Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХЭППЕНИНГ — юмористическая форма политического протеста. П.Х. нахо­дит свое воплощение в театрализо­ванных массовых действиях, имею­щих политическую направлен­ность, сатирических названиях ква­зипартийных организаций. К пос­ледним можно отнести Партию лю­бителей пива, Движение «Субтро­пическая Россия» (программными положениями которой являются снижение температуры кипения воды до +50 и повышение средне­годовой температуры в России до +20), Партия диктатуры плюра­лизма и т.п. Иногда П.Х. приобре­тает скандальный характер. Так, напр., в России в 1995 г. была со­здана инициативная группа по вы­движению известной супермодели Клаудии Шиффер кандидатом в де­путаты Государственной Думы. В том же году Партия любителей пива ор­ганизовала шумную акцию под на­званием «Катить бочку на Думу», в ходе которой активисты действи­тельно прикатили пивную бочку к зданию Государственной Думы. П.Х. — одна из легальных форм отреагирования агрессии против тех или иных политических институтов, лидеров или др. объектов.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ     ПОВЕДЕ­НИЕ — это совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. П.П. подразделяется на политическое участие и абсентеизм.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — совокупность процессов, составля­ющих основу перехода от традици­онного к современному обществу. С точки зрения Л. Пая, П.Р. сопро­вождается: 1) структурной диффе­ренциацией — усилением специа­лизации политических структур по исполнению функций; 2) развитием «способностей» политической сис­темы (прежде всего к инновации и мобилизации); 3) усиливающейся тенденцией к равноправию, кото­рая включает в себя расширение политического участия, универса­лизацию законов, становление сис­темы свободных выборов. По мне­нию Г. Алмонда, П. Р. характеризу­ется: 1) усилением автономности политических институтов, 2) поли­тической мобилизацией и 3) секу­ляризацией. Содержанием полити­ческого развития является возрас­тание способности политической системы адаптироваться к новым требованиям, поступающим из окружающей среды.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — осознанное отношение социальных субъектов к политическим явлени­ям. В структуру политического со­знания включаются политические нормы и ценности, политические убеждения и представления, теоре­тические и эмпирические знания П.С. формируется в процессе по­литической социализации.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ — влияние граждан на функциониро­вание политической системы, фор­мирование политических институ­тов и процесс выработки полити­ческих решений. К политическому участию относятся действия по де­легированию полномочий (участие в выборах); активистская деятель­ность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избиратель­ных кампаниях; участие в деятель­ности партий и групп интересов. П.У. подразделяется на конвенциональное (легальное) и неконвенциональ­ное (нелегальное, отвергаемое боль­шей частью общества по моральным, религиозным или иным соображени­ям). По характеру политического участия его подразделяют на авто­номное (свободная добровольная де­ятельность индивидов, преследую­щих личные или групповые интере­сы) и мобилизационное (принуди­тельное, под воздействием определенных стимулов).

