Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

Б

БИХЕВИОРИЗМ (< лат. behaviour поведение) — подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политичес­ких объектов. Б. возник и активно развивался в политической науке в 30—50-е гг. как реакция на неудовлетворенность историческим и институциональным   подходами, страдавших описательностью и бессистемностью. Его основопо­ложниками считаются американ­ские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. «Единицей» полити­ческого исследования в рамках дан­ного подхода было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Основные принципы бихевиорального движения были сформулированы  Д. Истоном: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политичес­ком поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и про­гностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения дан­ных необходимо использовать аде­кватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный харак­тер, т.е. стремиться раскрыть ос­новные   причинно-следственные связи, все многообразие наблюдае­мых структур; 6) политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д. Значительный вклад Б. внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия ре­шений. Б. сыграл заметную роль в становлении и развитии сравни­тельной и прикладной политологии. В то же самое время неодно­кратно высказывались критичес­кие замечания по поводу злоупотребления количественными мето­дами анализа. Подчеркивалось, что увлеченность методами мате­матического и статистического анализа в ущерб качественным снижает потенциал и результативность исследований.

БЮРОКРАТИЯ (< франц. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управ­ления и выполнением решений высших органов власти. Деятель­ность этой прослойки основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и про­цедур.

В

ВЕБЕР Макс (1864—1929) — один из крупнейших представите­лей западной социологии и политологии. В. нередко называли вели­ким   буржуазным   антиподом К. Маркса или «Марксом буржуа­зии». Труды В. сегодня являются классикой западной социальной и политической науки. В центре по­литической социологии Вебера — проблема власти. Власть, основан­ную на приказе и подчинении, В. называл господством. Основой гос­подства является легитимность. Проблема легитимного господ­ства — одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологи­ческие подходы, сформулирован­ные выдающимся ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей после­дующей политической науки.

ВЛАСТЬ  ПОЛИТИЧЕСКАЯ — один из видов власти в обществе, отличительными чертами которого являются: а) легальность в исполь­зовании силы и других средств властвования в пределах страны; б) верховенство, обязательность решений В.П. для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; в) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обра­щение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона); г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра при­нятия решений (в отличие, напри­мер, от власти экономической); д) многообразие ресурсов (прину­дительных, экономических, ин­формационных и др.). В.П. под­разделяется на государственную и общественную власть. Государст­венная власть обеспечивается со­ответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юриди­ческой  базой.  Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средст­вами массовой информации, общественным мнением.

Г

ГЕОПОЛИТИКА (<  греч. gё Земля, politike политика) — наука, изучающая обусловленность политических процессов в больших со­циальных системах географичес­ким положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географи­ческих и временных условий их раз­вития; сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; про­гноз и рекомендации по проведе­нию политической стратегии преобразования пространства. Основ­ными геополитическими фактора­ми выступают: географические (пространственное    положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социаль­ная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономи­ческие (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стра­тегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.); культурные (конфессио­нальные, национальные традиции, уровень развития науки, образова­ния, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограни­ченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности насе­ления различных стран и т.д.).

ГЛОБАЛИСТИКА  —  система междисциплинарных научных зна­ний о жизненно важных общечеловеческих проблемах. Глобальные проблемы: а) затрагивают жизнен­ные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты; б) выступают в качестве объектив­ного фактора развития современ­ной цивилизации; в) приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибе­лью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их преодоления; г) требуют для своего разрешения коллективных усилий всего мирового сообщества. К гло­бальным проблемам современнос­ти ученые относят такие, как предотвращение ядерной войны и со­хранение мира во всем мире, охра­на окружающей среды, этнополитическая, энергетическая, сырье­вая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освое­ние космоса и богатств Мирового океана, ликвидация опасных болез­ней и т.д. В рамках исследований по Г. оформляется новое научное на­правление — политическая глобалистика, изучающая мировые про­блемы, которые имеют политичес­кий характер или связаны с полити­ческой сферой.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — нижняя палата Федерального Со­брания. Включает 450 депутатов, избираемых по смешанной избира­тельной системе. Депутатом Госу­дарственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. К сфере ведения Государственной Думы относятся: утверж­дение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам чело­века; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов; ра­тификация или денонсация междуна­родных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае трехкратного отклонения кандидату­ры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом, а также в случае двукратного выраже­ния недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев.

ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обла­дающая суверенитетом, монопо­лией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управ­ление обществом с помощью спе­циального механизма (аппарата). Важнейшими конституирующими элементами государства выступают территория, население (народ) и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как эле­мент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и под­чиняющееся его власти. Государст­венная власть суверенна, т.е. обла­дает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи су­веренной, государственная власть, во-первых, является универсаль­ной, распространяясь на все насе­ление и все общественные органи­зации;   во-вторых, обладает преро­гативой отменить любые проявле­ния всех иных общественных влас­тей; в-третьих, имеет исключитель­ные средства воздействия, которы­ми никто, кроме нее, не располага­ет (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

ГРАЖДАНСКОЕ общество - совокупность социальных образо­ваний: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, рели­гиозными и др. интересами, реали­зуемыми вне сферы деятельности государства. По некоторым сведениям термин Г. О. был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально Г. О. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля Г.О. опре­деляется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Согласно Гегелю, Г.О. возникает из физических и со­циальных потребностей, в нем ин­дивиды преследуют свои интересы в установленных пределах. В современной науке принято считать, что в структуру гражданского общества входят: частная собственность и различные негосударственные эко­номические структуры, семья, ас­социации, образованные по этническому, религиозному или какому-либо другому признаку, органы местного самоуправления и т.д. Г.О. выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализа­ции частных интересов независимо от государства, обеспечивает га­рантии прав человека, ограничива­ет сферу деятельности государства, является социальной основой де­мократии и правового государства. Впервые Г.О. возникло в Западной Европе. Его формирование нача­лось в период зарождения капита­лизма. Отсутствие и неразвитость гражданского общества является одной из причин существования и воспроизводства авторитаризма. В России Г.О. начинает формиро­ваться в период царствования Александра I. Именно в это время возникают отдельные сферы граж­данской жизни, не связанные с го­сударством. Частная жизнь светского общества начинает протекать в салонах, клубах и др. относитель­но самостоятельных учреждениях. После реформ Александра II Г.О. формируется в виде земств, различ­ных союзов предпринимателей, ин­ститутов милосердия, обществ, содействующих развитию науки и ис­кусства. Процесс формирования Г.О. был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 г. и гражданской войной. В 30-е гг. процесс тотального огосударствле­ния всех сфер человеческой дея­тельности довершил разрушение остатков еще неразвитого Г.О. Тоталитаризм блокировал саму воз­можность возникновения и разви­тия Г.О. Становление правового государства связано с формированием Г.О., предпосылками которо­го являются: переход к рыночной экономике, появление специфичес­ких групповых интересов, рост чис­ленности среднего класса, появление независимых гражданских ас­социаций, создание правовых га­рантий для свободной деятельности независимых общественных объ­единений, установление горизон­тальных связей между социальны­ми группами, коллективами, организациями.

