Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

ДЕПРИВАЦИЯ — состояние недо­вольства, вызываемое расхождени­ем между реальным и/или оценива­емым состоянием, к которому стре­мится субъект. Концепция депривации является исходной для объ­яснения протестных форм полити­ческого поведения. Существует несколько моделей Д. Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относи­тельная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порож­дающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными  возможностями». При изменении ценностных ориен­таций социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся ранее удовлетворительными, ста­новятся неприемлемыми. Возни­кающее стремление к новым стан­дартам жизни значительно расхо­дится с существующими возмож­ностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строит­ся на допущении сохранения преж­него типа ориентации и уровня на­дежд при резком падении жизнен­ных стандартов, сокращении объе­ма ценностей, которыми распола­гает субъект. Такое состояние об­разно обозначается как «револю­ция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной    депривации», включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким пе­риодом, когда возраставшие и удов­летворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что вы­ывает раздражение и озлоблен­ность.

ДЕСПОТИЯ — одна из разновид­ностей авторитарного режима, су­ществовавшая в странах Древнего Востока. Специфическими чертами этого режима являлись: концентра­ция власти в руках деспота, опирав­шегося на широкий слой государст­венных чиновников; теократичес­кий характер государства; государственная и общинная собствен­ность на землю.

ДИКТАТУРА (< лат. dictatura не­ограниченная власть) — полити­ческий режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назна­чавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения осо­бых поручений или в случаях угро­зы государству широкими полномо­чиями. Время правления диктатора было строго ограничено — не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. Само правле­ние диктатора и обозначалось сло­вом «Д.». Первыми диктаторами были Тит Ларций (498 г. до н.э.) и Марк Рутий (356 г. до н.э.). Пос­ледним историческим диктатором в Римской империи был Марк Юний Каннах (82 г. до н.э.). Д. Юлия Це­заря (47, 45—44 гг. до н.э.) носила уже более «современный» харак­тер и была, по существу, бессроч­ной узурпацией власти. После смерти Цезаря Антоний навсегда отменил диктатуру как форму правления. Однако история диктатуры на этом не заканчивается. Тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, Д. пролетариата, фашизм, авторита­ризм, тоталитаризм и др. — исто­рические разновидности диктатуры. Всем им присущ ряд общих черт: неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие разде­ления властей,  монополизация власти, бесправность человека, низкая степень легитимности власти, применение преимущественно репрессивных форм и методов со­циального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм  и  тоталитаризм. Причины возникновения диктатур весьма разнообразны. Их усмат­ривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсут­ствии развитого гражданского общества.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discriminatio различение) — ограни­чение или лишение прав определенной категории граждан по при­знаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Д. нарушает права человека. Формами дискриминации являются: сегрегация — переселение лиц какой-либо наци­ональности на специально отведенные   территории   (резервации, гетто) и геноцид — намеренное и систематическое физическое унич­тожение представителей опреде­ленной этнической, религиозный или социальной группы.

ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens не­согласный) — лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. Диссидентами называли в средневековой Европе вероотступников и еретиков, а в более поздние исторические перио­ды — тех индивидов, которые не придерживались господствующей религии. В Советском Союзе дис­сидентами называли членов право­защитного движения, которое уделяло основное внимание отстаива­нию таких прав и свобод, как сво­бода совести, слова, передвиже­ния, право на честь и достоинство личности и др.

ДЮВЕРЖЕ  Морис (1917) — франц. социолог и политолог, спе­циалист в области политической социологии. Основные работы: «Политические партии» (1951), «Идея  политики.  Применение власти в обществе» (1966) и др. Наибольшую известность ему принесли работы, посвященные иссле­дованию партий. Д. предложил под­разделять современные партии на массовые и кадровые. Им также были сформулированы «три социо­логических закона» взаимосвязи избирательных и партийных сис­тем. Их содержание сводится к сле­дующим положениям:1)пропорци­ональная избирательная система обусловливает    возникновение многопартийной системы, характе­ризующейся существованием автономных партий с жесткой внутрен­ней структурой; 2) абсолютная ма­жоритарная избирательная систе­ма порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная ма­жоритарная избирательная систе­ма влияет на формирование двухпартийной системы.

Е

ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и       общественно-политическое движение русской эмиграции 20—30-х гг. XX в. Главные представители евразийской мысли — Н.С. Трубецкой (1890—1938), П.Н. Савицкий (1895—1965),  Л.П.  Красавин (1882—1952), Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. представители Е. обосновывали развитие России как особой цивилизации — Евра­зии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с «единой                  культурно-государственной евразийской идеоло­гией правящего слоя», выдвигае­мого путем отбора из народа.

З

ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейно-политическое течение русской обще­ственной мысли. Существует предположение, что термин «З.» ввел в оборот Н.В. Гоголь. Идеалом за­падников было приобщение России к ценностям и достижениям запад­ной цивилизации. По своему содер­жанию, идейной направленности 3. было неоднородно. В нем просле­живаются два основных течения: умеренное и радикальное (револю­ционное). Представители первого течения — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др. — провозглашали целью общественного развития утверждение правового порядка, парламента­ризма и конституционной монар­хии.  Сторонники второго  — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — видели бу­дущее России в утверждении социалистического идеала.

