Курс лекций по «Основам политологии и социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:14, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Основы политологии и социологии»

Работа содержит 1 файл

Основы политологии и социологии.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 

Министерство  Образования и науки Республики Казахстан

Геологоразведочный  колледж

 

 

 

 

 

 

                          Базовые (опорные) конспекты

по предмету «Основы политологии и социологии»

для специальностей:

 

1305000– «Информационные  системы в области 

                   недропользования»

0701000 – «Геологическая  съемка, поиск и разведка

     месторождений  полезных ископаемых»

0702000 – «Технология  и техника разведки  

     месторождений полезных ископаемых»

1514000 – «Экология и  рациональное использование

                    природных ресурсов в области 

                    недропользования»

 

 

 

                                 Подготовлены преподавателем

    Рахимовой  А.У.

                        Рассмотрены на заседании

                                           Социально-экономической комиссии

                                            Протокол №

                                            от

 

 

г. Семей

 

 

 

 Тематический  план дисциплины «Основы политологии  и социологии» .

 

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество  учебного времени при очной форме  обучения (час)

Специалист  среднего звена

0701000

0702000

1305000

1514000

   

Всего

 

Всего

 

Все

го

 

Всего

 

1

2

3

 

5

 

7

 

9

 

1

Политология – наука  и предмет

4

 

4

 

2

 

2

 

2

Политика как общественное явление

2

 

2

 

2

 

2

 

3

Политическая власть

4

 

4

 

4

 

4

 

4

Политическая система  и политический режим

4

 

6

 

4

 

4

 

5

Политические институты

4

 

6

 

2

 

4

 

6

Субъекты политики

4

 

6

 

4

 

4

 

7

Человек и политика

2

 

2

 

2

 

2

 

8

Международная политика и международные отношение

4

 

4

 

4

 

6

 

9

Зарождение и становления социологии как науки

2

 

6

 

2

 

6

 

10

Основные понятия социологии. Прикладное социологическое исследование

2

 

4

 

2

 

5

 
 

Итого:

32

 

44

 

28

 

39

 

 

 

 

 Тема № 1: Политология  как учебная дисциплина.

План:

1.Политология как наука.

2.Предмет политологии.

3.Методы и функции политологии

 

1.Политология как наука. 

“Политика” • одно из наиболее употребимых слов в общест венном лексиконе. Еще древнегреческий  политический деятель Перикл утверждал: “Лишь немногие могут творить политику, но су дить о ней могут все”.Термин “политика” (греч. politika - государственные и общественные дела; polis - город-государство) получил распростране ние под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им “Политика”. Политика - неустранимый аспект общественного существова ния. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению проти воречий, когда требования оказываются конфликтными, по власт ному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей. В многочисленных своих обличьях - в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влия ния - политика может обнаруживаться внутри любой обществен ной группы.Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными яв лениями, отношениями и сферами).

 

2.Предмет политологии.

Политическая наука изучает политические процессы, происходящие в обществе, типологию политических систем, а также место человека в политической жизни, особенности политического сознания и культуры. Предметом политологии являются политическая жизнь в целомЭ, основные тенденции ее развития, главные компоненты политики. Человек вовлечен в политическую жизнь как уникальная личность. Как представитель того или иного класса, религиозной или возрастной группы.

 

3.Функции политологии.

 

 

Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы  проверки и оценки теории. Основные типы методов и уровни методологии политических ис следований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли

 

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная  с конституции, и их смысл для существо вания и нормального развития общества. Большое влияние оказали здесь воззрения Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джеффер сона и др

Сравнительный (компаративный) метод  известен со вре мен Аристотеля, Платона, Монтескье. Его особенность заключает ся в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, на правленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы социологических исследований - опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделиро вание позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явлениями процессы. Их преиму щество заключается в том, что исследователь имеет дело с матери алом, который можно математически формализовать, проследить тенденцию и корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социо логического материала возможно сделать политические прогнозы.

Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в об ществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера.

Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой  состоит в наиболее полном и конкретном познании по литической реальности, раскрытии  присущих ей объективных свя зей, основных тенденций и противоречий.

Во-вторых, политология, изучая объективные закономер ности, тенденции и противоречия политической системы, пробле мы, связанные с преобразованием  политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного  воздействия на по литические процессы, выполняет функцию рационализации поли тической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогно зирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, поли тических реформ.

В-третьих, политология  выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государствен ных, групповых и личных интересов, выработать отношение к су ществующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения.

В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможнос тей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов Крупно масштабного политического действия; 3) рассчитать вероятност ные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая по бочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических ли деров, партий и т.д.

 

Тема № 2: История политической науки как предмета изучения.

1.Политическая мысль  античности.

2.Политическая философия  мусульманского Востока.

3.Представление о политике европейского средневековья.

