Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
Б
БИХЕВИОРИЗМ (< лат. behaviour поведение) — подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов. Б. возник и активно развивался в политической науке в 30—50-е гг. как реакция на неудовлетворенность историческим и институциональным подходами, страдавших описательностью и бессистемностью. Его основоположниками считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. «Единицей» политического исследования в рамках данного подхода было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Основные принципы бихевиорального движения были сформулированы Д. Истоном: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и прогностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3) для получения данных необходимо использовать адекватные методы; 4) интерпретация полученных данных и их оценка должны быть дифференцированы, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный характер, т.е. стремиться раскрыть основные причинно-следственные связи, все многообразие наблюдаемых структур; 6) политическая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д. Значительный вклад Б. внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Б. сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии. В то же самое время неоднократно высказывались критические замечания по поводу злоупотребления количественными методами анализа. Подчеркивалось, что увлеченность методами математического и статистического анализа в ущерб качественным снижает потенциал и результативность исследований.
БЮРОКРАТИЯ (< франц. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управления и выполнением решений высших органов власти. Деятельность этой прослойки основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.
В
ВЕБЕР Макс (1864—1929) — один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. В. нередко называли великим буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуазии». Труды В. сегодня являются классикой западной социальной и политической науки. В центре политической социологии Вебера — проблема власти. Власть, основанную на приказе и подчинении, В. называл господством. Основой господства является легитимность. Проблема легитимного господства — одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологические подходы, сформулированные выдающимся ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей последующей политической науки.
ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — один из видов власти в обществе, отличительными чертами которого являются: а) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; б) верховенство, обязательность решений В.П. для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; в) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона); г) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической); д) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и др.). В.П. подразделяется на государственную и общественную власть. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Г
ГЕОПОЛИТИКА (< греч. gё Земля, politike политика) — наука, изучающая обусловленность политических процессов в больших социальных системах географическим положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития; сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства. Основными геополитическими факторами выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономические (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.); культурные (конфессиональные, национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и т.д.).
ГЛОБАЛИСТИКА — система междисциплинарных научных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах. Глобальные проблемы: а) затрагивают жизненные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого отдельного жителя нашей планеты; б) выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации; в) приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их преодоления; г) требуют для своего разрешения коллективных усилий всего мирового сообщества. К глобальным проблемам современности ученые относят такие, как предотвращение ядерной войны и сохранение мира во всем мире, охрана окружающей среды, этнополитическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая проблемы, мирное освоение космоса и богатств Мирового океана, ликвидация опасных болезней и т.д. В рамках исследований по Г. оформляется новое научное направление — политическая глобалистика, изучающая мировые проблемы, которые имеют политический характер или связаны с политической сферой.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — нижняя палата Федерального Собрания. Включает 450 депутатов, избираемых по смешанной избирательной системе. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин, достигший 21 года. К сфере ведения Государственной Думы относятся: утверждение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; принятие федеральных законов; ратификация или денонсация международных договоров РФ; вопросы войны и мира. Г.Д. может быть распущена Президентом РФ в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом, а также в случае двукратного выражения недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев.
ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). Важнейшими конституирующими элементами государства выступают территория, население (народ) и суверенная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и все общественные организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).
ГРАЖДАНСКОЕ общество - совокупность социальных образований: групп, коллективов, организаций, ассоциаций, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными, религиозными и др. интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства. По некоторым сведениям термин Г. О. был впервые употреблен в Англии в 1594 г., а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально Г. О. трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля Г.О. определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. Согласно Гегелю, Г.О. возникает из физических и социальных потребностей, в нем индивиды преследуют свои интересы в установленных пределах. В современной науке принято считать, что в структуру гражданского общества входят: частная собственность и различные негосударственные экономические структуры, семья, ассоциации, образованные по этническому, религиозному или какому-либо другому признаку, органы местного самоуправления и т.д. Г.О. выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает автономию человека и возможности реализации частных интересов независимо от государства, обеспечивает гарантии прав человека, ограничивает сферу деятельности государства, является социальной основой демократии и правового государства. Впервые Г.О. возникло в Западной Европе. Его формирование началось в период зарождения капитализма. Отсутствие и неразвитость гражданского общества является одной из причин существования и воспроизводства авторитаризма. В России Г.О. начинает формироваться в период царствования Александра I. Именно в это время возникают отдельные сферы гражданской жизни, не связанные с государством. Частная жизнь светского общества начинает протекать в салонах, клубах и др. относительно самостоятельных учреждениях. После реформ Александра II Г.О. формируется в виде земств, различных союзов предпринимателей, институтов милосердия, обществ, содействующих развитию науки и искусства. Процесс формирования Г.О. был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 г. и гражданской войной. В 30-е гг. процесс тотального огосударствления всех сфер человеческой деятельности довершил разрушение остатков еще неразвитого Г.О. Тоталитаризм блокировал саму возможность возникновения и развития Г.О. Становление правового государства связано с формированием Г.О., предпосылками которого являются: переход к рыночной экономике, появление специфических групповых интересов, рост численности среднего класса, появление независимых гражданских ассоциаций, создание правовых гарантий для свободной деятельности независимых общественных объединений, установление горизонтальных связей между социальными группами, коллективами, организациями.
ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений. Главными функциями групп интересов являются: артикуляция и агрегирование интересов, коммуникация и рекрутация. Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют Г.И. на: 1) аномические и институциональные. Группы первого вида плохо организованы, возникают спонтанно и имеют склонность к насильственным методам деятельности (толпы, демонстрации, митинги и т.п.). Вторые действуют на постоянной основе, имеют высокую степень результативности, хорошо организованы (профсоюзы, предпринимательские ассоциации и др.). 2) Ассоциативные (добровольные) и неассоциативные (недобровольные). Французский политолог Ж. Блондель выделяет среди групп интересов: 1) группы по обычаю, возникающие на основе общинных, кастовых или плановых связей; 2) институциональные группы, основывающиеся на формальных организациях внутри государственного аппарата (лоббистские группировки в парламенте и правительстве);3) группы защиты, стремящиеся к реализации своих интересов (профсоюзы, банковские союзы, общества защиты прав потребителей и т.п.);4) группы поддержки, ориентированные на строго ограниченные цели (экономические и антивоенные движения, ассоциации защиты прав потребителей). По сферам деятельности выделяют экономические, социальные, социокультурные Г.И. По сферам влияния Г.И. делятся на общегосударственные и региональные. В отличие от политических партий Г.И. не ставят своей целью борьбу за власть. Деятельность Г.И. получила название «лоббизм».
Д
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822—1885) — философ, публицист, естествоиспытатель. Д. — создатель оригинальной философско-исторической системы, известной в научной литературе как теория культурно-исторических типов. Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В истории русской мысли антизападная позиция Д. выделяется своей последовательностью и радикализмом. Европа и Россия, по Д., принадлежат к совершенно различным культурно-историческим типам. В центре геополитической концепции Д. — идея славянства, остаивание славянской независимости и самобытности, Россия как «солнце славянства». Согласно Д., в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «Третьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Основные работы Д.: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1871), «Сборник политических и экономических статей» (1890).
ДЕЛЕГАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие «Д.Д.» было введено в политическую науку аргентинским политологом 0'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами являются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-либо ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы; 4) наличие гражданских прав и свобод; 5) формальный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интересов. Д.Д., по мнению автора концепции, отличается от представительной отсутствием горизонтальной подотчетности исполнительной власти. В представительной демократии существует как вертикальная подотчетность власти (выборы), так и горизонтальная (система разделения властей, «сдержек и противовесов»). Отсутствие горизонтальной подотчетности при Д.Д. обусловлено низкой степенью институализации власти. Поскольку Д.Д. является промежуточным типом политического режима, постольку существуют две потенциальные альтернативы его развития. Одна их них сводится к регрессии Д.Д. и откату к авторитаризму; другая — к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоящее время понятие «Д.Д.» используется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России.
ДЕМАГОГИЯ (< греч. demagogia, demos народ, ago вести) — заявления, высказывания, выступления, в которых для достижения политических целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием.
ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть народа) — политический режим, характеризующийся следующими признаками: 1)гарантиями прав и свобод человека; 2) наличием всеобщего избирательного права и свободных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политическим плюрализмом; 5) публичностью власти; 6) разделением властей; 7) политической конкуренцией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, берущая свое начало от античной традиции, была наиболее полно разработана Ж.Ж. Руссо. Ее главными положениями являются: тождество (идентичность) правителей и управляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представительной теории, при демократии сохраняются различия между правящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сводится к совокупности способов выявления и согласования различных социальных интересов. Вторая трактовка является доминирующей в современной политической науке. Существует несколько теоретических моделей демократии: теория элитистской демократии (демократического господства элит), теория либеральной демократии, теория плюралистической демократии, теория плебисцитарной демократии, теория партисипаторной демократии, теория полиархии Р. Даля.