ПОЛИТОЛОГИЯ — наука о поли­тике. П. как самостоятельная наука сформировалась во второй половине XIX столетия. В 1857 г. в Колум­бийском университете была откры­та кафедра политической науки. Позже аналогичные кафедры воз­никли в Йельском, Гарвардском, Принстонском и др. университетах. В 1903 г. была создана Американ­ская ассоциация  политических наук. Параллельно шло формиро­вание политической науки и в За­падной Европе. Такие ученые, как М. Вебер, Р. Михельс, М. Остро­горский, В. Парето, внесли нема­лый вклад в становление и развитие политологии. Первоначально вни­мание исследователей концентри­ровалось на политических институ­тах, нормах и процедурах. Однако уже в первой трети XX в. стала ясной ограниченность такого под­хода. В результате возникло бихе­виористское движение в политоло­гии, которое рассматривало поли­тическое поведение в качестве ис­ходного пункта политического ана­лиза. В 50-е и 60-е гг. в политичес­кой науке сформировались новые парадигмы и направления исследо­ваний — системный анализ и поли­тико-культурологический подход, которые на десятилетия вперед оп­ределили направленность развития политологии. В современной науке о политике существует множество различных направлений и подходов, методов политических исследова­ний. Наряду со ставшими традици­онными парадигмами: бихевиоризмом, структурным функционализ­мом, культурологическим подхо­дом, развиваются сравнительно новые: геополитическая парадигма, «экологический» подход (фокуси­рующий внимание на историкогенетических факторах политическо­го развития), политический феми­низм (ориентированный на иссле­дование гендерных факторов поли­тики, положения женщин в обще­стве и т. п.), постмодернизм и др. Расширяется и сфера научных ин­тересов политологии. Внимание ис­следователей привлекают процес­сы перехода к демократии, полити­ческое участие, новые обществен­ные движения, неокорпоративизм и др. П. выполняет ряд важнейших функций: гносеологическую, про­гностическую, прикладную, социа­лизирующую. Ныне политическая наука выступает важнейшей час­тью общегуманитарного знания.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — совокуп­ность неотъемлемых прав и свобод, обеспечивающих автономию личности и ограничивающих власть го­сударства. Одним из первых доку­ментов,  актом,  утверждавшим П.Ч., считается «Великая хартия вольностей», принятая 15 июня 1215 г. англ. королем Генрихом II. Хартия насчитывала 63 статьи, ко­торые ограничивали власть монар­ха и определяли права свободных граждан. Любому человеку гарантировалась независимость, никто не мог быть лишен собственности, изгнан из страны или заключен в тюрьму без приговора суда. В XVII в. эти свободы были закрепле­ны и развиты в «Петиции о правах» (1628), «Билле о правах» (1689) и «Декларации прав» (1689). В Новое Время П.Ч. были закрепле­ны в амер. «Декларации независи­мости» (4 июля 1776 г.), «Билле о правах» (1789), во франц. «Декла­рации прав человека и граждани­на» (1789). В «Декларации не­зависимости»,    подготовленной Т. Джефферсоном, указывалось: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди со­творены равными и все они наделе­ны создателем определенными не­отчуждаемыми правами, к которым принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспе­чения этих прав люди учредили пра­вительства, берущие на себя спра­ведливую власть с согласия управ­ляемых. Всякий раз, когда какая-либо форма правления ведет к на­рушению этих принципов, народ имеет право изменить или уничто­жить ее и учредить новое прави­тельство, основанное на таких на­чалах, какие, по мнению народа, более всего способствуют безопас­ности и согласию». Принципы, сформулированные в «Декларации независимости», были развиты и дополнены в «Билле о правах», ут­вержденном в виде первых десяти поправок к Конституции США в 1791 г. В новом документе был раз­работан ряд принципов взаимоот­ношений государства и личности, указывались случаи, когда не до­пускалось или существенно огра­ничивалось вмешательство госу­дарства в частную жизнь. В августе 1789 г. во Франции была принята «Декларация прав человека и гражданина», закрепляющая идеи индивидуальной свободы, равенст­ва и народовластия. Целью обще­ства провозглашалась защита прав человека (свободы, собственности, безопасности), ибо «общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции». Неотъемлемость прав человека, их универсальный и обязательный ха­рактер отмечаются во «Всеобщей декларации прав человека», приня­той Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Условно права человека можно разделить на лич­ные (гражданские), политические и социально-экономические. К лич­ным правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосно­венность жилища, свобода переме­щения и выбора места жительства. Содержанием политических прав являются провозглашаемое равен­ство всех перед законом, право на гражданство, на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на сво­боду союзов и ассоциаций граждан, участие граждан в выборах и управ­лении страной. Комплекс   социально-экономических прав обеспечивает право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование. Первые две группы прав человека обознача­ются как негативные, содержанием третьей являются позитивные права. Деятельность правового государства строится в соответствии с правами человека и ограничивается послед­ними. Контроль за соблюдением прав человека осуществляется как государственными органами власти (суд, институт омбудсмана, сущест­вующий во многих странах), так и международными организациями. К последним, в частности, относятся Комиссия и Комитет ООН по пра­вам человека. Организация по Без­опасности и Сотрудничеству в Ев­ропе (ОБСЕ) и др. В соответствии со степенью обеспечения и гаран­тиями прав человека современные государства разделяются на свобод­ные, частично свободные и несво­бодные. Государства, входящие в со­став СНГ, относятся к категории частично свободных. Это означает, что хотя в этих государствах офици­ально признаны и провозглашены права человека, остаются серьезные проблемы с их гарантией и механизмами защиты, без решения которых невозможно дальнейшее продвиже­ние к правовому государству.

