Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:43, магистерская работа
Целью магистерского диссертационного исследования является разработка эффективной антикризисной программы для ООО «ВЕРиС», выявление резервов по преодолению кризисных явлений на предприятии и улучшению его финансового состояния.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие основные задачи:
- рассмотреть концептуальные подходы возникновения, разработки и формирования антикризисной программы;
- выявить основные причины возникновения кризисов на предприятии;
- рассмотреть сущность антикризисной программы и основные ее составляющие;
- определить роль и место прибыли предприятия при формировании антикризисной программы;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….
8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………………………………….
12
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения на предприятии ……….
12
1.2 Сущность антикризисного управления предприятием……………………
23
1.3 Виды антикризисных стратегий.………………………………………........
29
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»……………………….. …
42
2.1 Общая характеристика производственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...
42
2.2 Анализ и оценка финансово-экономической деятельности предприятия……………………………………………………………………...
54
2.3 Анализ факторов, влияющих на кризисное состояние предприятия…….
72
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ ФГУП «КАРАЧЕВСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОДЕТАЛЬ»…..
76
3.1 Формирование стратегической программы на основе стратегии маркетинга……………………………………………………………………….
77
3.2 Бизнес-план по производству электрических соковыжималок и оценка инвестиций для его реализации………………………………………………...
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
40
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения на предприятии
Преодоление кризисов является управляемым процессом. Успех управления во многом зависит от своевременного распознавания кризиса, его возможных последствий.
При анализе различных литературных источников можно увидеть, что общепризнанного понятия о кризисах нет. Некоторые авторы считают, что кризисы – лишь часть макроэкономических процессов развития, а на уровне организации или предприятия существуют только более или менее острые проблемы. Такая позиция узка и односторонняя, здесь не учтены все факторы, и принятие этой позиции может иметь негативные последствия.
Понятие «кризис предприятия» («кризис на предприятии») описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия. Далее кризис предприятия можно понимать как незапланированный и не желаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия. Вид находящихся под угрозой основополагающих, концептуальных целей предприятия и размер этой угрозы определяет силу кризиса. С понятием «кризиса» тесно переплетается и другое понятие – «риск», которое в определенной степени оказывает влияние на методологию разработки управления. Если исключить из него ожидание кризиса, то исчезнет острота восприятия риска, а кризисные ситуации и вполне обычные ошибки могут стать очень тяжелыми. Следовательно, с практической точки зрения, кризис- это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск [27]. Таким образом, кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, которое угрожает ее жизнеспособности в окружающей среде.
Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее - или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны, есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны, существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития.
Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия. При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем.
В понятии «кризис» следует выделить ряд фаз.
Первая фаза - снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).
Вторая фаза - убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.
Третья фаза - истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.
Четвертая фаза - неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса [19].
Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла предприятия. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация - вот перечень этапов циклического развития предприятия. Оно может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.
В тот момент, когда предприятие начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число предприятий-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке непросто. Многие предприятия разоряются, не выдержав конкуренции. Кризисы часто возникают и в зрелых организациях, которые утрачивают свою положительную динамику, и способность добиваться соразмерной прибыли.
Ранее благополучные предприятия оказываются в кризисном состоянии из-за изменения рыночных условий, давления конкурентов, злоупотребления со стороны менеджеров или персонала, деятельности проверяющих или контролирующих государственных органов, введения новых законов или других нормативных актов, изменений в политической ситуации, вызванные перераспределением власти; стихийных бедствий и т.д. Каковы бы ни были явные причины ухудшения финансового состояния, первопричиной любого кризиса в организации является низкий уровень профессионализма менеджмента предприятия.
Рассмотрим некоторые причины, препятствующие выполнению стратегических целей организации:
- падение величины спроса на товары предприятия, снижение покупательной способности населения, рост величины спроса на товары предприятий-конкурентов;
- ухудшение параметров факторов производства: сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы и оборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий;
- ужесточение конкурентной борьбы на фоне снижения конкурентного статуса предприятия;
- неблагоприятные изменения деятельности государственных и властных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов, неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, контроль государства за колебаниями цен;
- случайные явления: расположение предприятия в регионе, подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранных государств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданные научно-технические прорывы, реализованные конкурентами;
- ухудшение технических ресурсов предприятия, износ средств технологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО; применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля потребления энергии, вызывающее потери;
- ослабление кадрового потенциала: работники ориентированы на применение командно-административных методов, выполнение традиционных видов работ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической, социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения;
- финансовая политика характеризуется систематическим привлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций предприятия.
