Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
У
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного устройства, административно-
Ф
ФАШИЗМ (< итал. fascio связка, пучок, объединение)— политический режим, отличающийся крайним этатизмом и национализмом. Ф. является одной из разновидностей диктатуры. Впервые фашистский режим возник в Италии в период правления Б. Муссолини. Лидер итал. фашистов следующим образом сформулировал кредо своего движения: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». В его партийных работах и программах подчеркивалась необходимость господства только одной идеологии, позитивная роль насилия и страсти к покорению. Фашистскими можно также назвать режимы, сформировавшиеся в 30-х гг. в Испании и Германии, в 40—50-х в Аргентине, в 60-х гг. в Греции. Американский политолог X. Линц предлагает разделять Ф. на «тоталитарный» (Италия, Германия) и «подражательный» (Испания, Португалия, Румыния). Согласно его концепции, Ф. не получил полного развития в тех странах, где реакционные группы опирались на армию, бюрократию и монархию. Большинство исследователей фашизма признают, что его возникновение связано с разрушением традиционных устоев и укладов, неспособности элит найти новые адекватные формы интеграции масс. С. Роккан подчеркивает, что сфера распространения фашизма во многом совпадает с зоной бывших империй. По его мнению, Ф. — это отрицательная реакция общества на разрушающуюся или отсутствующую национальную идентичность. С точки зрения сторонников марксизма, возникновение фашизма связано с противоречиями империалистической стадии капитализма. Его социальную основу составляют представители крупного капитала, крупная промышленная буржуазия. В концептуальных рамках других подходов подчеркивается антиолигархическая и антикапиталистическая (наряду с антикоммунистической) направленность фашизма. Ф. Бауэр считает, что в фашизме проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их «бунт» против ущемления собственных интересов в период индустриализации. С. Липсет предлагает во многом схожую концепцию, согласно которой социальной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — представительный и законодательный орган власти Российской Федерации. Ф.С. состоит из двух палат: верхней — Совета Федерации и нижней — Государственной Думы.
ФЕДЕРАЦИЯ (< лат. foederatio союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой входящие в состав административно-
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА — административно-
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — структура высших государственных органов власти. Ф.П. характеризуется порядком формирования высших органов власти, а также распределением между ними функций и полномочий. Выделяются две основные формы правления: монархия и республика.
Х
ХАНТИНГТОН Самуэль (1927) — амер. политолог, специалист в области сравнительной политологии и транзитологии (раздела политологии, изучающего переход от авторитаризма к демократии). Одна из ключевых проблем исследований Хантингтона — политическое развитие, которое он отделил от социально-экономической модернизации. Основным критерием политического развития амер. ученый считал институционализацию. Высокий уровень политической институционализации является основой политической стабильности и устойчивости в переходных обществах. В книге «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» X. рассматривает переход к демократии во многих странах в конце 70—80-х гг. как глобальный процесс демократизации. При этом амер. политолог не исключает возможности для некоторых государств отката назад к авторитарным режимам, но общий ход эволюции заключается, по его мысли, в неизменном увеличении стран, избравших и вставших окончательно на путь демократии.
ХАРИЗМА (< греч. charisma божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой. Богом, судьбой. Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие «X.» играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Р. Зома X. — это мистический дар религиозного пророка, то для М. Вебера — сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. X., по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий — Будда, Иисус Христос, Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер современности, согласно Веберу, это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают им необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже предводители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее существование. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу, эпохальные и «судьбоносные» решения и т.п. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы». В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции харизмы. Современный ученый А.М. Гантер выделяет шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру: 1) «обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих; 2) «завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатию у массы; 3) «хорошие риторические способности и некоторый артистизм» или выдающиеся коммуникативные способности, искусство и дар увлекать своими выступлениями большие скопления людей; 4) «положительное восприятие восхищения своей персоной» или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) «независимость характера», проявляющаяся в способности полагаться только на себя; 6) «достойная и уверенная манера держаться» или имидж сильного человека, способного добиваться великих целей.