4.Политические идеи  эпохи Возрождения.

5.Политическая теория  Нового времени.

6.Политическая мысль  античности.

1.Политическая мысль  античности.

Крупнейшими представителями  политической теории в Древней Греции были Платон и Аристотель. В споре с со фистами Платон развивал идеи своего учителя Сократа (469- 399 до н.э.). Сократ рассматривал справедливость, добродетель и знание как абсолютные божественные истины, способные дать на дежный ориентир и в политике. Демократической трактовке софис тами политики как сферы, в которой компетентным может быть любой рядовой гражданин полиса, Сократ противопоставил осно ванное на “истинном знании” “царское искусство” государствен ного управления, присущее исключительно “мудрым пастырям”. К Сократу восходит и ставшее традиционным в политических теориях средневековья и Нового времени противопоставление правильных государственных форм неправильным (монархия - тирания, арис тократия - олигархия, демократия - охлократия, т.е. разнуздан ная власть толпы, не связанная никаким законом).

Принимая это разделение, Платон (427--347 до н.э.) в диалоге “Государство”  рассматривает как единственно  правильное, истинное государственное  устройство аристократию, которая основана на четырех добродетелях - мудрости, мужестве, благоразумии и спра ведливости и реализуется на практике только при условии правления философов. Платона, правда, занимает не столько вопрос, возможно ли существование такого государства на земле, сколько выявление самих идеальных принципов, на которых должно основываться и го сударство, и управление. Такой подход к политике с позиции долж ного в конечном итоге приводит к созданию грандиозной политичес кой утопии, образ которой предопределил целое направление политической мысли, существующее и в наши дни.

2.Политическая философия  мусульманского Востока.

Одним из источников средневековой  арабоязычной философии стали труды  античных философов, прежде всего Аристотеля и Платона. Наиболее авторитетными  были Аль –Фараби и Ибн-Халдун.

Великий ученный Востока Алб- Фараби оставил потомкам «Трактат о взглядах жителей добродетелбного города»,в котором учение о человеческом сообществе изложено в неразрывной связи со всей его философской системой. Книга обращается к таким политическим проблемам, как формы государственного строя , определения назначения правителя и простого гражданина .

Оригинальное политическое учение предложил Ибн- Халдун, арабский историк и фйилосов. Он пологал, что  каждое государство существует в  течении жизни трех поколений и переживает пять этапов:

1)свержение прежней  власти и появление новой 

2)сосредоточение власти  в руках правителя, который  уничтажает прежних союзников,  содействующих ему в получении  власти.

3)рассвет государства

4)усиление оппозиционных  течений, в борьбе с которыми правительство вынуждено использовать насилие

 5)упадок и гибель государства.

3.Представление о политике  европейского средневековья.

Подтверждением этого  может считаться политическая филосо фия Августина (354--430), а в средние  века - эпоху господства христианского учения - идеи Фомы Аквинского. Необходимость государственной власти обосновывается Августином в рамках оригинальной философско-исторической концепции, выявляющей целенаправленное развитие человечества от грехопадения до страшного суда. Совершив грехопадение, люди стали несовершенными, что породило необходимость в контроле. Иначе t ot , кто способен к добру, в раздираемом анархией мире не сможет использовать данный ему Богом шанс. Поэтому власть необходима, чтобы обеспечить порядок и преобладание справедливости. По этой причине следует поддерживать и защищать государство. Хотя государство и является результатом изначальной порочности человека и принадлежит миру зла, оно существует для сохранения порядка и тем самым для достижения благой жизни в будущем. В трактате “О граде божием” светская власть и ее институт! отождествляются часто с “земным градом”, который противопоставляется “граду божьему”, т.е. церкви и ее организации. Обосновав при помощи разносторонней аргументации идею превосходства божьего града над земным, Августин оказал огромное влияние на политических мыслителей средневековья и Нового времени, доказывавших в теории превосходство духовной власти над светской. I Восприняв августиновское учение, церковь объявила себя земной частью божьего града, охотно выставляя себя в качестве верховного арбитра земных интересов.

Церковь не настаивала ни на том, что государство не имеет  соб ственной сферы деятельности, ни на том, что она должна непосред ственно контролировать ход политических дел. Напротив, ее аргументация сводилась к тому, что духовная сфера существует и она выходит за пределы компетенции государства. Если государство переходит эти пределы, церковь должна этому воспрепятствовать всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

4.Политические идеи эпохи Возрождения.

Со времени Макиавелли реалистический подход к политике был  тщательно скрыт за двумя линиями  истолкования, по необходимости совершенно отчетливо дифференцированными: а) в том значении, что полити ка - это только политика и ни что другое; или же б) предпола галось, что политический реализм воплощается преимущественно в специфическом типе политики и политического поведения, назы ваемых чистой политикой”.

Информация о работе Курс лекций по «Основам политологии и социологии»