Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
ДЕПРИВАЦИЯ — состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и/или оцениваемым состоянием, к которому стремится субъект. Концепция депривации является исходной для объяснения протестных форм политического поведения. Существует несколько моделей Д. Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относительная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порождающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориентаций социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся ранее удовлетворительными, становятся неприемлемыми. Возникающее стремление к новым стандартам жизни значительно расходится с существующими возможностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строится на допущении сохранения прежнего типа ориентации и уровня надежд при резком падении жизненных стандартов, сокращении объема ценностей, которыми располагает субъект. Такое состояние образно обозначается как «революция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной депривации», включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким периодом, когда возраставшие и удовлетворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что выывает раздражение и озлобленность.
ДЕСПОТИЯ — одна из разновидностей авторитарного режима, существовавшая в странах Древнего Востока. Специфическими чертами этого режима являлись: концентрация власти в руках деспота, опиравшегося на широкий слой государственных чиновников; теократический характер государства; государственная и общинная собственность на землю.
ДИКТАТУРА (< лат. dictatura неограниченная власть) — политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями. Время правления диктатора было строго ограничено — не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. Само правление диктатора и обозначалось словом «Д.». Первыми диктаторами были Тит Ларций (498 г. до н.э.) и Марк Рутий (356 г. до н.э.). Последним историческим диктатором в Римской империи был Марк Юний Каннах (82 г. до н.э.). Д. Юлия Цезаря (47, 45—44 гг. до н.э.) носила уже более «современный» характер и была, по существу, бессрочной узурпацией власти. После смерти Цезаря Антоний навсегда отменил диктатуру как форму правления. Однако история диктатуры на этом не заканчивается. Тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, Д. пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. — исторические разновидности диктатуры. Всем им присущ ряд общих черт: неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие разделения властей, монополизация власти, бесправность человека, низкая степень легитимности власти, применение преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения диктатур весьма разнообразны. Их усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества.
ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discriminatio различение) — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Д. нарушает права человека. Формами дискриминации являются: сегрегация — переселение лиц какой-либо национальности на специально отведенные территории (резервации, гетто) и геноцид — намеренное и систематическое физическое уничтожение представителей определенной этнической, религиозный или социальной группы.
ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens несогласный) — лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. Диссидентами называли в средневековой Европе вероотступников и еретиков, а в более поздние исторические периоды — тех индивидов, которые не придерживались господствующей религии. В Советском Союзе диссидентами называли членов правозащитного движения, которое уделяло основное внимание отстаиванию таких прав и свобод, как свобода совести, слова, передвижения, право на честь и достоинство личности и др.
ДЮВЕРЖЕ Морис (1917) — франц. социолог и политолог, специалист в области политической социологии. Основные работы: «Политические партии» (1951), «Идея политики. Применение власти в обществе» (1966) и др. Наибольшую известность ему принесли работы, посвященные исследованию партий. Д. предложил подразделять современные партии на массовые и кадровые. Им также были сформулированы «три социологических закона» взаимосвязи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям:1)пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой; 2) абсолютная мажоритарная избирательная система порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная мажоритарная избирательная система влияет на формирование двухпартийной системы.
Е
ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции 20—30-х гг. XX в. Главные представители евразийской мысли — Н.С. Трубецкой (1890—1938), П.Н. Савицкий (1895—1965), Л.П. Красавин (1882—1952), Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. представители Е. обосновывали развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с «единой культурно-государственной евразийской идеологией правящего слоя», выдвигаемого путем отбора из народа.
З
ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейно-политическое течение русской общественной мысли. Существует предположение, что термин «З.» ввел в оборот Н.В. Гоголь. Идеалом западников было приобщение России к ценностям и достижениям западной цивилизации. По своему содержанию, идейной направленности 3. было неоднородно. В нем прослеживаются два основных течения: умеренное и радикальное (революционное). Представители первого течения — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др. — провозглашали целью общественного развития утверждение правового порядка, парламентаризма и конституционной монархии. Сторонники второго — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — видели будущее России в утверждении социалистического идеала.
И
ИДЕНТИЧНОСТЬ (< лат. Identifico отождествление) — осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего статуса и роли. Понятие «И.» было введено в науку 3. Фрейдом. Более подробно концепция идентичности была разработана Э. Эриксоном. Американский ученый выделял персональную И. как результат осознания личностью подлинности и неизменности бытия, своей принадлежности к определенному времени и пространству и социальную
И. как ощущение личностью своей принадлежности к некоей группе, сообществу, осознание некоторых групповых ценностей. В политологии под идентичностью понимается чувство принадлежности личности к определенной группе, согласие с определенными политическими ценностями, выражение симпатий к определенной политической партии или лидеру и оказание им поддержки.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеобщий, равный и тайный характер. Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается депутат, набравший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависимости от законодательной трактовки понятия «большинство», мажоритарные системы подразделяются на: а) абсолютные, в которых для победы кандидата на выборах необходимо собрать как минимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо собрать простое большинство голосов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажоритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорциональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударственном уровне и б) на уровне многомандатных округов. При смешанной избирательной системе часть депутатов избирается по мажоритарному, а часть по пропорциональному принципу. В России выборы в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избираются по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.
