Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:43, магистерская работа
Целью магистерского диссертационного исследования является разработка эффективной антикризисной программы для ООО «ВЕРиС», выявление резервов по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи:
- рассмотреть концептуальные подходы возникновения, разработки и формирования антикризисной программы;
- выявить основные причины возникновения кризисов на предприятии;
- рассмотреть сущность антикризисной программы и основные ее составляющие;
- определить роль и место прибыли предприятия при формировании антикризисной программы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….
8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………………………………….
12
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения на предприятии ……….
12
1.2 Сущность антикризисного управления предприятием……………………
23
1.3 Виды антикризисных стратегий.………………………………………........
29
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»……………………….. …
42
2.1 Общая характеристика производственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...
42
2.2 Анализ и оценка финансово-экономической деятельности предприятия……………………………………………………………………...
54
2.3 Анализ факторов, влияющих на кризисное состояние предприятия…….
72
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»…..
76
3.1 Формирование стратегической программы на основе стратегии маркетинга……………………………………………………………………….
77
3.2 Бизнес-план по производству электрических соковыжималок и оценка инвестиций для его реализации………………………………………………...
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
9
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях кризисного состояния экономики, финансово-хозяйственная деятельность предприятия непосредственно сопряжена с риском. Это обуславливает необходимость разработки на предприятии эффективной антикризисной программы.
Под антикризисным управлением понимается, управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Чаще всего ощущение близкого кризиса возникает у предприятия слишком поздно, когда до краха остаются считанные месяцы. Поэтому, сначала требуется быстро провести крупные изменения, не дающие попасть из критической ситуации в необратимую, затем предпринять действия, позволяющие преодолеть тенденции и перейти к устойчивому конкурентоспособному развитию.
Необходимо помнить, что в классической схеме данного вида управления реализуются следующие функции:
– анализ внешней среды и потенциальных конкурентных преимуществ предприятий. Результаты анализа служат базой для альтернативного выбора стратегии развития предприятий по критерию финансового состояния;
– диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятий, осуществляющая на основе комплексного анализа текущего финансово-экономического состояния предприятия;
– обеспечение контроля в форме систематического наблюдения за выполнением запланированных мероприятий, своевременное фиксирование отклонений фактических показателей от плановых для оперативной корректировки.
В условиях финансового кризиса и экономического спада перед собственниками и руководителями большинства предприятий встает задача оптимизации бизнеса, поиска ответной реакции на резкое изменение внешней среды с благоприятной на негативную. Такая ситуация застала многих менеджеров врасплох: длительный период экономического роста и позитивные ожидания привели к отсутствию альтернативных вариантов развития компании в случае ухудшения экономической конъюнктуры.
Следовательно, все выше указанные тезисы говорят о том, что данная проблема является достаточно актуальной на сегодняшний день не только в России, но и за рубежом.
Степень разработанности проблемы. Магистерское диссертационное исследование базируется на трудах известных российских и зарубежных ученых в области антикризисного управления. Значительный вклад общим проблема антикризисного управления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Акоффа Р., Ансоффа И., Балабанова И., Друкера П., Ильенковой С., Уткина Э. и многих других.
Особое внимание следует уделить антикризисному управлению. Решению проблем, возникающих в его рамках, посвящены работы Андреева C., Иванова Г., Панагушина В., Грязновой А., Короткова Э., Бляхмана Л. и многих других.
Но работ, посвященных формированию антикризисной программы промышленных предприятий, находящихся в кризисном состоянии, в настоящее время очень мало. Отдельные публикации основное внимание уделяют кризису как таковому, другие публикации в основном касаются проблем описательно, без четких алгоритмов и расчетов.
Поэтому возникла практическая необходимость написания данной работы, посвященной обобщению теоретических исследований и практических наработок антикризисного управления в современных экономических условиях для формирования антикризисной программы.
Целью магистерского диссертационного исследования является разработка эффективной антикризисной программы для ООО «ВЕРиС», выявление резервов по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи:
- рассмотреть концептуальные подходы возникновения, разработки и формирования антикризисной программы;
- выявить основные причины возникновения кризисов на предприятии;
- рассмотреть сущность антикризисной программы и основные ее составляющие;
- определить роль и место прибыли предприятия при формировании антикризисной программы;
- оценить финансовое состояние и проанализировать факторы, влияющие на кризисное состояние предприятия;
- разработать эффективный бизнес-план;
- выявить и обосновать эффективность от реализации предложенного бизнес-плана.
Объектом магистерского диссертационного исследования является промышленное предприятие ООО «ВЕРиС», расположенное в г.Орел.
Предметом магистерского диссертационного исследования является процесс изучения финансового состояния предприятия.
Теоретической и методологической основой магистерского диссертационного исследования послужили труды и разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области антикризисного управления, экономической науки, статистики, теории управления. В данной работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе практической работы автора.
В ходе исследования использованы данные финансовой отчетности исследуемого предприятия, по материалам которого иллюстрируется практическое применение методик.
Для решения поставленных задач в работе применены современные методы научных исследований, в том числе экономические методы, финансовый анализ, а также методы теории управления: средние величины, графики, табличный метод.
Научная новизна магистерского диссертационного исследования состоит в формировании стратегической программы на основе стратегии маркетинга для промышленных предприятий (на материалах ООО «ВЕРиС» и предлагаемой модели разработанного бизнес-плана.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Содержание работ изложено на 140 страницах текста, содержит 19 таблиц, 5 рисунков и 6 приложений. Библиографический список содержит 48 наименований.