Ниже приводятся основные симптомы, свидетельствующие о приближении кризисной ситуации:
- снижение спроса на продукцию предприятия и одновременный рост спроса на продукцию предприятий-конкурентов;
- негативная динамика со стороны внешней среды: снижение объемов материальных и сырьевых ресурсов, повышение цен на сырье и техническое оснащение;
- сокращение темпов производства соседних отраслей;
- потеря конкурентного статуса на фоне общего усиления конкуренции на рынке;
- неблагоприятные правительственные меры в отрасли предприятия: повышение таможенных пошлин, налоговых ставок, нежелательные изменения валютного курса рубля;
- нестабильная обстановка в регионе, где находится предприятие (это может быть неблагоприятная экологическая, политическая, социальная обстановка);
- нестабильность действий иностранных партнеров;
- новые открытия и инновационные разработки предприятиями-конкурентами;
- старение и ухудшение технической базы предприятия: износ, моральное устаревание, использование технологий, вызывающих потери и снижение качества продукции;
- трудности с персоналом: недостаточный профессиональный уровень, несоответствие навыков сотрудников новым требованиям и технологиям, снижение заинтересованности;
- недостаточная организация управленческой структуры, ее застойность;
- финансовая политика характеризуется наличием заемных средств, падением курса акций предприятия.
Итак, симптомов кризисов очень много. Однако, кроме них, еще существуют и причины кризиса. Между ними очень тесная связь, но для правильного анализа и прогнозирования нужно уметь разбираться в этих понятиях.
Симптомы – это начальные признаки. Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Симптом – это первоначальное проявление кризисной ситуации, причины же кроются гораздо глубже, они могут складываться продолжительное время и зависят от многих факторов.
Признак кризиса – это объективное состояние или событие, которое говорит о наступлении кризиса. Причины кризиса – это события или явления, в результате которых данный кризис наступил.
Причины кризисов, которые возникают на предприятиях, могут быть разными. Они делятся на объективные, связанные с цикличными потребностями модернизации и реструктуризации предприятий, а также с неблагоприятными влияниями внешней среды организаций, и субъективные, как показано на рисунке 1, которые отображают ошибки и волюнтаризм в управлении.
Причины кризисов могут носить также естественный характер, которые отображают явления климата, землетрясения, наводнения и другие катаклизмы свойственные природе. А могут носить техногенный отпечаток, связанный с деятельностью человека.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране.
Рисунок 1- Причины возникновения кризиса на предприятии
Вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недочетами в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Внешние факторы возникновения кризиса можно подразделить на:
а) социально-экономические факторы общего развития страны:
- рост инфляции;
- нестабильность налоговой системы;
- нестабильность регулирующего законодательства;
- снижение уровня реальных доходов населения;
- рост безработицы.
б) рыночные факторы:
- снижение емкости внутреннего рынка;
- усиление монополизма на рынке;
- нестабильность валютного рынка;
- рост предложения товаров-заменителей.
в) прочие внешние факторы:
- политическая нестабильность;
- стихийные бедствия;
- ухудшение криминогенной ситуации.
Внутренние факторы возникновения кризиса:
а) управленческие:
- высокий уровень коммерческого риска;
- недостаточное знание конъюнктуры рынка;
- неэффективный финансовый менеджмент
- плохое управление издержками производства;
- отсутствие гибкости в управлении;
- недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
б) производственные:
- необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
- устаревшие и изношенные основные фонды;
- низкая производительность труда;
- высокие энергозатраты;
- перегруженность объектами социальной сферы.
в) рыночные:
- низкая конкурентоспособность продукции;
- зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.
Исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из увеличения или уменьшения объема продаж за последние два года.
Если проблемы с продажей продукции отсутствуют, то причина не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, то проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров - тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с издержками производства - тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек - это затраты на энергоносители.