Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

КОАЛИЦИЯ  (<  лат.  coalitio союз) — политический союз, воз­никающий в результате соглаше­ния различных политических сил, партий относительно целей и мето­дов проводимой политики. Существуют государственные, партийные и правительственные коалиции. Государственные коалиции образу­ются на основе общих внешнеполи­тических интересов и целей. Партийные коалиции возникают в ус­ловиях многопартийности (см. пар­тийная система), когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Прави­тельство, формирующееся из пред­ставителей различных политических сил, называется коалиционным или правительственной коалицией.

КОММУНИЗМ (< греч. сommunis общий) — политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального ра­венства и социальной справедли­вости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Анализ общест­венного положения классов, слоев, социальных групп в К. является ис­ходным пунктом для понимания политического поведения масс, от­дельных лидеров, их интересов. Стержень коммунистической идеологии — учение о классовой борь­бе, ориентация на преимуществен­но насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содер­жание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приво­дящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства.

КОММУНИКАЦИЯ (< лат. communicatio связь) — совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и ок­ружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осу­ществляют партии, группы интере­сов, средства массовой информа­ции. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к ут­рате поддержки и нестабильности.

КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состоя­ние согласия большинства общест­ва, основных социально-полити­ческих сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения цен­ностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом счита­ется концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консен­суса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод че­ловека, наличие толерантности в обществе, существование институ­циональных форм разрешения кон­фликта, этнолингвистическая и ре­лигиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает со­гласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состояв­шихся выборов). К. по поводу по­литики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с сущест­вованием данной формы правле­ния). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традици­онной политики и включением в нее нетрадиционных групп, пере­распределением ролей и статусов, политизацией масс.

КОНСЕРВАТИЗМ (< лат. conservare сохранять, охранять, заботить­ся о сохранении) — политическая идеология. Термин «К.» впервые был употреблен французским писа­телем-романтиком Ф.Р. Шатобрианом, который в 1818 г. стал изда­вать журнал «Консерватор». «Отцом-основателем»,   «проро­ком», «Миллем и Марксом» клас­сического К. считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк (1729—1797). Наряду с ним, большой вклад в раз­работку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. Основные «заповеди», принципы консерватизма: 1) ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универ­сального морального порядка, сан­кционированного и поддерживае­мого религией; 2) «то, что можно не менять, менять не нужно», 3) вера в «право давности» и тра­диции народа; 4) убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями не­обходимо для социальной стабильности; 5) частная собственность — продукт человеческого разнообра­зия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; 6) рассмотрение человека как не­совершенного и неразумного суще­ства, подверженного греховному поведению; 7) презумпция «в поль­зу любой установленной системы правления против любого неис­пользованного проекта» и др. «Быть консерватором... означает предпочитать известное неизвест­ному, то, что испытано, тому, что не прошло   проверку   практикой, факт — выдумке, действитель­ность — тому, что возможно, огра­ниченное — безграничному, близ­кое — далекому, достаточное — изобилию, сегодняшнее веселье — утопическому блаженству» (М. Оукшотт) В конце XIX — начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либера­лизма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. Во второй половине XX в. консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше от­вергали (разделение властей, пар­ламентаризм, всеобщее избира­тельное право). Консерватор в от­личие от либерала — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, об­щности выше, чем интересы инди­вида или какой-либо группы. По­требность в переходе от «индустри­ального общества» к «постинду­стриальному» («информационно­му»), в более радикальных средст­вах для обеспечения экономическо­го подъема привела в 70-х гг. к оформлению   «неоконсерватиз­ма». В экономической области не­оконсерваторы   обратились  к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусмат­ривающей решительное ограни­чение вмешательства государства. В противовес либеральной док­трине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «право­вого социального государства». Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный инсти­тут, обеспечивающий порядок и стабильность. В современном К. органически сочетаются две тен­денции: уважение классического либерализма к свободе отдельно­го индивида и традиционная для консерваторов защита таких цен­ностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

