Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:43, магистерская работа
Целью магистерского диссертационного исследования является разработка эффективной антикризисной программы для ООО «ВЕРиС», выявление резервов по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи:
- рассмотреть концептуальные подходы возникновения, разработки и формирования антикризисной программы;
- выявить основные причины возникновения кризисов на предприятии;
- рассмотреть сущность антикризисной программы и основные ее составляющие;
- определить роль и место прибыли предприятия при формировании антикризисной программы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….
8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………………………………….
12
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения на предприятии ……….
12
1.2 Сущность антикризисного управления предприятием……………………
23
1.3 Виды антикризисных стратегий.………………………………………........
29
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»……………………….. …
42
2.1 Общая характеристика производственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...
42
2.2 Анализ и оценка финансово-экономической деятельности предприятия……………………………………………………………………...
54
2.3 Анализ факторов, влияющих на кризисное состояние предприятия…….
72
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»…..
76
3.1 Формирование стратегической программы на основе стратегии маркетинга……………………………………………………………………….
77
3.2 Бизнес-план по производству электрических соковыжималок и оценка инвестиций для его реализации………………………………………………...
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Следует отметить, что предприятие не использует краткосрочных кредитов. Наблюдается отсутствие прочих пассивов в 2009 году, а, следовательно, предприятие не несет обязательств по выплате доходов перед учредителями.
Анализ показателей структуры баланса предприятия представлен в таблице 10.
Анализируя структуру баланса предприятия за три периода, наблюдается значительные изменения в размере собственного капитала, который в 2008 году увеличился практически в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году его изменение незначительно и составляет всего 1,25 %. Размер заемного капитала также увеличивается, что связано с использованием предприятием дополнительных средств в виде ссуд и различных кредитов.
Таблица 10 – Анализ показателей структуры баланса ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь» за 2007-2009 годы
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение | ||
2008/ 2007 | 2009/ 2008 | 2008/ 2007 | 2009/ 2008 | ||||
1.Капитал предприятия, тыс. руб. | 255937 | 449861 | 470236 | 193924 | 20375 | 75,77 | 7,96 |
2.Собственный капитал, тыс. руб. | 115231 | 307156 | 308592 | 191925 | 1436 | 166,56 | 1,25 |
3.Заемный капитал, тыс. руб. | 140706 | 142705 | 161644 | 1999 | 18939 | 1,42 | 13,46 |
4.Коэффициент финансовой независимости | 0,45 | 0,68 | 0,66 | 0,23 | -0,02 | 51,11 | -4,44 |
5.Коэффициент финансовой зависимости (Кф.з) | 0,55 | 0,32 | 0,34 | -0,23 | 0,02 | -41,82 | 3,64 |
6.Коэффициент финансового риска | 0,82 | 2,15 | 1,91 | 1,33 | -0,24 | 162,2 | -29,27 |
Финансовое состояние предприятия рассматривается и оценивается показателями ликвидности и платежеспособности.
Под ликвидностью понимают способность активов трансформироваться в денежные средства в ходе производственно-технического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого происходит эта трансформация. Чаще всего ликвидность оценивается с помощью различных показателей.
Группировка активов по степени ликвидности, пассивов по срокам наступления обязательств и анализ показателей ликвидности ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь» представлены в таблице 11.
Из полученных данных видно, что основные коэффициенты, характеризующие степень ликвидности, не достигают своих нормативных значений, а, следовательно, трансформация активов на предприятии происходит незаметно, что и сказывается на общих финансовых результатах. Коэффициент абсолютной ликвидности имеет слишком низкое значение (0,004 - в 2007 году, 0,008 – в 2008 году, и в 2009 году 0,001). Значит у предприятия недостаточно средств для того, чтобы покрыть краткосрочные задолженности в ближайшее время. Коэффициент текущей ликвидности достигает нормативного значения (К›1): в 2007 году – 1,02, в 2008 году – 1,12, в 2009 году – 1,17 и даже больше его. Это значит, что предприятие в 2008 году обладает платежным способностями, которые оцениваются не только своевременными расчетами с дебиторами, но и нормальной реализацией свой продукции.
Таблица 11 – Анализ ликвидности ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь» за 2007-2009 годы
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение | ||
2008/ 2007 | 2009/ 2008 | 2008/ 2007 | 2009/ 2008 | ||||
1.Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. | 603 | 1119 | 89 | 516 | -1030 | 85,57 | -170,81 |
2.Быстрореализуемые активы, тыс. руб. | 21662 | 23315 | 34376 | 1653 | 11061 | 7,63 | 51,06 |
3.Медленно реализуемые активы, тыс. руб. | 113436 | 126757 | 146526 | 13321 | 19769 | 11,74 | 17,43 |
4.Труднореализуемые активы, тыс. руб. | 117965 | 296522 | 288339 | 178557 | -8183 | 151,36 | -6,94 |
5.Наиболее срочные пассивы, тыс. руб. | 135199 | 135817 | 153112 | 618 | 17295 | 0,46 | 12,79 |
6.Краткосрочные пассивы, тыс. руб. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | - |
7.Долгосрочные пассивы, тыс. руб. | 5507 | 6888 | 8532 | 1381 | 1644 | 25,08 | 29,85 |
8.Постоянные пассивы, тыс. руб. | 112960 | 304826 | 307686 | 191866 | 2860 | 169,85 | 2,53 |
9.Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка.л.) | 0,004 | 0,008 | 0,001 | 0,004 | -0,007 | 100 | -175 |
10.Коэффициент быстрой ликвидности (Кб.л.) | 0,16 | 0,18 | 0,23 | 0,02 | 0,05 | 12,5 | 31,25 |
11.Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) | 1,02 | 1,12 | 1,17 | 0,1 | 0,05 | 9,80 | 0,05 |
Анализ финансовой устойчивости представлен в таблице 12.
