Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:43, магистерская работа
Целью магистерского диссертационного исследования является разработка эффективной антикризисной программы для ООО «ВЕРиС», выявление резервов по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи:
- рассмотреть концептуальные подходы возникновения, разработки и формирования антикризисной программы;
- выявить основные причины возникновения кризисов на предприятии;
- рассмотреть сущность антикризисной программы и основные ее составляющие;
- определить роль и место прибыли предприятия при формировании антикризисной программы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….
8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………………………………….
12
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения на предприятии ……….
12
1.2 Сущность антикризисного управления предприятием……………………
23
1.3 Виды антикризисных стратегий.………………………………………........
29
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»……………………….. …
42
2.1 Общая характеристика производственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...
42
2.2 Анализ и оценка финансово-экономической деятельности предприятия……………………………………………………………………...
54
2.3 Анализ факторов, влияющих на кризисное состояние предприятия…….
72
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»…..
76
3.1 Формирование стратегической программы на основе стратегии маркетинга……………………………………………………………………….
77
3.2 Бизнес-план по производству электрических соковыжималок и оценка инвестиций для его реализации………………………………………………...
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Причинами кризиса на предприятии могут стать и общий спад рынка, и неправильно выбранная стратегия развития, и неэффективная работа менеджмента. Независимо от этого для вывода компании из кризиса можно использовать универсальные инструменты: снижение затрат, стимулирование продаж, оптимизацию денежных потоков, работу с дебиторами и реструктуризацию кредиторской задолженности.
Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
Наиболее важным на наш взгляд при разработке антикризисной программы является необходимость проведения комплексной оценки состояния предприятия. Особое внимание следует уделить общей диагностики состояния предприятия, анализу финансового состояния, выделению приоритетных направлений деятельности и распределению ресурсов.
Изучение факторов, способных привести предприятие к экономическому кризису, должно, прежде всего, ориентироваться на выявление внутренних причин, которые возникают в результате деятельности самого предприятия. Внешние факторы должны учитываться, но на них предприятие в основном не может повлиять. Если мы не можем воздействовать на внешнюю среду, в которой предприятию приходится работать, необходимо разработать такую антикризисную программу, которая бы позволила нам устранить внутренние причины нестабильной деятельности предприятия.
В магистерской диссертационной работе при формировании стратегической программы предприятия был разработан бизнес-план по производству электрических соковыжималок, который позволяет рассчитать оптимальное увеличение объема продаж по каждому данному виду продукции, при котором предприятие сможет получать максимальную прибыль.
Получение прибыли является одним из главных условий коммерческой деятельности предприятий. От ее роста зависят финансовое положение предприятия, развитие рынка средств производства, создание предметов народного потребления, наличие бездефицитного бюджета, стабилизация народного хозяйства России.
Антикризисная программа предприятия должна формироваться только после анализа прибыльности предприятия. Он позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения, а значит и эффективность деятельности предприятия в целом.
Весь комплекс указанных мероприятий или отдельные структурные блоки типовой антикризисной программы применяются в зависимости от состояния конкретного предприятия и поставленных перед руководством целей.
В данной работе при разработке эффективной антикризисной программы мы затронули наиболее важные для нашего предприятия цель – получение прибыли.
В магистерской диссертации был проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия. Он показал, что в настоящее время завод находится в критическом состоянии. Чистая прибыль за исследуемый период резко упала и приблизилась к нулю. В 2008 году чистая прибыль меньше на 7398 тыс. рублей, чем в 2007 году, и меньше на 2419 тыс. рублей в 2009 году, чем в 2008 году.
Одной из причин резкого падения чистой прибыли является снижение прибыли от реализации. Большинство показателей находятся за пределами нормы. Важно заметить, что наблюдается тенденция к снижению основных показателей деятельности. Выработка продукции падает, падает и реализация продукции. Это может быть вызвано снижением конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, следовательно, и потерей позиций на рынке.
Анализ финансового состояния показал, что предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние, но неустойчивость является допустимой. Анализ ликвидности показал, что предприятие на протяжении всего исследуемого периода имеет перспективную ликвидность. Общий коэффициент ликвидности находится за пределами нормы. Коэффициент текущей ликвидности достигает нормативного значения (К›1): в 2007 году – 1,02, в 2008 году – 1,12, в 2009 году – 1,17 и даже больше его. Это значит, что предприятие в 2008 году обладает платежным способностями, которые оцениваются не только своевременными расчетами с дебиторами, но и нормальной реализацией свой продукции.
Анализ коэффициентов финансового состояния показал, что большинство показателей находятся в пределах нормы. Тем не менее, коэффициент маневренности находится ниже рекомендуемого значения 0,5. Это говорит о необходимости повышения коэффициента маневренности, так как высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования менее единицы, значит предприятие не обеспечивает запасы и затраты собственными и приравненными к ним источниками финансирования.
В целях предотвращения ухудшения финансового состояния ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь» под воздействием последствий мирового финансово-экономического кризиса и снижения объемов производства на предприятии, разработан бизнес-план по производству электрических соковыжималок.
В результате производства соковыжималок расчет рыночной доли фирмы увеличился и составил 0,2869.
Доля, занимаемая Карачевским заводом «Электродеталь» на рынке электрических соковыжималок в Брянской области, составляет составляет 28,69 %, что характеризует его как одного из крупных производителей электрических соковыжималок в Брянской области.
Финансовый план отражает все финансовые вложения в проект и показывает его целесообразность или недопустимость. Большая часть денежных средств отражается в капитальных вложениях.
Данный проект был рассчитан на три-четыре года.
Для реализации предполагаемой программы предприятие планирует в последующие три года (2010-2013 гг.) вложить 8610000 рублей собственных средств, 20090000 рублей заемных средств.
Приведенные в бизнес-плане расчеты и факторы деятельности дают основание полагать, что предприятие освоит новый вид производства электрических соковыжималок в запланированные сроки и обеспечит своевременный возврат заемных средств. В свою очередь данный проект является прибыльным, что позволит говорить о его высокой практической значимости.
Несмотря на то, что большинство мероприятий направленно на снижение издержек, без затрат все же не обойтись. И в первую очередь это затраты на привлечение по маркетингу. Ведь без маркетинговых услуг предприятию все равно не обойтись. Тем не менее, нужно понимать, что эти затраты должны быть минимальны.
В результате реализации антикризисной программы прибыль предприятия увеличится.
Следует заметить, что реализация приведенной антикризисной программы позволит привлечь и сохранить трудовые места. Что не скажется отрицательно на коэффициенте безработицы района.
Кроме того, предприятие сможет получать прибыль, а значит, и расплачиваться перед бюджетами разного уровня. То есть сможет платить налоги. А это, несомненно, скажется на улучшении жизнедеятельности не только рабочих, но и жителей всего района. И в конечном итоге экономики страны.