Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также контроль за их соблюдением.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения. Различают первичную и вторичную политическую социализацию. Первый тип характеризуется непосредственным приобретением знаний и политических установок. Второй — «проекцией» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. В структуру социализации входят: объект социализации — социализант, субъекты социализации, которые подразделяются на агентуры социализации — институты, ее осуществляющие (партии, средства массовой информации, образовательные учреждения и т.п.), и агентов социализации (социализаторов), к которым относятся непосредственные исполнители социализирующего воздействия (преподаватели, журналисты, общественные деятели). Существуют несколько моделей социализации. Системная модель ориентирована на формирование позитивного отношения к власти, политической системе и политическим ценностям. Гегемонистская — формирует личность, приверженную «своей» политической системе и враждебно настроенную по отношению к «чужим». Плюралистическая нацелена на формирование представлений граждан о своих интересах, о политических средствах и способах их реализации, высокого уровня политической активности. Конфликтная сводится к формированию лояльности индивидов по отношению к определенной группе и нетерпимости по отношению к другим.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ — устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Значительный вклад в исследование политической стабильности внесли С. Липсет и С. Хантингтон. Согласно Липсету, П.С. определяется легитимностью и эффективностью власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает нестабильность П.С., наличие же лишь одной из них приводит к относительной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политической институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система. Дальнейшие исследования политической системы показали, что она зависит от таких факторов, как характер и уровень массовых ожиданий, содержание выдвигаемых требований к политической системе, степень адаптации политической системы. Были также раскрыты существенные отличия адаптивной стабильности, основывающейся на легитимности и эффективности политической системы, от неадаптивной стабильности, характеризующейся простым отсутствием кризиса и апатией основной части общества. Последний тип носит непостоянный характер, что означает возможность стремительного перехода политической системы от состояния стабильности к состоянию нестабильности.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ (< франц. anecdote рассказик, забавная история) — краткий юмористический рассказ о какой-либо политической ситуации или политическом лидере. П.А. представляет собой лингвистическую форму отреагирования агрессии против отдельных лиц, классов, режимов, институтов власти, идеологии. Структура политического анекдота, кроме его содержания, как минимум предполагает еще три компонента: рассказчика, третье лицо (индивидуальное или коллективное) и реакцию, порождаемую самим анекдотом. Пересказ политического анекдота — это символическая борьба против кого-либо и, одновременно, акт символический победы над ним, которую подтверждает смех третьего лица. Политические анекдоты были широко распространены в советском обществе (60—80-е гг.). По существу, их можно считать одной из отличительных черт отечественной политической культуры. Причиной распространенности анекдотов в советское время можно считать отсутствие легальных каналов выражения агрессивности и протеста в сфере политики (к каковым могут быть отнесены выборы, манифестации, демонстрации, карикатуры, пародии и т.п.). Изменение социальной среды, крах старых институтов власти и идеологии, формирование института частной собственности, появление официальных каналов отреагирования агрессивности (от выборов до политических комиксов типа «кукол» на канале НТВ) в современной России «перенаправили» поток агрессивности с политических на социальные объекты. Это «переключение», многократно умноженное на фрустрированность большинства населения, породили новую волну политических анекдотов, теперь уже о «новых русских». Анекдоты подобного рода свидетельствуют о невротической реакции на утрату старых мифов о социальной справедливости и равенстве, об агрессивных чувствах, питаемых массами к новому слою, разрушающего инфантильные представления о социальном счастье.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ — столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Исходя из причин возникновения, выделяют конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты идентификации. Первые из них возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения ресурсов (размеры налогов, ассигнования, размеры социального обеспечения и т.п.). Вторые — связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм и отсутствием консенсуса между ними. Третий тип конфликтов обусловлен этнолингвистической и религиозной неоднородностью общества и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, религией, социальной общностью и т.п. По масштабам политические конфликты подразделяются на межгосударственные, государственные, региональные и местные. Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъектами позиционных конфликтов выступают различные политические институты, занимающие неодинаковые властные позиции. Сторонами оппозиционного конфликта являются политические институты, занимающие различные места во властных иерархиях. Объектом конфликтного взаимодействия может быть как режим, так и легитимность. Выделяются три стадии развития политического конфликта: предконфликтная, непосредственно конфликтного взаимодействия, разрешения конфликта. Первая стадия характеризуется столкновением интересов, оценкой сторонами своих ресурсов, принятием решения о вступлении в конфликт. На второй стадии субъекты конфликтного взаимодействия предпринимают действия (санкции, угрозы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресурсов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной стороны. На завершающей стадии,
участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем уступок, дальнейшие намерения, линию последующего поведения. Возможны три варианта разрешения конфликта: а) выигрыш одной из сторон конфликта; б) взаимный проигрыш всех сторон конфликтного взаимодействия; в) выигрыш всех субъектов конфликта. Одним из наиболее продуктивных способов разрешения политического конфликта является консенсус.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ (< англ. market рынок, сбыт) — это комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Исследование политического рынка предполагает выделение сегментов электората и сегментов конкурирующих кандидатов и партий, выявление интересов, предпочтений и проблем, которые волнуют избирателей. Изучение поведения электората предполагает определение мотивов электорального поведения. В рамках политического маркетинга разрабатываются и применяются избирательные технологии, позволяющие кандидатам получить доступ к власти (разработка стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании). Первая фирма, специализирующаяся в области оказания политико-маркетинговых услуг, была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она провела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных государствах действуют многочисленные фирмы подобного рода. Наиболее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области политического маркетинга, является «Никколо М». Наряду с ней действуют десятки других менее известных кампаний. Стоимость услуг таких фирм достаточно высока (по некоторым сведениям, полный комплекс услуг оценивается в десятки тыс. долларов). Успешный П.