Таблица 12 – Анализ показателей финансовой устойчивости ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь» за 2007-2009 годы
Показатели | 2007 г | 2008 г | 2009 г | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение | ||
2008/ 2007 | 2009/ 2008 | 2008/ 2007 | 2009/ 2008 | ||||
1. Наличие собственных оборотных средств, тыс.руб. | -2734 | 10634 | 20253 | 13368 | 9619 | -488,95 | -351,72 |
2. Коэф-т обеспеч-ти об. активов собственными оборотными средствами | - | 0,07 | 0,11 | -0,07 | 0,04 | -100 | -200 |
3. Коэффициент покрытия | 1,01 | 1,11 | 1,18 | 0,1 | 0,07 | 9,90 | 6,93 |
4. Коэффициент восст-ния (утраты) плат-ти | 0,49 | 0,58 | 0,61 | 0,09 | 0,03 | 18,37 | 6,12 |
Как видно из таблицы 12, у предприятия на конец 2007 года собственных оборотных средств не было, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия. Но уже в 2008 году значение данного показателя составляет 10634 тыс. рублей, и в 2008 – 20253 тыс. рублей.
Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными средствами приближен к нормативному значению (0,1) только в 2009 году, что говорит об улучшении положения предприятия и его финансовой устойчивости. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности имеет значение ниже 1, а это значит, что возможность восстановить свою платежеспособность в течение 6 месяцев у данного предприятия нет.
2.3 Анализ факторов, влияющих на кризисное состояние предприятия
Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии предприятия является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает предприятие. Эффективное управление предприятием как бизнес-системой требует выявления и эффективного использования устойчивых конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения экономических, финансовых, природных, культурных, интеллектуальных и человеческих ресурсов.
Для разработки стратегической концепции развития предприятия необходимо, чтобы анализ собранной информации позволил выделить позитивные и негативные факторы развития как самого предприятия, так и той внешней среды, в рамках которой это предприятие существует. Формализовать результаты подобного анализа возможно в рамках использования формата SWOT-анализа.
В настоящее время SWOT-анализ применяется достаточно широко в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: анализ продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и т.д. Этот метод как инструмент управленческого обследования (управленческого анализа) можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию.
«SWOT– анализ» (первые буквы английских слов: Strengths – сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы), может осуществлять как для предприятия, так и для отдельных видов бизнеса. В результате анализа внешней и внутренней среды предприятия составляется матрица SWOT, в которой приводятся мероприятия для использования имеющихся возможностей и преодоления угроз. Сильные и слабые стороны - это те составные части деятельности предприятия, которые оно в состоянии контролировать. Возможности и угрозы - это те факторы, которые находятся вне контроля предприятия и могут повлиять на процесс его развития. На базе данной матрицы дается комплексная оценка текущего состояния предприятия, его конкурентоспособности.
Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала все окружение делят на две части - внешнюю среду и внутреннюю (само предприятие), а затем события в каждой из этих частей на благоприятные и неблагоприятные (приложение Е).
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, необходимо:
- составить перечень параметров, по которому будет оцениваться положение предприятия;
- по каждому параметру определить, что является сильной стороной, а что слабой, что способствует и что угрожает его развитию;
- из всего перечня выбрать наиболее важные факторы для данного конкретного предприятия занести их в матрицу SWОТ-анализа.
Проведенный SWOT - анализ позволяет выявить общие и частные проблемы, стоящие перед предприятием и требующие неотложного решения.
Ниже приведена матрица оценки данных факторов, представленных в матрице SWOT– анализа (таблица 13).
Сравнение сильных и слабых сторон показывает, что на сегодняшний момент предприятие имеет достаточно сильную позицию: S=86 > W=49. Потенциал возможностей большой и имеет более сильное влияние над угрозами: O=85 > Т=73.
Составленная таким образом матрица решений позволяет построить систему действий, включающую как стратегические направления, так и программы и проекты оперативного управления.
Наглядность и простота SWOТ-анализа делает его удобным инструментом проведения различного рода мероприятий по обсуждению возможных вариантов развития предприятия с участием представителей общественности.
Таблица 13- Матрица оценки факторов внутренней и внешней среды ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь»
Факторы | Важность (от 1 до 5) | Оценка состояния (от 1 до 5) | Результат |
S (сила) | |||
Высокое качество продукции | 5 | 5 | 25 |
Наличие мощной производственной базы | 5 | 4 | 20 |
Высококвалифицированный персонал | 4 | 4 | 16 |
Широкий ассортимент | 5 | 5 | 25 |
Сумма | 86 | ||
W (слабость) | |||
Неэффективная служба маркетинга | 4 | 3 | 12 |
Высокая себестоимость | 4 | 3 | 12 |
Нестабильное финансовое положение | 5 | 3 | 15 |
Значительный износ оборудования | 5 | 2 | 10 |
Сумма | 49 | ||
О (возможности) | |||
Большой рынок потенциальных потребителей | 5 | 5 | 25 |
Возможность увеличения объёмов производства | 5 | 4 | 20 |
Бюджетное финансирование | 5 | 4 | 20 |
Развитие новых технологий | 5 | 4 | 20 |
Сумма | 85 | ||
Т (угрозы) | |||
Недобросовестная конкуренция на рынке | 5 | 5 | 25 |
Непродуманная налоговая политика государства | 4 | 4 | 16 |
Угроза экономического и политического кризиса | 4 | 4 | 16 |
Рост внутренних цен на энергоресурсы | 4 | 4 | 16 |
Сумма | 73 |