Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

СЕПАРАТИЗМ (< лат. separatus отдельный) — политическая дея­тельность, направленная на отде­ление части территорий от государ­ства, провозглашение государст­венной независимости и суверени­тета. Сепаратистские тенденции сильны в северной части Италии, в баскской автономии Испании, в провинции Квебек в Канаде, в Че­ченской республике (Ичкерия) в России. Истоками сепаратизма являются культурные, национальные, экономические, религиозные раз­личия, а также стремление региональных элит обрести большую не­зависимость. Довольно часто сепа­ратистские движения используют националистические лозунги.

СЕЦЕССИЯ (< лат. secessio отде­ление, уход) — процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части. В истории ряда государств предпринимались попытки сецессии, которые носили как мирный, так и вооруженный ха­рактер. В 1847 г. часть швейцар­ских кантонов попыталась выйти из состава конфедерации, вооружен­ным путем они были возвращены в состав государства. В 1861 г. аналогичную попытку предприняли южные штаты США, их дальнейшее поражение в гражданской войне разрушило планы отделения. Неудачей закончилась попытка от­деления штата Сан-Луи от Мексики в 1938 г. Попытка же выхода из состава Пакистана части террито­рий вооруженным путем оказалась успешной и в 1973 г. образовалось новое государство — Бангладеш. В начале XIX в. мирным путем выде­лилась из состава Колумбии Вене­суэла. В качестве сецессии можно рассматривать выход стран Балтии (Эстонии, Латвии и Литвы) из со­става СССР, а в дальнейшем и под­писание соглашения между Бело­руссией, Россией и Украиной об образовании СНГ. В современных конституциях практически всех го­сударств право сецессии не предус­мотрено.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В С.Ф. входят по два представителя от 89 субъектов Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органа власти). К сфере ведения С.Ф. относятся: ут­верждение   изменений   границ между субъектами Федерации; ут­верждение указов Президента о введении военного или чрезвычай­ного положения; решение о воз­можности использования Воору­женных Сил РФ за ее пределами; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от нее Генерального про­курора РФ и заместителя председа­теля Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТ­ВО — разновидность государства, характеризующаяся развитой системой социального обеспечения, гарантирующая минимальный уро­вень жизни и снижение социально­го риска для наемных работников. Термин «С.Г.» был введен в науч­ный оборот в XIX в. немецким мыс­лителем Л. фон Штайном. Концеп­ция социального государства окон­чательно сформировалась во вто­рой половине XX в. Принципами социального государства провоз­глашаются: индивидуальная свобо­да; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; соци­альная защита и социальный мир. Его основными целями являются: помощь нуждающимся, обеспече­ние минимального социального не­равенства, защита от социальных рисков, содействие росту благосо­стояния людей. Для их достижения государство использует совокуп­ность методов, к которым относят­ся: правовое вмешательство, га­рантирующее реальное равнопра­вие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улуч­шения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориенти­рованное на развитие образования и информированности населения. Существование социального госу­дарства связывается с наличием де­мократии, становлением постинду­стриального общества. Статус со­циального государства официально закреплен в конституциях Герма­нии, Испании, Франции, России и др. странах. Выделяются три моде­ли социального государства: либе­ральная, консервативная и социал-демократическая. В первой из них степень защиты от стихийных ры­ночных сил достаточно слабая, га­рантии занятости отсутствуют, од­нако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляе­мых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет ад­ресной направленности. Для вто­рой модели характерны средняя степень защиты от стихийных ры­ночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, сред­ний удельный вес частных ассигно­ваний, направляемых на социаль­ные нужды; адресная направлен­ность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов. Третьей модели присущи высокая степень защиты от стихий­ных рыночных сил, гарантии заня­тости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на со­циальные нужды; система социаль­ной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов. Либеральная модель социального государства функционирует в Ав­стралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии. Кон­сервативная модель создана в Бельгии, Ирландии, Италии, Ни­дерландах, ФРГ.         Социал-демокра­тическая существует в Дании, Нор­вегии, Швеции.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ — отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специ­фические различия разнообразных групп  политических  объектов. Применение сравнительного ана­лиза в области политических иссле­дований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Ци­церона можно найти черты сравни­тельных исследований. В более поздние периоды сравнительный метод применялся Ш.Л. Монтес­кье, А. де Токвилем и др. В конце XIX — начале XX в. появились ра­боты, ориентированные на сравни­тельный анализ отдельных политических институтов. В период между Первой и Второй мировыми война­ми сравнительные исследования .-были ориентированы на выявление индивидуальных черт различных го­сударств, их политических институ­тов, сопоставление функций раз­личных политических структур, по­литических норм и процедур. С.П. этого периода опиралась на истори­ческий, правовой, описательный и институциональный методы. Одна­ко такой подход страдал формализ­мом, статичностью и описательностью,  поскольку ограничивался лишь описанием  политических норм, процедур, конституционного права различных государств, остав­ляя без внимания условия функци­онирования политической системы и неформальные политические процессы. В сферу сравнительного анализа попадали в основном лишь западноевропейские   страны   и США. Только после Второй миро­вой войны в исследовательское поле сравнительной политологии были включены развивающиеся страны. Изменилась и методологи­ческая база исследований: большее внимание стало уделяться сбору и обработке эмпирических фактов; стали использоваться количествен­ные методы исследований (факторный анализ, корреляционный ана­лиз и др.); для исследования поли­тических объектов начали заимст­воваться методы других наук (соци­ологии, экономики, психологии, антропологии); повысился интерес к разработке наиболее общих кон­цептов и теоретических моделей, пригодных для сравнительных исследований; сами исследования стали в большей степени ориенти­рованы на выявление причинно-следственных связей, 'создание общих моделей развития, установ­ление основ типического и едино­образного для всех схожих объек­тов. Методологической основой политологии этого периода стал би­хевиоризм. Для современной срав­нительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как: групповые интересы, неокорпора­тивизм, политическое участие, ра­циональный выбор, этнические, ре­лигиозные, демографические фак­торы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабиль­ность и нестабильность политичес­ких режимов, условия для возник­новения демократии, влияние по­литики на общество и т.д. Сущест­вует несколько разновидностей сравнительных     исследований: кросснациональное сравнение ори­ентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдель­ных случаев (case studies); бинар­ный анализ, основанный на сравне­нии двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кросс-институциональные сравнения, на­целенные соответственно на сопо­ставление национальных культур и институтов. С.П. играет значитель­ную роль в структуре политической науки.