ПРАВИТЕЛЬСТВО — политичес­кий институт, выполняющий функ­ции исполнительной власти. Процедура формирования правительст­ва зависит от формы правления. Так, при абсолютной и дуалисти­ческой монархии П. формируется монархом. При парламентской мо­нархии и парламентской республи­ке П. формируется парламентом и несет перед ним политическую от­ветственность. В президентской республике П. формируется прези­дентом и потому почти не зависит от расстановки партий и партийной борьбы в парламенте. В полупрези­дентской республике П. формиру­ется     премьер-министром, который назначается президентом. По Кон­ституции Российской Федерации формирование правительства яв­ляется прерогативой президента. Председатель Правительства назначается Президентом и утверж­дается Государственной Думой.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО. Тер­мин «П.Г.» (< нем. Rechtstaat) впе­рвые появился в нем. юридической литературе в первой трети XIX в. благодаря работам К. Велькерта, X. Зигварта и Р. Моля. Однако представления о П.Г. появились за­долго до того, как «слово было най­дено». Глубокая и серьезная разра­ботка теории правового государст­ва начинается с эпохи буржуазных революций. В историю политической мысли навсегда вошли имена философов—основоположников учения о правовом государстве — Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, И. Канта и др. В центре теории пра­вового государства — представле­ния о верховенствующем положе­нии права над государством. Право — это мера свободы, равен­ства и справедливости. Все законы, нормы и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы — первый прин­цип правового государства. Второй принцип — законности — гласит, что «ни для одного человека, нахо­дящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов  этого общества» (Дж. Локк). Теория разделения властей стала третьим принципом правового государства.

ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА (< франц. elite лучшее, отборное, избран­ное) — это неоднородная соци­альная группа (или совокупность групп), занимающая привилеги­рованное положение в обществе, обладающая властью и возмож­ностью влияния на общество. Ро­доначальниками элитистского на­правления в политологии счита­ются В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс. В современной политичес­кой науке выделяются меритократический и властный подходы к исследованию элит. Согласно  первому из них, в элиту включаются индивиды на основе выдающихся личных качеств (знаний, способнос­тей, достижений). С точки зрения данного подхода, элита — это про­дукт отбора наиболее ценных представителей, наиболее продуктивная и инициативная часть населения. С точки зрения второго подхода, элиту составляют индивиды, осущест­вляющие власть и влияющие на про­цесс выработки общезначимых ре­шений. Существуют различные спо­собы классификации и типологизации элит. Так, по функциональному признаку выделяются: политическая, экономическая, административная и культурно-информационная элиты; по месту в политической системе: правящая и оппозиционная элиты; по интенсивности циркуляции и спо­собам рекрутирования: открытая и закрытая элиты; по структуре: объ­единенные и разъединенные (ин­тегрированные и неинтегрирован­ные элиты); по степени представи­тельности: элиты с высокой и низ­кой степенью представительности. Значительное распространение по­лучила теория демократического господства элит. Ее основными по­ложениями являются: 1) при демо­кратии власть осуществляется не одной, а несколькими элитными группами (существует плюрализм элит); 2) элиты отличаются откры­тостью; 3) ни одна из элитных групп не обладает монополией на власть;4) между элитными группами су­ществует конкуренция; 5) смена элит носит ненасильственный ха­рактер.

ПРЕЗИДЕНТ (< лат. praesidens си­дящий впереди) — глава государ­ства в большинстве стран с республиканской формой правления. В президентских республиках П. яв­ляется одновременно главой госу­дарства и главой правительства. В мировой политической практике сложилось три системы избрания президента: 1) прямые выборы президента (Австрия, Бразилия, Ирландия,   Мексика,   Россия, Франция и др.); 2) косвенные выбо­ры президента (Аргентина, США, Финляндия): население выбирает выборщиков, которые затем выби­рают главу государства; 3) в парла­ментских республиках президент избирается путем многостепенных выборов; в этой системе выделяют­ся следующие разновидности: а) П. избирается парламентом (Греция, Израиль, Турция и др.); б) для из­брания президента создается изби­рательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представи­телей органов местного самоуправ­ления крупнейших административ­но-территориальных единиц (Ита­лия); в) в ряде федеративных госу­дарств (ФРГ, Индия) для избрания президента формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представи­телей субъектов Федерации. Срок полномочий президента ограничен рамками закона. В Мексике и Эк­вадоре запрещается избирать президентом одно и то же лицо дважды. В США, ФРГ, России — не допус­кается избрание на пост президента одного и того же лица в течение трех сроков подряд. В Италии, Франции, Финляндии отсутствуют какие-либо ограничения для пере­избрания на пост президента. Объем полномочий президента за­висит от формы правления. В пар­ламентских республиках «слабый» П. выполняет в основном предста­вительские, церемониальные функ­ции. В президентских республиках П. сам возглавляет правительство, и оно несет политическую ответст­венность перед ним. В полупрези­дентских республиках П. назначает премьер-министра, как правило, из числа лидеров наиболее крупной фракции парламента. При этой форме правления П. имеет право роспуска нижней палаты парла­мента. Полномочия президента сводятся к четырем основным функциям: 1) в области управле­ния; 2) в области законодательной инициативы; 3) в области внешней и военной политики; 4) чрезвычай­ные полномочия. Глава государства во многих странах провозглашается главнокомандующим вооруженны­ми силами.

