Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
О
ОЛИГАРХИЯ (< греч. oligarchia власть немногих) — правление сверх богатого меньшинства. Термин «О.» употреблялся уже в трудах древнегреческих и римских мыслителей. Его можно найди в произведениях Платона, Аристотеля, Полибия. В Новое время понятие «О.» было возрождено Р. Михельсом, сформулировавшим «железный закон» олигархизации. В современной политической науке выделяются традиционные и современные олигархические режимы. Для традиционных олигархий характерно сосредоточение власти в руках нескольких могущественных семейств. Власть олигархии опирается на военных и армию (Гватемала, Никарагуа до 1979 г.). Современные олигархические режимы характеризуются гегемонией компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис). Возможно также существование парламентов, которые на деле лишь прикрывают реальную монополию на власть правящей группировки.
ОППОЗИЦИЯ (< лат. oppositio противопоставление) — политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления власти. Существование реальной действенной оппозиции — один из важнейших признаков демократии. О. подразделяется на системную и внесистемную. Системная О. разделяет основные ценности, принципы и цели политической системы, однако расходится с травящей элитой в оценке приоритетов вырабатываемой политики и методах ее осуществления. Так, напр., в демократических государствах между правящими силами и оппозицией нет разногласий относительно прав человека, существующих политических процедур, формы правления и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в экономику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики. Внесистемная О., наоборот, ставит под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывает к радикальному изменению политического режима. Другими разновидностями оппозиции являются парламентская и внепарламентская. Первая из них, как правило, выступает против курса, проводимого правительством, и стремится отправить его в отставку. Ее деятельность протекает в основном в стенах парламента и ограничивается парламентскими процедурами. Вторая разновидность оппозиции осуществляет свою деятельность в форме митингов, демонстраций, пикетов, носящих протестный характер.
ОСТРОГОРСКИЙ Моисей Яковлевич (1854—1919 ) — юрист, писатель и общественный деятель. В политологии считается наряду с Дж. Брайсом и Р. Михельсом одним из «отцов» партологии (дисциплины, изучающей политические партии). В 1902 г. в Англии вышел в свет главный труд Острогорского «Демократия и организация политических партий», снискавший ему славу среди политологов Европы и Америки. Острогорский полагал, что только партии, организованные на принципах свободы и независимости их членов, могут образовывать начала демократии и только тогда, когда демократия наполняется моральной ответственностью свободных и автономных личностей, может возникнуть жизнеспособное демократическое государство. В период революции 1905 г. Острогорский активно участвовал в политической деятельности, избирался депутатом I Государственной Думы.
ОХЛОКРАТИЯ (< греч. ochlos толпа, чернь и cratos власть) — власть толпы, черни. Согласно учению Полибия — видного греч. мыслителя, О. — это государственная форма, представляющая собой выродившуюся демократию. Полибий рисует охлократию как царство толпы, руководствующейся низменными страстями, толпы, творящей насилие и беззаконие. Он считал, что О. — худшая из всех форм государства. У Аристотеля, выдающегося философа и мыслителя античности, те же черты охлократии описываются под названием демократии. Неизбежным следствием правления черни, отстранения «лучших» от власти является нарушение стабильности и нарастание хаоса в государстве. С презрением говорил об охлократии (называя ее демократией) Ж. Боден — франц. юрист и мыслитель эпохи Возрождения, считавший раздоры и гражданские войны ее спутницами. О психологии толпы и тяжелых последствиях ее правления писали франц. социологи Г. Тард и Ле Бон. Расцвет «царства толпы» предрекался ими в связи с реализацией социалистической идеи. Рус. философ И.А Ильин связывал наступление охлократии с разрушением правосознания народа и его социального уклада. Историческое воплощение черт охлократического правления усматривают в Великой Французской революции, революции 1848 г., Парижской коммуне, первых годах советской власти. Чаще всего О. появляется в «смутное время», когда старые нормы, ценности, институты, уклады жизни разрушаются без соответствующей замены новыми. Охлократии исторически недолговечны, как правило, они сменяются той или иной разновидностью диктатуры.