М. — необходимое условие удачной избирательной кампании.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ (< греч. mythos слово, сказание, предание) — это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. При исследовании политического мифа чаще всего используют методологический подход К. Юнга, согласно которому миф интерпретируется как проекция коллективного бессознательного (архетипов) на некоторые реальные объекты. П.М. — это реакция на невозможность рационально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными темами политических мифов являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ — проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме. К протестным формам поведения относятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, подписание петиций, массовые и групповые насильственные акции. Причинами, обусловливающими протестное поведение, являются: депривация, кризис традиционных норм и ценностей политической культуры, делегитимация политического режима.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — направление политической психологии и политологии, в рамках которого изучаются бессознательные, глубинные аспекты политических явлений и процессов. П.П. применяется для исследования политического лидерства, политических режимов, политического поведения, политической культуры. Наибольшее распространение получило психоаналитическое исследование феномена политического лидерства, в рамках которого выделяются два направления: психобиографическое и психоисторическое. С позиций психобиографии корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Поэтому в рамках этого направления значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни (биографическим особенностям) на структуры бессознательного личности. Достаточно часто при этом подходе уделяется внимание роли компенсаторных механизмов (путям и способам компенсации низкой самооценки) и их влиянию на политическое поведение. Психобиографический подход нашел отражение в многочисленных работах, среди которых: «Томас Вудро Вильсон, 28-й президент США. Психологическое исследование» З. Фрейда и У. Буллита, «Психопатология и политика» Г. Лассуэлла, «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма, «Революционная личность. Ленин. Троцкий. Ганди» В. Вильфенштейна и др. Психоисторию же, в отличие от психобиографии, интересуют бессознательные механизмы поведения личности в контексте социальных и политических событий, «точки пересечения» индивидуальных и социальных бессознательных травм. Эта парадигма была сформулирована в 1957 г. президентом американской исторической ассоциации У. Лангером, а свое дальнейшее развитие получила в трудах американского психолога Э. Эриксона о Лютере и Ганди, американского политолога Л. Пая и психоисторика Р. Лифтона о Мао Цзэдуне и др. Основы психоанализа политических режимов были заложены в работах Э. Фромма «Бегство от свободы» и В. Райха «Психология масс и фашизм». Методологический подход к исследованию политического поведения был сформулирован 3. Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я». П.П. помогает за обычными фактами политической жизни увидеть глубинные, существенные причины их возникновения и развития.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ (<франц. regime порядок, система правил, государственный строй) — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов достижения политических целей и осуществления власти. Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. В политической науке отсутствует единая трактовка относительно содержательного аспекта понятия «П.Р.» Так, Ж.Д. Кермонн понимает под ним «совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». Свою трактовку предлагают Г. 0'Доннелл и Ф. Шмиттер: «Режим — это совокупность структур явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих режимов подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения». Г. Лассуэлл и Каплан считают, что «режим («структура правительства», «политический строй») — это система политических форм». Наиболее часто встречающейся типологизацией режимов является их подразделение на тоталитаризм, авторитаризм и демократию.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК — это вероятность нежелательных политических событий. В зависимости от факторов, влияющих на политический процесс, П.Р. подразделяют на легально-правительственный (обусловленный принятием политических решений) и экстралегальный (обусловленный независящими от правительства обстоятельствами). К факторам легально-правительственного риска относятся: выборы, изменение целей и приоритетов проводимой политики, полная или частичная экспроприация собственности, разрыв дипломатических отношений и т.п. К факторам экстралегального риска относятся война, революция, политический терроризм, забастовки и т.п. Характер и уровень политического риска оцениваются с помощью специальных индексов и показателей внутриполитической нестабильности. Индекс политического риска определяется с помощью различных эконометрических и математических методов. Существует несколько разновидностей индексов BERI (Business Environment Risk Index), PRI (Political Risk Index) и Foreland (индекс риска с пятилетним прогнозом). Оценки уровней политического риска более ста восьмидесяти государств ежегодно публикуются в специальной литературе. Россия в 90-х гг. занимала одно из последних мест по показателю политического риска (высокая степень нестабильности).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ (<греч. symbolon знак, опознавательная примета) — знак, выполняющий коммуникативную функцию, устанавливающий связь между личностью и властью. К политическим символам относятся: флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы. Для каждой политической культуры присущи свои политические символы. Приобщение к их содержанию и смыслу осуществляется через процесс политической социализации.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (< греч. stereos твердый, tupos отпечаток) — упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах. Для стереотипа характерна персонификация событий, высокий эмоциональный заряд, иррациональность, устойчивость. П.С. в обыденном сознании может заменить знания, значительно упрощая процесс ориентации в политическом пространстве.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ — оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. П.Т. относится к политическим преступлениям. По разным основаниям выделяются некоторые виды терроризма. По идеологическому признаку П.Т. подразделяется на правый и левый; по преследуемым целям — на культуротворческий, рациональный и идеологический; по исторической направленности — на «анархо-идеологический» и «культурно-сепаратистский».