КОНФЕДЕРАЦИЯ — форма го­сударственного     устройства, представляющая собой союз суверенных государств. В точном смысле конфедерацию нельзя назвать единым государством, так как в ее состав входят суверенные образования. В рамках конфедерации каждое государст­во — участник сохраняет свою политическую    самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую системы, собственные вооруженные силы. Для выработки общей по­литики учреждаются общие ор­ганы власти, в которые делеги­руются представители от каждо­го государства-участника. Одна­ко решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом конфедерации. К. до­статочно неустойчивый союз, ко­торый со временем либо распада­ется, либо преобразуется в феде­рацию. Историческими примера­ми   конфедерации   являются Швейцарский союз (1291—1798 и 1815—1848), Рейнский союз (1806—1813), существовавший под протекторатом Наполеона, США (1781—1789).

Л

ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формаль­но-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, полити­ческая деятельность.

ЛЕГИТИМАЦИЯ (ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ) — процесс, в результате которого обеспечивается легитимность власти. В политической науке выделяются несколько уни­версальных механизмов легитимации власти:    1) социально-пси­хологический, основанный на пси­хологических свойствах групп и больших масс. При обеспечении легитимности акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориенти­роваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедли­вость» существующего порядка и принципы распределения ценнос­тей, чувство компетентности и ил­люзии контроля, т.е. на представ­лениях о контроле за властью; 2) политическое участие и, преж­де всего, участие граждан в выбо­рах; 3) политическая социализация; 4) демонстрация эффектив­ности власти; 5) убеждение в су­ществовании серьезной угрозы обществу со стороны внешних и внутренних врагов.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (< лат. legitimus согласный с законами, закон­ный, правомерный). Смысл поня­тия Л. переводится на рус. язык как правомочность власти, лояльность и поддержка со стороны граждан. История понятия Л. восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленными нормами поведе­ния. Преимущественно Л. трактовалась как право должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около XIV в. начинает употреб­ляться в смысле правомочия вы­борной власти. Указанный термин ввел в политическую науку и де­тально его разработал М. Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в само­оправдании, признании и поддерж­ке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся распределе­нием ценностей и ресурсов состав­ляет, по Веберу, основу легитим­ности. Основоположник концепции легитимности выделял три ее «чис­тых» типа: традиционный, харизматический и рационально-легаль­ный. Традиционный тип легитим­ности означает, что индивиды, общество подчиняются власти в силу традиций, обычаев и привычки. Харизматический — основан на вере в необыкновенные качества поли­тического лидера. При    рациональ­но-легальном типе общество ориентировано на поддержку закона и власти, которая носит легальный характер. В реальной политической жизни можно обнаружить различные комбинации этих типов легитимности. Д. Истон выделяет три источника легитимности: а) веру в существующие политические цен­ности; б) убеждение в законности установленных процедур, норм и политических структур; в) призна­ние и одобрение личности, осу­ществляющей власть. Им также были выделены основные объекты легитимности: режим и авторитеты. Выделяют три формы легитимнос­ти: «народная», «внешняя» и «для себя». Народная Л. означает под­держку элиты со стороны общест­ва. «Внешняя» Л. — международ­ное признание режима. Л. «для себя» представляет собой набор идеологем, с помощью которых элита обосновывает власть в своих собственных глазах. Кризис леги­тимности — серьезная угроза стабильности политической системы. Его результатом могут быть массо­вые неповиновения властям; протестное поведение, связанное с на­силием; государственные перевороты; революции; гражданские войны и др. Признаками кризиса легитимности являются: рост пре­ступности; «бегство» капиталов за рубеж; рост оппозиционных на­строений в обществе; рост абсенте­изма.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николае­вич (1831—1891) — известный рус. мыслитель консервативного направления. Оценки Л. в литера­туре: «Кромвель без меча», «дик­татор без диктатуры», «политичес­кий Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» (П.Б. Струве). Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения», вы­глядит следующим образом: снача­ла совершается обособление свой­ственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единст­ва», а после происходит падение го­сударства. На начальной стадии развития государственности, как правило, превалирует аристократи­ческая форма; на стадии цветущей сложности «является наклонность к единоличной власти... а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либераль­ное начало». Формула сильного го­сударства — диктатура, жесткая централизация, слабого и умираю­щего — уравнение, «демократиза­ция жизни и ума». Особенность России Л. осознавал и деклариро­вал через концепцию византизма. Основание России (по Л.) состави­ли три исходных начала: византий­ское православие, византийское самодержавие  и  византийские нравы. В отличие от славянофилов Л. считал государственное начало в России более самобытным, чем об­щественно-народное. Политичес­ким кредо Л. могли бы стать слова Данилевского: «Если дерево нача­ло расти криво, то, чтобы его вы­прямить, надо насильственно пере­гнуть его в противоположную сто­рону». «Леонтьев — выдающийся представитель великой контрреволюции XIX века, которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного боль­шинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекламы и про­паганды; творческую свободу от плутократии  и  бюрократии...» (И.П. Иваск). Основные работы Л.: «Восток, Россия и славянство» (Т. 1—2, 1885—1886), «Нацио­нальная политика как орудие все­мирной революции»(1889).

ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — политичес­кая идеология. Основоположники Л. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль. В центре внимания Л. — проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от...», как ос­вобождение человека от                       социаль­но-политических форм контроля со стороны государства. Свобода че­ловека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпи­мость. Идея индивидуальной свобо­ды связывалась с частной собст­венностью, которая рассматрива­лась как гарант и мера свободы. Доктрина Л. воплотилась в прин­ципах свободного рынка, конкурен­ции. К указанным принципам присоединяются и политические: плю­рализм, парламентский демокра­тизм, разделение властей, равенст­во перед законом. Государству от­водилась роль «ночного сторожа». Предполагалось, что свобода, ра­венство (понимаемое как равенство перед законом), конкуренция и ин­дивидуализм в рамках саморегу­лирующегося рынка гарантиру­ют социальную гармонию и про­гресс. Кризисы конца 20-х — нача­ла 30-х гг. XX в., потрясшие основы западного общества, заставили пересмотреть либеральные трак­товки рыночных сил как основы гармоничного развития общества. Возникло стремление ограничить власть монополий и гарантировать определенный минимум социально-экономических прав каждому чело­веку. Во второй половине XX в. раз­витие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к государственному вмешательству (концепция «госу­дарства всеобщего благоденст­вия») и усилившего этические тре­бования к политическому поведе­нию граждан и правительства. Со­временный Л. — весьма сложное и неоднородное явление, которое развивается под влиянием и во вза­имодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего с консерватизмом.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕМО­КРАТИИ — концепция, согласно которой демократия — это полити­ческая организация, гарантирую­щая права и свободы человека. Ос­новными признаками демократии в рамках данной теории считаются: 1) автономия личности; 2) ограниченность власти правами человека; 3) максимально широкие и равные возможности для политического участия; 4) представительный ха­рактер власти; 5) политическая от­ветственность власти. В отличие от радикальной теории власти демократии, здесь акцент делается на представительном характере влас­ти. Воля народа выражается не не­посредственно, а через избираемых посредников, которые представля­ют специфические интересы. Госу­дарству отводится роль «ночного сторожа» и третейского судьи, регулирующего возникающие соци­альные конфликты.

ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритет­ное влияние определенного лица на общество, политическую организа­цию или социальную группу. Специфическими особенностями ли­дерства в политике являются: 1) от­сутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой ха­рактер, т.е. ориентированность на согласование различных социаль­ных интересов; 3) корпоратив­ность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность дея­тельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формули­рует социальные интересы, наме­чает способы и методы их реализа­ции; б) принимает наиболее важ­ные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и ком­муникации; д) обеспечивает леги­тимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий поли­тического лидерства: теория «лич­ностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; си­туативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров;  личностно-ситуативные теории, основ­ным положением которых является соотнесение особенностей пережи­ваемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения ак­туальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидер­ство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изу­чение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации полити­ческого лидерства. По характеру легитимности политическое лидер­ство подразделяется на традицион­ное, харизматическое и рациональ­но-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменос­цев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразде­ляют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «рево­люционеров». Для «реформато­ров» характерно стремление к мир­ной тактике постепенных измене­ний, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в об­щественные идеалы и видит проти­воречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он при­зывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стре­мятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных общест­вом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку.

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"