П
ПАРЕТО Вильфредо (1848— 1923) — итал. экономист, социолог и политолог, один из основоположников теории элит. Исходный тезис П. гласит о том, что люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, П. называл элитой, которую подразделял на правящую и неправящую. К правящей элите относятся, по его мнению, те группы, которые прямо или косвенно принимают участие в управлении. Именно правящая элита осуществляет власть в обществе, захватывая все командные высоты.
ПАРЛАМЕНТ (< франц. parler говорить) — представительный и законодательный орган власти. Современные парламенты возникли и развились из сословно-представительных органов власти, появившихся в Западной Европе в конце XII в. Верховенствующую роль парламенты стали приобретать лишь с XVIII в. Основными функциями парламента как политического института являются: 1) представительство интересов различных социальных групп; 2) выбор и определение альтернатив общественного развития; 3) разработка и принятие законов; 4) политический контроль за деятельностью исполнительной власти (правительства); 5) обеспечение легитимности принимаемым решениям. Парламенты различаются по структуре и объему компетенции. В соответствии со структурой они делятся на однопалатные и двухпалатные. Первые из них преимущественно существуют в развивающихся странах. Двухпалатные парламенты встречаются в большинстве стран мира. Они возникли как результат исторического развития и совмещения сословного и общедемократического типов представительства и явились практическим решением острейшей политической проблемы: как совместить требования демократии с профессионализмом в сфере политики. Акцент на профессионализме оборачивался кастовостью и плановостью в политической жизни, широкий доступ народных масс в сферу принятия политических решений мог привести к разрушению традиционных политических институтов, к торжеству охлократии и популизма. На эту проблему, в частности, указывали создатели американской Конституции, которых беспокоил «чрезмерный» популистский потенциал нижней палаты парламента. В качестве главного ограничителя популистских настроений, основной преграды некомпетентности и разрушительному радикализму призвана была стать вторая палата Конгресса — Сенат. Компетенция современных парламентов бывает абсолютно определенной (США, Франция); абсолютно неопределенной (Великобритания, Италия, Ирландия); относительно определенной (ФРГ, Индия). В России опыт парламентаризма не получил должного развития. Первый проект созыва народных представителей был разработан Сперанским по поручению Александра I, но реализован не был. Аналогичные проекты возникали и позже, но судьба их была сходна с первым. Александр III и Николай II неоднократно заявляли о том, что строй империи должен оставаться самодержавным. Первым парламентом в России стала I Государственная Дума (1906), просуществовавшая всего полтора месяца. Попытки после революции 1917 г. обойтись без парламента, заменив последний системой Советов (основанной на слиянии законодательной и исполнительной власти), на практике обернулись утверждением диктатуры. Современным российским парламентом является Федеральное Собрание.
ПАТЕРНАЛИЗМ (< лат. paternus отцовский, отеческий) — тип взаимодействия между правящими элитами и неэлитными группами, при котором первые гарантируют социальную поддержку и защиту нижестоящим группам в обмен на лояльность и поддержку с их стороны. Социальные гарантии, как правило, сводятся к обеспечению занятости и минимума материальных благ независимо от количества и качества труда. П. был достаточно распространен в советском обществе.
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Партийные системы различаются по количеству партий, уровню соревновательности, наличию/отсутствию доминирующей партии или коалиции. Выделяют однопартийные, двухпартийные, системы «двух с половиной» партий и многопартийные системы. Однопартийная система характеризуется монополией на власть правящей партии. К многопартийным также относятся псевдомногопартийные системы, где наличие нескольких партий лишь прикрывает монополию одной (государства Восточной Европы в 50—80-е гг., Китай). Двухпартийные системы характеризуются соперничеством двух ведущих партий, попеременно сменяющих друг друга у власти (Великобритания, США). Система «двух с половиной» партий существует в тех государствах, где рядом с двумя основными существует третья партия, не играющая главенствующей роли («половина»), но способная повлиять на успех одной из двух партий и на контуры правительственной коалиции (Австралия, Австрия, Новая Зеландия) Многопартийные системы подразделяются на: 1) партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие внесистемных партий (см. оппозиция): 2) партийные системы «умеренного плюрализма», где борьбу ведут от двух до пяти партий и 3) партийные системы «крайнего плюрализма», в которых конкурируют более пяти партий.
ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (< лат. pars часть, группа) — политический институт, посредством которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства. П.П. — инструмент в борьбе за достижение и осуществление власти. Основные функции политической партии: 1) определение целей политического развития, выработка и распространение политической идеологии;2)артикуляция и агрегирование интересов; 3) политическая социализация и мобилизация населения (особенно в ходе предвыборных кампаний); 4) рекрутация; 5) реализация политической программы на законодательном и исполнительном уровнях. Прототипы современных партий возникли в период ранних буржуазных революций XVII—XVIII вв. Первоначально партии были небольшими по численности, элитарными, замыкались в узко парламентских рамках. Расширение избирательного права в конце XIX в. значительно изменило организационные и функциональные структуры партий, методы и формы их политической деятельности. Рабочее движение XIX в. создало новый тип партии с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. У истоков партологии (науки о политических партиях) стояли М Я. Острогорский и Р. Михельс. Основоположником общей теории политических партий считается франц. ученый М. Дюверже. В политологии партии различают по происхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе, идеологии. В зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального происхождения (парламентские партии) и партии внепарламентского происхождения (преимущественно социал-демократические и коммунистические). Основные признаки второго типа партий: централизм в структуре и доктринально-программное единство; парламентская деятельность и выборы не являются для них главными целями. По месту и роли партии в политической системе различают правительственные и оппозиционные. М. Дюверже предложил деление партий на «кадровые» и «массовые». Первые являются продуктом эволюции с середины XIX в. электоральных комитетов в «низах» и парламентских групп в «верхах», «кадровые» партии, как правило, немногочисленные, характеризуются аморфностью членства, отсутствием механизма официального приема в партию, института членских взносов, партии в своей деятельности опираются на профессиональных политиков, действуют в основном в период предвыборных кампаний. «Массовые» партии являются продуктом всеобщего избирательного права (конец XIX в.); основной источник их финансирования — членские взносы; между членами партии существует тесная и постоянная связь; партийная деятельность носит в основном идеологический и воспитательный характер; в «массовых» партиях участие в избирательных кампаниях часто не является доминирующей целью (упор делается на рекрутирование новых членов и воспитательную функцию). В последние два-три десятилетия в Западной Европе в связи с «американизацией» политического процесса отмечено появление нового типа партий — «партия-хватай-всех». Партии этого типа стремятся при помощи неидеологизированной программы мобилизовать наибольшее число избирателей различной социальной и профессиональной принадлежности. К ним примыкают и «партии-движения» («партии народного недовольства», «партии одной проблемы»), возникшие в 60—70-е гг. на волне новых социальных движений (экологических, антивоенных и др.). Для этих партий характерны: нефиксированность членства, потенциальный количественный состав, особый тип лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа, отсутствие жестко фиксированных социальных интересов.
ПЕТИЦИЯ (< лат. petitio просьба) — письменное прошение от имени группы, подаваемое высшим органам власти.
ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (< лат. pluralis множественный) — многообразие интересов, ценностей, концепций, взглядов. П.П. включает в себя также множество политических структур, выполняющих функции артикуляции и агрегирования интересов. Основой политического плюрализма является многообразие форм собственности, а также толерантность.
ПЛУТОКРАТИЯ (< греч. plutos богатство, kratos власть) — политический режим, при котором власть фактически принадлежит наиболее богатой части общества.