ИЛЬИН Иван Александрович (1883—1954) — религиозный философ и правовед. Область политических исследований И. не ограничивалась философскими трактатами о власти, государстве и праве и включала в себя поиски политического идеала, решение проблемы соотношения нравственности и политики, анализ вопросов перехода от тоталитаризма к демократии. И. — идеолог неомонархизма. Монархический идеал, по И., не обязательно должен быть воплощен для всех стран и народов, так как основу монархии составляет определенный уклад нации, ее правосознание. Те народы, у которых эти качества разрушены или отсутствуют, не способны воспринять монархию как высший политический строй. Для России после крушения коммунизма И. считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры». Основные работы И.: «Понятие права и силы: опыт методологического анализа» (1910), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Наши задачи» (1956).
ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственного устройства. Признаками империи являются: высокая концентрация власти, ее распространение на обширную территорию; значительно этнически и культурно разнородный состав населения; экспансионистские стремления элиты; сильный бюрократический аппарат. Империи возникают в результате широкой территориальной экспансии, осуществляемой правящими элитами. Для создания и сохранения империй политические элиты вынуждены не только осуществлять физическое насилие, но и создавать мощный и эффективный бюрократический аппарат, способствовать экономическому развитию провинций и периферии. Примерами империй могут служить Римская империя, империя инков, Российская империя.
ИМПИЧМЕНТ (< англ. impeachement обвинение) — процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности. Как правило, отрешение президента от власти возможно в случаях нарушения Конституции или государственной измены. Для отстранения президента от власти необходимо решение не менее 2/3 депутатов обеих палат парламента. Затем дело передается на рассмотрение в высшие судебные органы власти.
ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступления в должность главы государства.
ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — организация политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур. В политические институты включаются: 1) общепринятые и признанные политические нормы и ценности: 2) общепринятые модели политического поведения: 3) формы организации политических отношений; 4) контроль за соблюдением правил и норм. К политическим институтам относятся государственные органы власти (парламент, правительство, суд), структуры, осуществляющие представительство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм), способы избрания должностных лиц (избирательные системы) и др. Каждый И.П. специализируется на выполнении специфических функций.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс образования, закрепления и признания основными политическими акторами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а также способов контроля за их соблюдением. И.П. — важнейшее условие политической стабильности. Она зависит от степени автономности политических структур, их адаптации и интеграции.
К
КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868—1920) — рус. юрист, правовед. Один из представителей рус. «возрожденного естественного права», либерализма. Одна из главных тем творчества К. — правовое государство, которое он считал высшей формой государственности, выработанной человечеством. Суть правового государства, по Кистяковскому, — ограниченность власти признанием за личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав. Наиболее характерными признаками правового государства являются: безличность и абстрактность власти, ее престиж, обаяние, авторитет, традиция, привычка, сила, нравственное оправдание. Последнее — главный признак власти, закрепленный в правовых нормах. Отсюда следует вывод о том, что правовая идея, связанная с нравственным оправданием, — это идея должного. И главная проблема состоит в приведении фактических реальных общественных отношений в соответствие с идеей должного, т.е. с правовой идеей. Основным содержанием правовой идеи выступает свобода. По мнению Кистяковского, неосвоенность комплекса правовых идей русской интеллигенцией — причина того, что она полностью упустила из виду правовую природу конституционного права и, тем самым, продемонстрировала свое правовое убожество. Поскольку, как считал Кистяковский, правосознание народа отражается в его способности создавать организации и вырабатывать для них известные формы, постольку убожество правосознания, низкий уровень правовой и политической культуры приводят к примитивному толкованию права как чисто нормативных актов, а воплощением подобного толкования права является полицейское государство. Не случайно, отмечал русский мыслитель, государство в русском понимании — это всеохватывающее государство. Но такое государство — отклонение от должного. Воплощением же должного Кистяковский считал правовое государство, которое, с одной стороны, ограничено правами личности, а с другой — обеспечивает их соблюдение. В правовом государстве народ и государство разделены не как нечто чуждое друг другу, а как стороны, основой взаимного существования которых являются общие интересы.
КЛИКА (< франц. clique шайка, банда) — небольшая группа людей, основанная на неформальных и личных связях и объединенная вокруг определенного политического лидера. Как правило, целью деятельности клики является захват и удержание государственной власти насильственным путем.