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — объ­единения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. Главными функциями групп интересов являются: артикуляция и агрегирование интересов, коммуни­кация и рекрутация. Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют Г.И. на: 1) аномические и институциональные. Группы первого вида плохо организованы, возникают спонтанно и имеют склонность к насильственным ме­тодам деятельности (толпы, демон­страции, митинги и т.п.). Вторые действуют на постоянной основе, имеют высокую степень результа­тивности, хорошо организованы (профсоюзы,   предпринимательские ассоциации и др.). 2) Ассоци­ативные (добровольные) и неассоциативные     (недобровольные). Французский политолог Ж. Блондель выделяет среди групп интере­сов: 1) группы по обычаю, возникающие на основе общинных, кас­товых или плановых связей; 2) ин­ституциональные группы, основы­вающиеся на формальных организа­циях внутри государственного аппа­рата (лоббистские группировки в парламенте   и   правительстве);3) группы защиты, стремящиеся к реализации своих интересов (проф­союзы, банковские союзы, общества защиты прав потребителей и т.п.);4) группы поддержки, ориентиро­ванные на строго ограниченные цели (экономические и антивоенные движения, ассоциации защиты прав потребителей). По сферам деятель­ности выделяют экономические, со­циальные, социокультурные Г.И. По сферам влияния Г.И. делятся на об­щегосударственные и региональные. В отличие от политических партий Г.И. не ставят своей целью борьбу за власть. Деятельность Г.И. получила название «лоббизм».

Д

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яков­левич (1822—1885) — философ, публицист,   естествоиспытатель. Д. — создатель оригинальной философско-исторической системы, известной в научной литературе как теория   культурно-исторических типов. Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В исто­рии русской мысли антизападная позиция Д. выделяется своей последовательностью и радикализмом. Европа и Россия, по Д., принадле­жат к совершенно различным культурно-историческим типам. В цент­ре геополитической концепции Д. — идея славянства, остаивание славянской независимости и само­бытности, Россия как «солнце сла­вянства». Согласно Д., в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константи­нополе, который мог стать «Тре­тьим Римом» в образе                  «славянско-православного Рима». Основные работы Д.: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политичес­кие отношения славянского мира к германо-романскому» (1871), «Сборник политических и экономических статей» (1890).

ДЕЛЕГАТИВНАЯ ДЕМОКРА­ТИЯ — одна из разновидностей гибридных  режимов.  Понятие «Д.Д.» было введено в политичес­кую науку аргентинским политоло­гом 0'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами явля­ются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится выс­шим   толкователем   интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-либо ограничений исполни­тельной власти, кроме неформаль­ных отношений и сроков переиз­брания ее главы; 4) наличие граж­данских прав и свобод; 5) формаль­ный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенацио­нальным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интере­сов. Д.Д., по мнению автора кон­цепции, отличается от представи­тельной отсутствием горизонталь­ной подотчетности исполнительной власти. В представительной демо­кратии существует как вертикаль­ная подотчетность власти (выбо­ры), так и горизонтальная (система разделения властей, «сдержек и противовесов»). Отсутствие гори­зонтальной подотчетности при Д.Д. обусловлено низкой степенью институализации власти. Поскольку Д.Д. является промежуточным типом политического режима, по­стольку существуют две потенци­альные альтернативы его развития. Одна их них сводится к регрессии Д.Д. и откату к авторитаризму; дру­гая — к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоя­щее время понятие «Д.Д.» исполь­зуется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России.

ДЕМАГОГИЯ (< греч. demagogia, demos народ, ago вести) — заявле­ния, высказывания, выступления, в которых для достижения полити­ческих целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием.

ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть наро­да) — политический режим, характеризующийся следующими при­знаками: 1)гарантиями прав и сво­бод человека; 2) наличием всеоб­щего избирательного права и сво­бодных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политичес­ким плюрализмом; 5) публичнос­тью власти; 6) разделением влас­тей; 7) политической конкурен­цией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, беру­щая свое начало от античной тради­ции, была наиболее полно разрабо­тана Ж.Ж. Руссо. Ее главными по­ложениями являются: тождество (идентичность) правителей и уп­равляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представи­тельной теории, при демократии сохраняются различия между пра­вящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными    представителями. Представительная демократия сво­дится к совокупности способов вы­явления и согласования различных социальных интересов.  Вторая трактовка является доминирующей в современной политической науке. Существует несколько теоретичес­ких моделей демократии: теория элитистской демократии (демократического господства элит), теория либеральной демократии, теория плюралистической   демократии, теория плебисцитарной демокра­тии, теория партисипаторной демо­кратии, теория полиархии Р. Даля.

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"