И

ИДЕНТИЧНОСТЬ (< лат. Identifico отождествление) —  осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего стату­са и роли. Понятие «И.» было вве­дено в науку 3. Фрейдом. Более по­дробно концепция идентичности была разработана Э. Эриксоном. Американский ученый выделял персональную И. как результат осознания личностью подлинности и неизменности бытия, своей принадлежности к определенному вре­мени и пространству и социальную

И. как ощущение личностью своей принадлежности к некоей группе, сообществу, осознание некоторых групповых ценностей. В политологии под идентичностью понимается чувство принадлежности личности к определенной группе, согласие с определенными    политическими ценностями, выражение симпатий к определенной политической пар­тии или лидеру и оказание им под­держки.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в пред­ставительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеоб­щий, равный и тайный характер. Существует три типа избиратель­ных систем: мажоритарная, про­порциональная и смешанная. При мажоритарной системе избран­ным считается депутат, набрав­ший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависи­мости от законодательной трак­товки понятия «большинство», мажоритарные системы подразде­ляются на: а) абсолютные, в кото­рых для победы кандидата на вы­борах необходимо собрать как ми­нимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо со­брать простое большинство голо­сов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажо­ритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинст­ва голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кан­дидата, набравшие наибольшее ко­личество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорци­ональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударствен­ном уровне и б) на уровне много­мандатных округов. При смешан­ной избирательной системе часть депутатов избирается по мажори­тарному, а часть по пропорцио­нальному принципу. В России вы­боры в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избирают­ся по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.

ИЛЬИН   Иван   Александрович (1883—1954) — религиозный фи­лософ и правовед. Область политических исследований И. не ограничивалась философскими трактата­ми о власти, государстве и праве и включала в себя поиски политичес­кого идеала, решение проблемы со­отношения нравственности и политики, анализ вопросов перехода от тоталитаризма к демократии. И. — идеолог неомонархизма. Монархи­ческий идеал, по И., не обязательно должен быть воплощен для всех стран и народов, так как основу мо­нархии составляет определенный уклад нации, ее правосознание. Те народы, у которых эти качества раз­рушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как высший политический строй. Для России после крушения коммуниз­ма И. считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим,     ведущим слоем «национальной диктатуры». Основные работы И.: «Понятие права и силы: опыт методологичес­кого анализа» (1910), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Наши задачи» (1956).

ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственно­го устройства. Признаками импе­рии являются: высокая концентра­ция власти, ее распространение на обширную территорию; значитель­но этнически и культурно разнород­ный состав населения; экспансионистские стремления элиты; силь­ный бюрократический аппарат. Империи возникают в результате широкой территориальной экспансии, осуществляемой правящими элитами. Для создания и сохране­ния империй политические элиты вынуждены не только осущест­влять физическое насилие, но и создавать мощный и эффективный бюрократический аппарат, способ­ствовать экономическому развитию провинций и периферии. Примера­ми империй могут служить Римская империя, империя инков, Россий­ская империя.

ИМПИЧМЕНТ (< англ. impeachement обвинение) — процедура вы­движения обвинения против президента и отстранения его от должнос­ти. Как правило, отрешение президента от власти возможно в случаях нарушения Конституции или госу­дарственной измены. Для отстране­ния президента от власти необходимо решение не менее 2/3 депутатов обеих палат парламента. Затем дело передается на рассмотрение в выс­шие судебные органы власти.

ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступле­ния в должность главы государства.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — организация политической дея­тельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур. В политические институ­ты включаются: 1) общепринятые и признанные политические нормы и ценности: 2) общепринятые модели политического поведения: 3) формы организации политических от­ношений; 4) контроль за соблюде­нием правил и норм. К политичес­ким институтам относятся государ­ственные органы власти (парла­мент, правительство, суд), структу­ры, осуществляющие представи­тельство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм), способы избрания долж­ностных лиц (избирательные систе­мы) и др. Каждый И.П. специали­зируется на выполнении специфических функций.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс образова­ния, закрепления и признания основными политическими акторами политических норм, процедур, цен­ностей и эталонов политического поведения, а также способов кон­троля за их соблюдением. И.П. — важнейшее условие политической стабильности. Она зависит от степени автономности политических структур, их адаптации и интегра­ции.

К

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Алек­сандрович (1868—1920) — рус. юрист, правовед. Один из представителей рус. «возрожденного естественного права», либерализма. Одна из главных тем творчества К. — правовое государство, кото­рое он считал высшей формой госу­дарственности, выработанной человечеством. Суть правового госу­дарства, по Кистяковскому, — ог­раниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, непри­косновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее пре­стиж, обаяние, авторитет, тради­ция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее — главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправ­данием, — это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных обще­ственных отношений в соответст­вие с идеей должного, т.е. с право­вой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мне­нию Кистяковского, неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией — причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституцион­ного права и, тем самым, продемон­стрировала свое правовое убожест­во. Поскольку, как считал Кистяковский, правосознание народа от­ражается в его способности созда­вать организации и вырабатывать для них известные формы, постоль­ку убожество правосознания, низ­кий уровень правовой и политичес­кой культуры приводят к примитив­ному толкованию права как чисто нормативных актов, а воплощени­ем подобного толкования права яв­ляется полицейское государство. Не случайно, отмечал русский мыс­литель, государство в русском по­нимании — это всеохватывающее государство. Но такое государст­во — отклонение от должного. Во­площением же должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограни­чено правами личности, а с дру­гой — обеспечивает их соблюде­ние. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы.

КЛИКА (< франц. clique шайка, банда) — небольшая группа людей, основанная на неформаль­ных и личных связях и объединен­ная вокруг определенного полити­ческого лидера. Как правило, целью деятельности клики являет­ся захват и удержание государст­венной власти насильственным путем.

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"