Р

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из основополагающих принципов правового государства. Р.В. озна­чает институциональное распреде­ление полномочий между законода­тельной (парламент), исполнитель­ной (правительство) и судебной ветвями власти. Впервые принцип разделения властей был сформули­рован англ. философом Дж. Локком. В современном виде указан­ный принцип был сформулирован Ш.Л. Монтескье в известном про­изведении «О духе законов» (1748) и введен им в ранг общеконститу­ционного. Полномочия законода­тельной власти, согласно его уче­нию, сводятся к принятию или от­мене законов, праву устанавливать налоги и контролировать деятель­ность исполнительной власти. К полномочиям     исполнительной власти он относил обеспечение безопасности государства, поддер­жание международных связей и от­ношений, управление на основе существующих законов. Прерогати­вой судебной власти является кон­троль за соблюдением законов. Механизм разделения властей по­зволяет предотвратить концентра­цию власти в руках одного органа власти,  сформировать систему «сдержек и противовесов». В со­временных государствах принцип разделения властей реализован в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентской монархии.

РЕКРУТАЦИЯ — механизм отбо­ра в правящую элиту, на руководя­щие должности в государстве или партии. К проблеме рекрутации одним  из  первых  обратился Г. Моска. Итальянский ученый вы­делял три способа рекрутации: 1) наследование; 2) кооптацию (ад­министративный отбор в правящую элиту наиболее способных членов общества); 3) выборы.

РЕСПУБЛИКА (< лат. res для, publica народ) — форма правле­ния, при которой все высшие орга­ны государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представи­тельным учреждением. Различают три современные разновидности республики: парламентскую, пре­зидентскую и полупрезидентскую.

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ — средства, используемые субъектом власти для достижения целей. Р.В. подразделяются на экономические (материальные, финансовые, сы­рьевые, технические и др.), социальные (престиж, статус, льготы, социальные услуги и др.), культур­но-информационные (средства массовой информации, учрежде­ния, науки и образования и др.) и принудительные (армия, службы безопасности правоохранительные органы, суд и др.).

РЕФЕРЕНДУМ (< лат. referendum то, что должно быть сообщено) — всенародное волеизъявление по ка­кому-либо вопросу. Считается, что первый Р. был проведен в Швейца­рии в 1439 г. В конце XIX — начале XX в. референдумы стали неотъем­лемой частью политической жизни Швейцарии, США и Австралии. Широкое распространение получил институт референдума после Второй мировой войны. Существует не­сколько разновидностей референду­мов: 1) по степени полномочий рефе­рендумы подразделяются на законо­дательные, целью которых является принятие определенного законодательного акта или выявление реше­ния, или мнения большинства, имеющего обязательный характер и консультативные, направленные на выявление общественного мне­ния по тому или иному вопросу; 2) по способу проведения подразделя­ют референдумы на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые кон­ституционные вопросы, и факультатативные, проводимые по инициативе какого-либо высшего органа власти; 3) по сфере применения выделяются референдумы общегосударственные и местные или региональные. Отно­шение к референдуму неоднознач­ное: с одной стороны, он рассматри­вается как форма непосредственной демократии, позволяющая выявить и в дальнейшем учесть волю большин­ства; с другой стороны, существует опасность принятия с помощью ре­ферендума непродуманных и неком­петентных решений.

С

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (< лат. saucularis мирской, светский) — процесс перехода от традиционных ориента­ций, норм, ценностей к рациональ­ным, учитывающим эмпирическую реальность. С. точки зрения Г. Алмонда, в процессе секуляризации познавательные ориентации стано­вятся преобладающими по отноше­нию к оценочным и эмоциональ­ным, а сама политическая культура становится более светской. С. — неотъемлемая часть политического развития.

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"