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНА­ЛИЗМ — направление в полито­логии, с позиций которого исследуются политические системы. С точки зрения структурного функци­онализма, любая политическая система состоит из структур, вы­полняющих определенные функ­ции. Под структурами понимаются политические организации или ин­ституты. Структуры состоят из со­вокупности взаимосвязанных ролей (например: депутат — это полити­ческая роль, а парламент — поли­тическая структура). Под функция­ми понимается всякая периодичес­кая деятельность или совокупность наблюдаемых взаимодействий. Ос­новными функциями политической системы являются: 1) артикуляция и агрегирование интересов, 2) рекрутация, 3) социализация, 4) выра­ботка и принятие решений, 5) ис­полнение решений и контроль. Первые три функции осуществля­ются такими структурами, как пар­тии, группы интересов, лоббистские   группировки;   последую­щие — бюрократией, судами, кон­тролирующими структурами. В раз­личных политических системах одни и те же функции могут испол­няться различными структурами. Так, напр., функции артикуляции и агрегирования интересов в совре­менных демократических системах будут выполняться партиями, группами интересов, парламентами; в традиционных же системах функ­ции могут выполняться бюрокра­тией, корпоративными структура­ми, кланами, клиентелами и т.п.

СУБКУЛЬТУРА  ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — совокупность политичес­ких ориентаций, отличающихся от доминирующих политических цен­ностей. Носителем политической субкультуры может быть та или иная общность: элита, маргиналь­ные слои, этнические группы, мо­лодежь и др. Любая политическая культура состоит из субкультур. Так, например, Д. Элазар выделяет в  американской  политической культуре три основные субкульту­ры: моралистскую, индивидуалис­тическую и традиционалистскую. В моралистской культуре преоблада­ют нравственные требования к по­литическим деятелям. Ее носите­ли — наследники пуританских тра­диций Старого Света. Индивидуа­листическая субкультура делает ак­цент на ограничение сферы дея­тельности государства, автономию личности, правах и свободах лич­ности. В рамках этой субкультуры политика рассматривается как разновидность бизнеса, в котором каждый участник преследует свои интересы. Традиционалистская субкультура в большей степени распространена на Юге США. Ха­рактерными чертами этой субкуль­туры являются ориентации на личные, дружеские связи, клановость и корпоративизм. По характеру взаи­моотношений между субкультура­ми выделяют интегративную и фрагментарную политическую культуру.

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ — активная сторона политического действия, носитель и источник политической деятельности. Признаками субъек­та власти являются принятие реше­ний, влияние на процесс выработки и принятия решений, осуществле­ние деятельности по реализации решений и контроль за их реализа­цией. Субъектами политики могут быть как социальные общности, ас­социации, группы интересов, поли­тические лидеры, так и политичес­кие институты (парламент, прави­тельство, президент, суд, партии, корпорации и др.).