ХУНТА (< лат. junta собрание, объединение) — 1) органы местного самоуправления в Испании, Италии, а также в некоторых государствах Латинской Америки; 2) группа военных, захватившая власть в результате государственного переворота.
Ц
ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — 1) высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям; 2) верования и представления о желательном и наилучшем типе политической системы, политических целях и средствах их достижения, влияющие на политическое поведение и выбор его моделей. Ц.П. служат ориентиром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание. В политических ценностях отражаются желания и интересы социального субъекта. С точки зрения веберовской методологии, Ц.П. могут играть роль идеальных конструктов с помощью которых осуществляется познание мира политики.
Ч
ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828—1904) — выдающийся рус. юрист, философ, историк. Ч. называют одним из основателей рус. «государственной школы», одним из первых рус. идеологов либерализма. Его политические взгляды характеризуются как «охранительный» или консервативный либерализм. В центре внимания Чичерина — идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической. Государство выражает интересы народа, общее благо, но, если получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, оно полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфликтам и раздору в обществе. Если необходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, необходимо прибегнуть к власти. Общее политическое правило, сформулированное Чичериным, гласит: чем меньше в обществе единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть. «На этом законе, — писал Чичерин, — основывается возможность или невозможность политической свободы». Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно, так как неумение пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложнениям. Это положение, — считал Чичерин, — справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спокойным — только освоив обретенное, можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюционные реформы «сверху» для России. Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к революционному взрыву. Важнейшая задача на пути реформ — ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе «либерал-консерватизма» под лозунгом «либеральные» меры и сильная власть». Сочетание либеральных мер — предоставление свободы деятельности (и, прежде всего, экономической), печати, слова и др. с функциями сильной власти — сохранением государственного единства, охраной порядка, контролем за соблюдением законов, может обеспечить конституционная монархия, — полагал Ч.
Э
ЭГАЛИТАРИЗМ (< франц. egalite равенство) — направление общественно-политической мысли, утверждающее в качестве высшей политической ценности равенство. Согласно эгалитаризму, государство должно проводить политику в области перераспределения доходов. Умеренный Э. выступает за сохранение, но существенное ограничение частной собственности.
ЭКСТРЕМИЗМ (< лат. extremus крайний) — приверженность к крайностям в политике. Чаще всего Э. проявляется в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремлении к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти. Для экстремизма характерна нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, к поиску консенсуса. Различают экстремизм политический, этнический и религиозный. Политический Э. стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима. Этнический Э. ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее привилегированного положения и превосходства. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других религий и конфессий. В ряде восточных стран религиозный Э. является формой экстремизма политического. Э. присущ маргинальным слоям, для которых характерно преобладание норм контркультуры над нормами политической культуры.
ЭЛЕКТОРАТ (< лат. elector избиратель) — совокупность граждан, обладающих избирательными правами. В политической науке значительное внимание уделяется электоральному участию, степени электоральной активности, мотивам голосования и избирательным предпочтениям различных электоральных групп (или сегментов электората).
ЭЛИТАРНАЯ (ЭЛИТИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ — концепция, согласно которой власть при демократии осуществляется элитами. Отличие демократии от диктатуры состоит в наличии нескольких элит, конкурирующих друг с другом. Основоположником данной теории считается И. Шумпетер, понимавшей под демократией такое институциональное устройство, при котором индивиды приобретают право на принятие решений путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. В качестве отличительных черт демократии отмечаются: политическая конкуренция; регулярные и свободные выборы; доступ к власти в результате открытой политической борьбы.
ЭТАТИЗМ (< франц. etat государство) — высокая степень вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь общества. Процессы этатизации приводят к сильной централизации, росту и усилению бюрократии, монополизации политической власти. Принципы этатизма были сформулированы в политической философии Платона, Гоббса, Гегеля. Приверженцы этатизма настаивают на первичности государства по отношению к личности, рассматривают государство как высшую цель и конечный продукт общественного развития, они расширяют его права и границы допустимого вмешательства государства в социальную жизнь.