и государственного долга не может
осуществляться в отдельности, в
отрыве от прогнозирования
С позиции кредитных отношений,
государственный долг – это величина
задолженности государства всем
своим кредиторам. Государственный
долг является характеристикой
ВЫВОД: Причины появления
государственного долга: внешние и
внутренние заимствования для
Государственный долг может
оказывать как отрицательное, так
и положительное влияние на экономическое
развитие. Внешняя задолженность
позволяет стране осуществлять большие
совокупные затраты, чем выработанный
национальный доход, и финансировать
инвестиции, которые не обеспечиваются
внутренними поступлениями. В этом
аспекте государственные
Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
1.2 Система управления государственным долгом
Система управления государственным
долгом – это взаимосвязь бюджетных,
финансовых, учетных, организационных
и других процедур, направленных на
эффективное регулирование
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
· разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
· процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
· исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
Основные задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
· своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;