Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
КОАЛИЦИЯ (< лат. coalitio союз) — политический союз, возникающий в результате соглашения различных политических сил, партий относительно целей и методов проводимой политики. Существуют государственные, партийные и правительственные коалиции. Государственные коалиции образуются на основе общих внешнеполитических интересов и целей. Партийные коалиции возникают в условиях многопартийности (см. партийная система), когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Правительство, формирующееся из представителей различных политических сил, называется коалиционным или правительственной коалицией.
КОММУНИЗМ (< греч. сommunis общий) — политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Анализ общественного положения классов, слоев, социальных групп в К. является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, отдельных лидеров, их интересов. Стержень коммунистической идеологии — учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содержание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приводящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства.
КОММУНИКАЦИЯ (< лат. communicatio связь) — совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и окружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности.
КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом считается концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности в обществе, существование институциональных форм разрешения конфликта, этнолингвистическая и религиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает согласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состоявшихся выборов). К. по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с существованием данной формы правления). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, политизацией масс.
КОНСЕРВАТИЗМ (< лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) — политическая идеология. Термин «К.» впервые был употреблен французским писателем-романтиком Ф.Р. Шатобрианом, который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор». «Отцом-основателем», «пророком», «Миллем и Марксом» классического К. считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк (1729—1797). Наряду с ним, большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др. Основные «заповеди», принципы консерватизма: 1) ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; 2) «то, что можно не менять, менять не нужно», 3) вера в «право давности» и традиции народа; 4) убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности; 5) частная собственность — продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; 6) рассмотрение человека как несовершенного и неразумного существа, подверженного греховному поведению; 7) презумпция «в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта» и др. «Быть консерватором... означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт — выдумке, действительность — тому, что возможно, ограниченное — безграничному, близкое — далекому, достаточное — изобилию, сегодняшнее веселье — утопическому блаженству» (М. Оукшотт) В конце XIX — начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции. Во второй половине XX в. консерваторы стали руководствоваться принципами, которые раньше отвергали (разделение властей, парламентаризм, всеобщее избирательное право). Консерватор в отличие от либерала — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или какой-либо группы. Потребность в переходе от «индустриального общества» к «постиндустриальному» («информационному»), в более радикальных средствах для обеспечения экономического подъема привела в 70-х гг. к оформлению «неоконсерватизма». В экономической области неоконсерваторы обратились к классической либеральной теории рыночного хозяйства, предусматривающей решительное ограничение вмешательства государства. В противовес либеральной доктрине «государства всеобщего благоденствия» неоконсерваторы разработали концепцию «правового социального государства». Они выступают за сильное государство, рассматривая его прежде всего как охранительный институт, обеспечивающий порядок и стабильность. В современном К. органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного индивида и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.
КОНФЕДЕРАЦИЯ — форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств. В точном смысле конфедерацию нельзя назвать единым государством, так как в ее состав входят суверенные образования. В рамках конфедерации каждое государство — участник сохраняет свою политическую самостоятельность, конституцию, правовую и национальную финансовую системы, собственные вооруженные силы. Для выработки общей политики учреждаются общие органы власти, в которые делегируются представители от каждого государства-участника. Однако решения этих органов носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения каждым членом конфедерации. К. достаточно неустойчивый союз, который со временем либо распадается, либо преобразуется в федерацию. Историческими примерами конфедерации являются Швейцарский союз (1291—1798 и 1815—1848), Рейнский союз (1806—1813), существовавший под протекторатом Наполеона, США (1781—1789).
Л
ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность.
ЛЕГИТИМАЦИЯ (ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ) — процесс, в результате которого обеспечивается легитимность власти. В политической науке выделяются несколько универсальных механизмов легитимации власти: 1) социально-психологический, основанный на психологических свойствах групп и больших масс. При обеспечении легитимности акцент делается на конформизм массы, стремление «маленького» человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства, веру в «справедливость» существующего порядка и принципы распределения ценностей, чувство компетентности и иллюзии контроля, т.е. на представлениях о контроле за властью; 2) политическое участие и, прежде всего, участие граждан в выборах; 3) политическая социализация; 4) демонстрация эффективности власти; 5) убеждение в существовании серьезной угрозы обществу со стороны внешних и внутренних врагов.