ПОЛИАРХИЯ (< греч. poli множество, arche суверенитет, начало)— политический режим, отличающийся высокой степенью конкурентности и политического участия граждан. В политологию термин «П.» был введен американским политологом Р. Далем. Согласно его точке зрения, П. — реальный политический режим, существующий в странах Западной Европы и США, в отличие от идеальной модели демократии (правления народа и для народа). Полиархии Даль противопоставляет закрытые гегемонии, характеризующиеся низкой степенью состязательности и политического участия населения (либо их полным отсутствием).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — «совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы... субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение» (Г. Алмонди Г. Пауэлл). Впервые термин «П.К.» был употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером. В современную политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом, который под политической культурой понимал совокупность индивидуальных ориентаций на политическую систему. К этим ориентациям он отнес: 1) познавательную ориентацию; 2) аффективную ориентацию; 3) оценочную ориентацию. У. Розенбаум включает в структуру политических ориентаций: реакции на государственные органы власти и лиц, осуществляющих власть, оценки требований, предъявляемых к политической системе, и решений, принимаемых политическими структурами, политические идентификации и политические убеждения, представления о возможностях влияния на политическую систему. Наряду с ориентациями, в политическую культуру включаются: политические стереотипы, политические мифы, политические символы, политическая социализация, модели политического поведения. Понятие «П.К.» позволяет выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследования формальных и неформальных компонентов политической системы с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества. П. К. выполняет ряд функций: 1) идентификации, 2) ориентации, 3) политической адаптации и социализации, 4) коммуникации, 5) интеграции. Выделяют различные типы политической культуры: патриархальную, подданническую и политическую культуру участия. Специфическим типом является гражданская П.К., соединяющая в себе черты трех названных типов культур при главенствующей роли политической культуры участия. В зависимости от характера взаимоотношений между субкультурами выделяются интегрированные (основанные на консенсусе по базовым ценностям) и фрагментарные (отличающиеся конфликтностью субкультур) политические культуры.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психологические аспекты политической жизни. Объектами политико-психологических исследований являются: политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки, мотивы, влияющие на политическое поведение, политическая социализация, массовое сознание и т.д. Методы исследований заимствовались политической психологией из социальной, клинической, когнитивной и др. направлений психологии. К наиболее часто используемым методам исследований относят наблюдение, тестирование, социологические опросы, моделирование ситуаций в лабораторных условиях, психосемантический анализ, экспертную оценку личности, создание психологических портретов, анализ биографий политических лидеров, схематическое картирование и др. Основными направлениями политической психологии считаются бихевиористское, когнитивистское, психобиографическое, психоисторическое. Зарождение политической психологии можно отнести к началу XX в. На ее становление большое влияние оказали работы Г. Лебона, Г. Тарда, Ч. Мерриама, Г. Лассуэлла, 3. Фрейда, Э. Эриксона. Однако годом рождения самостоятельной науки можно считать 1968-й, когда в американской ассоциации политических наук было создано отделение политической психологии, а в Йельском университете была разработана специальная программа для углубленной подготовки политологов. Спустя десять лет было сформировано Международное общество политической психологии и начал издаваться специальный журнал. В настоящее время П.П. является самостоятельной научной дисциплиной.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ система - совокупность политических институтов, взаимодействий, норм, ориентации, выполняющих функции интеграции общества и адаптации к окружающей среде. Понятие «П.С.» было введено в политическую науку амер. политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. П.С., по Истону, взаимодействует с окружающей средой. От последней исходят импульсы, на которые реагирует П.С. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Требования могут быть подразделены на несколько видов. 1) касающиеся распределения благ и услуг (напр.: требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.); 2) касающиеся регулирования поведения (напр., требования обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным кампаниям и др.); 3) касающиеся коммуникации и информации (напр., требования обеспечения (свободного и равного доступа к информации и др.). Поддержка политической системы выражается в: 1) соблюдении законов; 2) участии в политической жизни (напр., участие в выборах); 3) лояльном отношении к власти и внимании к официальной информации; 4) оказании услуг и материальном финансировании политической системы (напр., исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). Поступающие импульсы «перерабатываются» политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес амер. политолог Г. Алмонд. Основное внимание он сосредоточил на функциях «входа» и «выхода» политической системы. К функциям «входа» он отнес: артикуляцию и агрегирование интересов, политическую социализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию. В функции «выхода» были включены: