Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

нормотворчество, исполнение за­конов, правил и норм, а также кон­троль за их соблюдением.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗА­ЦИЯ — процесс усвоения культур­ных ценностей, политических ори­ентаций, освоения форм полити­ческого поведения. Различают пер­вичную и вторичную политическую социализацию. Первый тип харак­теризуется непосредственным при­обретением знаний и политических установок. Второй — «проекцией» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окруже­ния личности на формируемые по­литические установки. В структуру социализации входят: объект соци­ализации — социализант, субъек­ты социализации, которые подразделяются на агентуры социализа­ции — институты, ее осущест­вляющие (партии, средства массовой информации, образовательные учреждения и т.п.), и агентов соци­ализации (социализаторов), к кото­рым относятся непосредственные исполнители   социализирующего воздействия (преподаватели, жур­налисты, общественные деятели). Существуют несколько моделей со­циализации. Системная модель ориентирована на формирование позитивного отношения к власти, политической системе и политическим ценностям. Гегемонистская — формирует личность, приверженную «своей» политической системе и враждебно настроенную по отноше­нию к «чужим». Плюралистическая нацелена на формирование пред­ставлений граждан о своих интере­сах, о политических средствах и способах их реализации, высокого уров­ня политической активности. Кон­фликтная сводится к формированию лояльности индивидов по отноше­нию к определенной группе и нетер­пимости по отношению к другим.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬ­НОСТЬ — устойчивое состояние политической системы, позволяю­щее ей эффективно функциониро­вать и развиваться под влиянием внешней и внутренней среды, со­храняя при этом свою структуру и способность контролировать про­цессы общественных перемен. Значительный вклад в исследова­ние политической стабильности внесли С. Липсет и С. Хантингтон. Согласно Липсету, П.С. определя­ется легитимностью и эффектив­ностью власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает неста­бильность П.С., наличие же лишь одной из них приводит к относитель­ной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политичес­кой  институционализации.   Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система. Дальнейшие исследования политической системы показали, что она зависит от таких факторов, как характер и уровень массовых ожида­ний, содержание выдвигаемых тре­бований к политической системе, степень адаптации политической системы. Были также раскрыты су­щественные отличия адаптивной стабильности, основывающейся на легитимности и эффективности по­литической системы, от неадаптив­ной стабильности, характеризую­щейся простым отсутствием кризиса и апатией основной части общества. Последний тип носит непостоянный характер, что означает возможность стремительного перехода политичес­кой системы от состояния стабиль­ности к состоянию нестабильности.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ (< франц. anecdote рассказик, за­бавная история) — краткий юмористический рассказ о какой-либо политической ситуации или поли­тическом лидере. П.А. представля­ет собой лингвистическую форму отреагирования агрессии против отдельных лиц, классов, режимов, институтов  власти,  идеологии. Структура политического анекдота, кроме его содержания, как мини­мум предполагает еще три компо­нента: рассказчика, третье лицо (индивидуальное или коллектив­ное) и реакцию, порождаемую самим анекдотом. Пересказ поли­тического анекдота — это симво­лическая борьба против кого-либо и, одновременно, акт символичес­кий победы над ним, которую под­тверждает смех третьего лица. По­литические анекдоты были широко распространены в советском обще­стве (60—80-е гг.). По существу, их можно считать одной из отличи­тельных черт отечественной поли­тической культуры. Причиной рас­пространенности анекдотов в со­ветское время можно считать отсутствие легальных каналов выра­жения агрессивности и протеста в сфере политики (к каковым могут быть отнесены выборы, манифес­тации, демонстрации, карикатуры, пародии и т.п.). Изменение социальной среды, крах старых институ­тов власти и идеологии, формиро­вание института частной собствен­ности, появление официальных ка­налов отреагирования агрессив­ности (от выборов до политических комиксов типа «кукол» на канале НТВ) в современной России «пере­направили» поток агрессивности с политических на социальные объ­екты.   Это   «переключение», многократно умноженное на фрустрированность большинства на­селения, породили новую волну политических анекдотов, теперь уже о «новых русских». Анекдоты подобного рода свидетельствуют о невротической реакции на утрату старых мифов о социальной спра­ведливости и равенстве, об агрес­сивных чувствах, питаемых масса­ми к новому слою, разрушающего инфантильные представления о социальном счастье.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ    КОН­ФЛИКТ — столкновение, проти­воборство политических субъек­тов, обусловленное противополож­ностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Исходя из причин возникновения, выделяют конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты идентификации. Первые из них возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения ре­сурсов (размеры налогов, ассигно­вания, размеры социального обес­печения и т.п.). Вторые — связаны с существованием в обществе про­тивоположных политических цен­ностей и норм и отсутствием кон­сенсуса между ними. Третий тип конфликтов обусловлен этнолин­гвистической и религиозной не­однородностью общества и иденти­фикацией индивидов с определенными политическими силами, кон­кретной расой, религией, социаль­ной общностью и т.п. По масшта­бам политические конфликты под­разделяются на межгосударствен­ные, государственные, региональ­ные и местные. Внутриполитичес­кие конфликты разделяют на пози­ционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные). Субъ­ектами позиционных конфликтов выступают различные политичес­кие институты, занимающие неоди­наковые властные позиции. Сторо­нами оппозиционного конфликта являются политические институты, занимающие различные места во властных иерархиях. Объектом конфликтного    взаимодействия может быть как режим, так и легитимность. Выделяются три стадии развития политического конфлик­та: предконфликтная, непосредст­венно конфликтного взаимодейст­вия, разрешения конфликта. Пер­вая стадия характеризуется столк­новением интересов, оценкой сто­ронами своих ресурсов, принятием решения о вступлении в конфликт. На второй стадии субъекты кон­фликтного взаимодействия пред­принимают действия (санкции, уг­розы, идеологическое воздействие, мобилизация имеющихся ресур­сов), направленные на достижение поставленных целей, реагируют на действия противоположной сторо­ны. На завершающей стадии,

участники согласуют свои позиции, определяют возможный объем ус­тупок, дальнейшие намерения, линию последующего поведения. Возможны три варианта разреше­ния конфликта: а) выигрыш одной из сторон конфликта; б) взаимный проигрыш всех сторон конфликт­ного взаимодействия; в) выигрыш всех субъектов конфликта. Одним из наиболее продуктивных спосо­бов разрешения политического конфликта является консенсус.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ (< англ. market рынок, сбыт) — это комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения из­бирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выбо­рах. Исследование политического рынка предполагает выделение сег­ментов электората и сегментов конкурирующих кандидатов и пар­тий, выявление интересов, предпочтений и проблем, которые волну­ют избирателей. Изучение поведе­ния электората предполагает опре­деление мотивов электорального поведения. В рамках политического маркетинга разрабатываются и применяются избирательные тех­нологии, позволяющие кандидатам получить доступ к власти (разработка стратегии и тактики избира­тельной кампании, создание имид­жа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании). Первая фирма, специа­лизирующаяся в области оказания политико-маркетинговых   услуг, была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она про­вела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных го­сударствах действуют многочислен­ные фирмы подобного рода. Наибо­лее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области по­литического маркетинга, является «Никколо М». Наряду с ней дейст­вуют десятки других менее извест­ных кампаний. Стоимость услуг таких фирм достаточно высока (по некоторым сведениям, полный комплекс услуг оценивается в де­сятки тыс. долларов). Успешный П.М. — необходимое условие удачной избирательной кампании.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ (< греч. mythos слово, сказание, преда­ние) — это статичный образ, опирающийся на верования и позво­ляющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, струк­турировать видение коллективного настоящего и будущего. При иссле­довании политического мифа чаще всего используют методологичес­кий подход К. Юнга, согласно кото­рому миф интерпретируется как проекция коллективного бессозна­тельного (архетипов) на некоторые реальные объекты. П.М. — это реакция на невозможность рацио­нально объяснить происходящие радикальные изменения. Наиболее распространенными темами поли­тических мифов являются: миф о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ — проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, цен­ностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме. К протестным формам поведения от­носятся митинги, демонстрации, ше­ствия, пикетирования, подписание петиций, массовые и групповые на­сильственные акции. Причинами, обусловливающими протестное по­ведение, являются: депривация, кри­зис традиционных норм и ценностей политической культуры, делегитимация политического режима.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНА­ЛИЗ — направление политичес­кой психологии и политологии, в рамках которого изучаются бессо­знательные, глубинные аспекты политических явлений и процессов. П.П. применяется для исследова­ния политического лидерства, по­литических режимов, политическо­го поведения, политической куль­туры. Наибольшее распростране­ние получило психоаналитическое исследование феномена политического лидерства, в рамках которого выделяются два направления: психобиографическое и психоистори­ческое. С позиций психобиографии корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношес­кого развития. Поэтому в рамках этого направления значительное внимание уделяется влиянию ран­них периодов жизни (биографическим особенностям) на структуры бессознательного личности. Доста­точно часто при этом подходе уде­ляется внимание роли компенсаторных механизмов (путям и спосо­бам компенсации низкой самооцен­ки) и их влиянию на политическое поведение. Психобиографический подход нашел отражение в много­численных работах, среди которых: «Томас Вудро Вильсон, 28-й пре­зидент США. Психологическое ис­следование» З. Фрейда и У. Булли­та, «Психопатология и политика» Г. Лассуэлла, «Анатомия челове­ческой деструктивности» Э. Фром­ма, «Революционная личность. Ленин. Троцкий. Ганди» В. Вильфенштейна и др. Психоисторию же, в отличие от психобиографии, ин­тересуют бессознательные меха­низмы поведения личности в кон­тексте социальных и политических событий, «точки пересечения» ин­дивидуальных и социальных бессо­знательных травм. Эта парадигма была сформулирована в 1957 г. президентом американской истори­ческой ассоциации У. Лангером, а свое дальнейшее развитие получи­ла в трудах американского психоло­га Э. Эриксона о Лютере и Ганди, американского политолога Л. Пая и психоисторика Р. Лифтона о Мао Цзэдуне и др. Основы психоанали­за политических режимов были за­ложены в работах Э. Фромма «Бег­ство от свободы» и В. Райха «Пси­хология масс и фашизм». Методо­логический подход к исследованию политического  поведения  был сформулирован 3. Фрейдом в рабо­те «Массовая психология и анализ человеческого «Я». П.П. помогает за обычными фактами политичес­кой жизни увидеть глубинные, су­щественные причины их возникно­вения и развития.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ (<франц. regime порядок, система правил, государственный строй) — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов дости­жения политических целей и осу­ществления власти. Данное поня­тие раскрывает динамический, функциональный характер поли­тической системы. В политичес­кой науке отсутствует единая трак­товка относительно содержатель­ного аспекта понятия «П.Р.» Так, Ж.Д. Кермонн понимает под ним «совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию полити­ческой власти данной страны на оп­ределенный период». Свою трак­товку предлагают Г. 0'Доннелл и Ф. Шмиттер: «Режим — это сово­купность структур явных или скры­тых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также ха­рактеристики деятелей, которые считаются для этих режимов подхо­дящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и страте­гии в целях получения желаемого назначения». Г. Лассуэлл и Каплан считают, что «режим («струк­тура правительства», «политичес­кий строй») — это система политических форм». Наиболее часто встречающейся   типологизацией режимов является их подразделе­ние на тоталитаризм, авторитаризм и демократию.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК — это вероятность нежелательных поли­тических событий. В зависимости от факторов, влияющих на полити­ческий процесс, П.Р. подразделяют на   легально-правительственный (обусловленный принятием поли­тических решений) и экстралегаль­ный (обусловленный независящи­ми от правительства обстоятельст­вами). К факторам легально-правительственного риска относятся: выборы, изменение целей и при­оритетов проводимой политики, полная или частичная экспропри­ация собственности, разрыв дипло­матических отношений и т.п. К фак­торам экстралегального риска относятся война, революция, полити­ческий терроризм, забастовки и т.п. Характер и уровень политического риска оцениваются с помощью спе­циальных индексов и показателей внутриполитической нестабильнос­ти. Индекс политического риска определяется с помощью различ­ных эконометрических и математи­ческих методов. Существует не­сколько разновидностей индексов BERI (Business Environment Risk Index), PRI (Political Risk Index) и Foreland (индекс риска с пятилет­ним прогнозом). Оценки уровней политического риска более ста восьмидесяти государств ежегодно публикуются в специальной лите­ратуре. Россия в 90-х гг. занимала одно из последних мест по показателю политического риска (высо­кая степень нестабильности).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ  (<греч. symbolon знак, опознава­тельная примета) — знак, выполняющий коммуникативную функ­цию, устанавливающий  связь между личностью и властью. К по­литическим символам относятся: флаг, герб и гимн государства, ло­зунги, памятные даты, политические ритуалы. Для каждой полити­ческой культуры присущи свои поли­тические символы. Приобщение к их содержанию и смыслу осуществля­ется через процесс политической со­циализации.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (< греч. stereos твердый, tupos от­печаток) — упрощенное, схематическое, деформированное и ценност­но-ориентированное представление о политических объектах. Для стерео­типа характерна персонификация со­бытий, высокий эмоциональный заряд, иррациональность, устойчи­вость. П.С. в обыденном сознании может заменить знания, значительно упрощая процесс ориентации в по­литическом пространстве.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРО­РИЗМ — оппозиционная деятель­ность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. П.Т. относится к политическим преступлениям. По разным основаниям выделяются некоторые виды терро­ризма. По идеологическому при­знаку П.Т. подразделяется на пра­вый и левый; по преследуемым целям — на культуротворческий, рациональный и идеологический; по исторической направленнос­ти — на «анархо-идеологический» и «культурно-сепаратистский».

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"