ЛЕГИТИМНОСТЬ (< лат. legitimus согласный с законами, законный, правомерный). Смысл понятия Л. переводится на рус. язык как правомочность власти, лояльность и поддержка со стороны граждан. История понятия Л. восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленными нормами поведения. Преимущественно Л. трактовалась как право должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Указанный термин ввел в политическую науку и детально его разработал М. Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся распределением ценностей и ресурсов составляет, по Веберу, основу легитимности. Основоположник концепции легитимности выделял три ее «чистых» типа: традиционный, харизматический и рационально-легальный. Традиционный тип легитимности означает, что индивиды, общество подчиняются власти в силу традиций, обычаев и привычки. Харизматический — основан на вере в необыкновенные качества политического лидера. При рационально-легальном типе общество ориентировано на поддержку закона и власти, которая носит легальный характер. В реальной политической жизни можно обнаружить различные комбинации этих типов легитимности. Д. Истон выделяет три источника легитимности: а) веру в существующие политические ценности; б) убеждение в законности установленных процедур, норм и политических структур; в) признание и одобрение личности, осуществляющей власть. Им также были выделены основные объекты легитимности: режим и авторитеты. Выделяют три формы легитимности: «народная», «внешняя» и «для себя». Народная Л. означает поддержку элиты со стороны общества. «Внешняя» Л. — международное признание режима. Л. «для себя» представляет собой набор идеологем, с помощью которых элита обосновывает власть в своих собственных глазах. Кризис легитимности — серьезная угроза стабильности политической системы. Его результатом могут быть массовые неповиновения властям; протестное поведение, связанное с насилием; государственные перевороты; революции; гражданские войны и др. Признаками кризиса легитимности являются: рост преступности; «бегство» капиталов за рубеж; рост оппозиционных настроений в обществе; рост абсентеизма.
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831—1891) — известный рус. мыслитель консервативного направления. Оценки Л. в литературе: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный русской культурой в XIX веке» (П.Б. Струве). Развитие государства, согласно леонтьевскому закону «первичной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения», выглядит следующим образом: сначала совершается обособление свойственной ему политической формы, затем наступает период «наибольшей сложности и высшего единства», а после происходит падение государства. На начальной стадии развития государственности, как правило, превалирует аристократическая форма; на стадии цветущей сложности «является наклонность к единоличной власти... а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало». Формула сильного государства — диктатура, жесткая централизация, слабого и умирающего — уравнение, «демократизация жизни и ума». Особенность России Л. осознавал и декларировал через концепцию византизма. Основание России (по Л.) составили три исходных начала: византийское православие, византийское самодержавие и византийские нравы. В отличие от славянофилов Л. считал государственное начало в России более самобытным, чем общественно-народное. Политическим кредо Л. могли бы стать слова Данилевского: «Если дерево начало расти криво, то, чтобы его выпрямить, надо насильственно перегнуть его в противоположную сторону». «Леонтьев — выдающийся представитель великой контрреволюции XIX века, которая защищала качество от количества; даровитое меньшинство от бездарного большинства; яркую мысль от серой массы; дух от материи; природу от техники; истину от рекламы и пропаганды; творческую свободу от плутократии и бюрократии...» (И.П. Иваск). Основные работы Л.: «Восток, Россия и славянство» (Т. 1—2, 1885—1886), «Национальная политика как орудие всемирной революции»(1889).
