Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
СЕПАРАТИЗМ (< лат. separatus отдельный) — политическая деятельность, направленная на отделение части территорий от государства, провозглашение государственной независимости и суверенитета. Сепаратистские тенденции сильны в северной части Италии, в баскской автономии Испании, в провинции Квебек в Канаде, в Чеченской республике (Ичкерия) в России. Истоками сепаратизма являются культурные, национальные, экономические, религиозные различия, а также стремление региональных элит обрести большую независимость. Довольно часто сепаратистские движения используют националистические лозунги.
СЕЦЕССИЯ (< лат. secessio отделение, уход) — процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части. В истории ряда государств предпринимались попытки сецессии, которые носили как мирный, так и вооруженный характер. В 1847 г. часть швейцарских кантонов попыталась выйти из состава конфедерации, вооруженным путем они были возвращены в состав государства. В 1861 г. аналогичную попытку предприняли южные штаты США, их дальнейшее поражение в гражданской войне разрушило планы отделения. Неудачей закончилась попытка отделения штата Сан-Луи от Мексики в 1938 г. Попытка же выхода из состава Пакистана части территорий вооруженным путем оказалась успешной и в 1973 г. образовалось новое государство — Бангладеш. В начале XIX в. мирным путем выделилась из состава Колумбии Венесуэла. В качестве сецессии можно рассматривать выход стран Балтии (Эстонии, Латвии и Литвы) из состава СССР, а в дальнейшем и подписание соглашения между Белоруссией, Россией и Украиной об образовании СНГ. В современных конституциях практически всех государств право сецессии не предусмотрено.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В С.Ф. входят по два представителя от 89 субъектов Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органа власти). К сфере ведения С.Ф. относятся: утверждение изменений границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения; решение о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ и заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — разновидность государства, характеризующаяся развитой системой социального обеспечения, гарантирующая минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Термин «С.Г.» был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в. Принципами социального государства провозглашаются: индивидуальная свобода; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; социальная защита и социальный мир. Его основными целями являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, содействие росту благосостояния людей. Для их достижения государство использует совокупность методов, к которым относятся: правовое вмешательство, гарантирующее реальное равноправие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улучшения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориентированное на развитие образования и информированности населения. Существование социального государства связывается с наличием демократии, становлением постиндустриального общества. Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др. странах. Выделяются три модели социального государства: либеральная, консервативная и социал-демократическая. В первой из них степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слабая, гарантии занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности. Для второй модели характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов. Третьей модели присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов. Либеральная модель социального государства функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии. Консервативная модель создана в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ. Социал-демократическая существует в Дании, Норвегии, Швеции.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ — отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов. Применение сравнительного анализа в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Цицерона можно найти черты сравнительных исследований. В более поздние периоды сравнительный метод применялся Ш.Л. Монтескье, А. де Токвилем и др. В конце XIX — начале XX в. появились работы, ориентированные на сравнительный анализ отдельных политических институтов. В период между Первой и Второй мировыми войнами сравнительные исследования .-были ориентированы на выявление индивидуальных черт различных государств, их политических институтов, сопоставление функций различных политических структур, политических норм и процедур. С.П. этого периода опиралась на исторический, правовой, описательный и институциональный методы. Однако такой подход страдал формализмом, статичностью и описательностью, поскольку ограничивался лишь описанием политических норм, процедур, конституционного права различных государств, оставляя без внимания условия функционирования политической системы и неформальные политические процессы. В сферу сравнительного анализа попадали в основном лишь западноевропейские страны и США. Только после Второй мировой войны в исследовательское поле сравнительной политологии были включены развивающиеся страны. Изменилась и методологическая база исследований: большее внимание стало уделяться сбору и обработке эмпирических фактов; стали использоваться количественные методы исследований (факторный анализ, корреляционный анализ и др.); для исследования политических объектов начали заимствоваться методы других наук (социологии, экономики, психологии, антропологии); повысился интерес к разработке наиболее общих концептов и теоретических моделей, пригодных для сравнительных исследований; сами исследования стали в большей степени ориентированы на выявление причинно-следственных связей, 'создание общих моделей развития, установление основ типического и единообразного для всех схожих объектов. Методологической основой политологии этого периода стал бихевиоризм. Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как: групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т.д. Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кросс-институциональные сравнения, нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов. С.П. играет значительную роль в структуре политической науки.
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ — направление в политологии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения структурного функционализма, любая политическая система состоит из структур, выполняющих определенные функции. Под структурами понимаются политические организации или институты. Структуры состоят из совокупности взаимосвязанных ролей (например: депутат — это политическая роль, а парламент — политическая структура). Под функциями понимается всякая периодическая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий. Основными функциями политической системы являются: 1) артикуляция и агрегирование интересов, 2) рекрутация, 3) социализация, 4) выработка и принятие решений, 5) исполнение решений и контроль. Первые три функции осуществляются такими структурами, как партии, группы интересов, лоббистские группировки; последующие — бюрократией, судами, контролирующими структурами. В различных политических системах одни и те же функции могут исполняться различными структурами. Так, напр., функции артикуляции и агрегирования интересов в современных демократических системах будут выполняться партиями, группами интересов, парламентами; в традиционных же системах функции могут выполняться бюрократией, корпоративными структурами, кланами, клиентелами и т.п.
СУБКУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — совокупность политических ориентаций, отличающихся от доминирующих политических ценностей. Носителем политической субкультуры может быть та или иная общность: элита, маргинальные слои, этнические группы, молодежь и др. Любая политическая культура состоит из субкультур. Так, например, Д. Элазар выделяет в американской политической культуре три основные субкультуры: моралистскую, индивидуалистическую и традиционалистскую. В моралистской культуре преобладают нравственные требования к политическим деятелям. Ее носители — наследники пуританских традиций Старого Света. Индивидуалистическая субкультура делает акцент на ограничение сферы деятельности государства, автономию личности, правах и свободах личности. В рамках этой субкультуры политика рассматривается как разновидность бизнеса, в котором каждый участник преследует свои интересы. Традиционалистская субкультура в большей степени распространена на Юге США. Характерными чертами этой субкультуры являются ориентации на личные, дружеские связи, клановость и корпоративизм. По характеру взаимоотношений между субкультурами выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.
СУБЪЕКТ ВЛАСТИ — активная сторона политического действия, носитель и источник политической деятельности. Признаками субъекта власти являются принятие решений, влияние на процесс выработки и принятия решений, осуществление деятельности по реализации решений и контроль за их реализацией. Субъектами политики могут быть как социальные общности, ассоциации, группы интересов, политические лидеры, так и политические институты (парламент, правительство, президент, суд, партии, корпорации и др.).
СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ — административно-
СУВЕРЕНИТЕТ (< франц. souverainete верховная власть) — независимость и верховенство государственной власти. Понятие «С.» было введено в политическую науку франц. юристом Ж. Боденом, который определял С. как полную и независимую власть государства. С. проявляется в издании и изменении законов, ведении войны и установлении мира, осуществлении правосудия и др. В Новое Время учение о суверенитете было развито Т. Гоббсом и Ж.Ж. Руссо. Последний связывал идею суверенитета с выражением общей народной воли и, таким образом, носителем суверенитета оказывался народ. В современной политической науке под суверенитетом понимается способность государства в установленных пределах осуществлять свои функции.
Т
ТЕОКРАТИЯ (< греч. theos бог и kratos власть) — форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством. Достаточно часто при теократии монарх одновременно является главой церкви. Примером современной теократии являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран.
ТЕОРИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plebiscitum решение народа). Основателем данной теории считается М. Вебер. Немецкий политолог считал, что с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое влияние приобретают лица, контролирующие партийный аппарат — «машину» — и находящиеся вне парламента. Используя находящийся под контролем партийных лидеров партийный аппарат, можно в обход парламента прийти к власти. Плебисцит рассматривается как источник легитимности «вождя нации», в задачу которого входит обеспечение национальной политической интеграции и контроль над всеми государственными органами власти. В центре «плебисцитарной вождистской демократии» — харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа и имеющий возможность действовать через голову парламента. Одновременно лидер несет политическую ответственность перед избирателями, которые делегируют ему полномочия контроля за бюрократией. Таким образом, народу и отдельным индивидам в теории плебисцитарной демократии отводится роль пассивного участника политического процесса, преимущественно на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов и социальных групп, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления всевластия бюрократии и «социалистического коллективизма». Идеальной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему во Франции, созданную Ш. де Голлем.
ТЕОРИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plural множество) — концепция, согласно которой политический процесс представляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, местных, национальных или др. группировок, каждая из которых обладает своими собственными специфическими интересами. Эти группировки представлены различного рода группами интересов, между которыми возникает соперничество. На государство возлагается роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов. Процесс принятия решений представляет собой выбор некоторого «среднего пути», который не сводится к какому-либо одному интересу. Таким образом, обеспечивается равновесие социальных и политических сил, обеспечиваются гарантии от монополизации власти.
ТОТАЛИТАРИЗМ (< лат. totalis весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство стремится к полному, всеохватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни. Т. — разновидность диктатуры. Термин «Т.» впервые был введен в политический лексикон лидером итал. фашистов Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения и режима. В 1929 г. газета «Тайме» употребила понятие «Т.» для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «победившего социализма». Классическими считаются признаки, выделенные К. Фридрихом и 3. Бжезинским (1956): 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью. Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным. Различают правый и левый Т. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунистических странах. Т. — это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсированное, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения «массового производства» и «массового человека» особую роль в процессе консолидации играет идеология. Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации к новым требованиям, неразвитости процессов артикуляции и агрегирования интересов.