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ — адми­нистративно-территориальное об­разование, часть федеративного государства, обладающая ограничен­ными политическими правомочия­ми. Как правило, С.Ф. может иметь свою конституцию (соответствую­щую требованиям и нормам феде­ральной конституции), законода­тельные и исполнительные органы власти. Совокупность прав, нахо­дящихся в ведении субъекта Феде­рации определяется федеральной конституцией или отдельным договором с федеральными органами власти. В состав Российской Феде­рации входит 89 субъектов.

СУВЕРЕНИТЕТ (< франц. souverainete верховная власть) — не­зависимость и верховенство государственной власти. Понятие «С.» было введено в политическую науку франц. юристом Ж. Боденом, кото­рый определял С. как полную и не­зависимую власть государства. С. проявляется в издании и изменении законов, ведении войны и установ­лении мира, осуществлении право­судия и др. В Новое Время учение о суверенитете было развито Т. Гоббсом и Ж.Ж. Руссо. Последний связывал идею суверенитета с вы­ражением общей народной воли и, таким образом, носителем суверени­тета оказывался народ. В современ­ной политической науке под сувере­нитетом понимается способность государства в установленных пределах осуществлять свои функции.

Т

ТЕОКРАТИЯ (< греч. theos бог и kratos власть) — форма правле­ния, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством. Достаточно часто при теократии монарх одновремен­но является главой церкви. Приме­ром современной теократии явля­ются Саудовская Аравия, Ислам­ская Республика Иран.

ТЕОРИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plebiscitum решение народа). Основателем данной теории считается М. Вебер. Немецкий политолог считал, что с развитием партий меняется харак­тер политического представитель­ства и политическая организация власти. Политическое влияние приобретают лица, контролирую­щие партийный аппарат — «маши­ну» — и находящиеся вне парламента. Используя находящийся под контролем партийных лидеров пар­тийный аппарат, можно в обход парламента прийти к власти. Пле­бисцит рассматривается как источ­ник легитимности «вождя нации», в задачу которого входит обеспече­ние национальной политической интеграции и контроль над всеми государственными органами влас­ти. В центре «плебисцитарной вождистской демократии» — харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа и имеющий возможность действовать через голову парламента. Одновременно лидер несет полити­ческую ответственность перед избирателями, которые делегируют ему полномочия контроля за бюро­кратией. Таким образом, народу и отдельным индивидам в теории пле­бисцитарной демократии отводится роль пассивного участника полити­ческого процесса, преимуществен­но на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов и социальных групп, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить во­круг себя нацию и защитить инди­вида перед лицом наступления все­властия бюрократии и «социалис­тического коллективизма». Иде­альной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему во Франции, созданную Ш. де Голлем.

ТЕОРИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕС­КОЙ ДЕМОКРАТИИ (< лат. plural множество) — концепция, согласно которой политический процесс представляет собой борьбу множе­ства социальных, профессиональ­ных, религиозных, местных, нацио­нальных или др. группировок, каж­дая из которых обладает своими собственными специфическими ин­тересами. Эти группировки пред­ставлены различного рода группа­ми интересов, между которыми возникает соперничество. На госу­дарство возлагается роль арбитра и примирителя конфликтующих ин­тересов. Процесс принятия реше­ний представляет собой выбор не­которого «среднего пути», который не сводится к какому-либо одному интересу. Таким образом, обеспе­чивается равновесие социальных и политических сил, обеспечиваются гарантии от монополизации власти.

ТОТАЛИТАРИЗМ (< лат. totalis весь, целый, полный) — полити­ческий режим, при котором государство стремится к полному, все­охватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни. Т. — разновидность диктатуры. Термин «Т.» впервые был введен в политический лексикон лидером итал. фашистов Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения и режима. В 1929 г. газе­та «Тайме» употребила понятие «Т.» для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тота­литарными стали называть режи­мы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах «побе­дившего социализма». Классичес­кими считаются признаки, выде­ленные К. Фридрихом и 3. Бжезинским (1956): 1) официальная идео­логия, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового об­щества; 2) монополия на власть единой массовой партии, стро­ящейся по олигархическому при­знаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система терро­ристического полицейского кон­троля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой инфор­мации; 5) всеобъемлющий кон­троль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократи­ческого управления экономической деятельностью. Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контро­ля. По существу он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социаль­ным, между общественным и част­ным. Различают правый и левый Т. Первый существовал в фашистской Германии, второй — в коммунис­тических странах. Т. — это «реак­ция» общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную мо­дернизацию, форсированное, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традици­онные структуры, у человека рож­дается чувство потерянности и оди­ночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях воз­никновения «массового производ­ства» и «массового человека» осо­бую роль в процессе консолидации играет идеология. Т. весьма устой­чивый политический режим, однако его стабильность постепенно раз­рушается из-за низкой степени адаптации к новым требованиям, неразвитости процессов артикуля­ции и агрегирования интересов.

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"