ЛИБЕРАЛИЗМ (< лат. liberalis свободный) — политическая идеология. Основоположники Л. Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, А. Смит, Дж. С. Милль. В центре внимания Л. — проблема свободы. Свобода трактуется в негативном смысле как «свобода от...», как освобождение человека от социально-политических форм контроля со стороны государства. Свобода человека предполагает незыблемость таких принципов, как достоинство личности, ее автономность, терпимость. Идея индивидуальной свободы связывалась с частной собственностью, которая рассматривалась как гарант и мера свободы. Доктрина Л. воплотилась в принципах свободного рынка, конкуренции. К указанным принципам присоединяются и политические: плюрализм, парламентский демократизм, разделение властей, равенство перед законом. Государству отводилась роль «ночного сторожа». Предполагалось, что свобода, равенство (понимаемое как равенство перед законом), конкуренция и индивидуализм в рамках саморегулирующегося рынка гарантируют социальную гармонию и прогресс. Кризисы конца 20-х — начала 30-х гг. XX в., потрясшие основы западного общества, заставили пересмотреть либеральные трактовки рыночных сил как основы гармоничного развития общества. Возникло стремление ограничить власть монополий и гарантировать определенный минимум социально-экономических прав каждому человеку. Во второй половине XX в. развитие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к государственному вмешательству (концепция «государства всеобщего благоденствия») и усилившего этические требования к политическому поведению граждан и правительства. Современный Л. — весьма сложное и неоднородное явление, которое развивается под влиянием и во взаимодействии с другими идейно-политическими течениями, прежде всего с консерватизмом.
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ — концепция, согласно которой демократия — это политическая организация, гарантирующая права и свободы человека. Основными признаками демократии в рамках данной теории считаются: 1) автономия личности; 2) ограниченность власти правами человека; 3) максимально широкие и равные возможности для политического участия; 4) представительный характер власти; 5) политическая ответственность власти. В отличие от радикальной теории власти демократии, здесь акцент делается на представительном характере власти. Воля народа выражается не непосредственно, а через избираемых посредников, которые представляют специфические интересы. Государству отводится роль «ночного сторожа» и третейского судьи, регулирующего возникающие социальные конфликты.
ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ (< англ. leader руководитель, вождь) — постоянное, приоритетное влияние определенного лица на общество, политическую организацию или социальную группу. Специфическими особенностями лидерства в политике являются: 1) отсутствие, как правило, прямого взаимодействия между лидером и обществом; 2) многоролевой характер, т.е. ориентированность на согласование различных социальных интересов; 3) корпоративность, т.е. влияние на решения, принимаемые лидером, его ближайшего окружения, советников, экспертов; 4) институциональный характер, т.е. ограниченность деятельности лидера существующими социальными и политическими отношениями, традициями, нормами. Политический лидер выполняет ряд функций: а)определяет и формулирует социальные интересы, намечает способы и методы их реализации; б) принимает наиболее важные решения; в) мобилизует массы на достижение политических целей; г) осуществляет интеграцию и коммуникации; д) обеспечивает легитимацию власти. В политической науке выделяется ряд теорий политического лидерства: теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными чертами характера; ситуативные теории, утверждающие, что лидерство зависит от ситуации, каждая новая ситуация требует и порождает новых лидеров; личностно-ситуативные теории, основным положением которых является соотнесение особенностей переживаемой ситуации с необходимыми качествами лидера для решения актуальных проблем; теории конституентов, рассматривающие лидерство как производную от ожиданий последователей; психологические теории, ориентирующиеся на изучение психологических качеств и мотиваций лидеров. Существуют различные типологизации политического лидерства. По характеру легитимности политическое лидерство подразделяется на традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Согласно М. Херманн, лидеров можно типологизировать по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». По стилю подразделяют лидерство на авторитарное, демократическое и невмешивающееся. Р. Такер различает два типа лидеров: «реформаторов» и «революционеров». Для «реформаторов» характерно стремление к мирной тактике постепенных изменений, в основном путем убеждения. Лидер-«реформатор» верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому он призывает их изменить свое поведение. Лидеры-«революционеры» стремятся разрушить влияние на умы людей провозглашенных обществом принципов, чтобы обеспечить себе желанную поддержку.