Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:11, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение, анализ, и разработка основных направлений повышения эффективности использования машинно-тракторного парка, а также выработка соответствующих практических рекомендаций конкретному сельскохозяйственному предприятию.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
- определить наличие, состав и уровень обеспеченности предприятия машинно-тракторным парком;
- проанализировать факторы, влияющие на показатели использования машинно-тракторного парка;
- провести анализ затрат на содержание машинно-тракторного парка;
- определить резервы повышения эффективности использования машинно-тракторного парка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....5
1. Теоретические и методологические основы анализа использования машинно-тракторного парка……………………7
1.1. Особенности применения машинно-тракторного парка в сельскохозяйственном производстве……………………………………………….7
1.2. Система основных технико-экономических показателей для анализа использования машинно-тракторного парка………………………………..……12
1.3. Современное тенденции использования машинно-тракторного парка…………………………………………………………………….…………...21
2. Анализ современного состояния производственно-финансовой деятельности СПК «Пригорское»………………...…29
2.1. Анализ природно-экономических условий деятельности предприятия СПК «Пригорское»………………….……………………………………………...29
2.2. Оценка оснащенности и эффективности использования ресурсного потенциала кооператива…………………………………………………………...39
2.3. Экономические и финансовые результаты деятельности организации…………………………………………………………………………53
3.Анализ и пути повышения эффективности использования машинно-тракторного парка в СПК «Пригорское»…………………………………………………………………...59
3.1. Состав и структура машинно-тракторного парка СПК «Пригорское»…………………………………………………………………….....59
3.2 Анализ эффективности использования машинно-тракторного парка………………………………………………………………………………....65
3.3. Резервы повышения эффективности использования машинно-тракторного парка…………………………………………………………………..77
Выводы и предложения……………………………………………..86
Список используемых источников……
Физическое
и моральное состояние
Количество отработанных машино-дней в 2010 году сократилось по сравнению с 2008 годом на 3,6% и составило 72 дня. Из этого следует, что тракторы в 2010 году работали 72 дня в году, хотя могли бы работать 300-305 дней (остальное время тракторы находятся в ремонте и на техническом обслуживании).
Одна из основных причин такого снижения – фактор первого уровня, количество тракторов в условном исчислении, которое сократилось на 7,9 %.
Одновременно
улучшился показатель экстенсивного
использования тракторов. Так количество
отработанных машино-смен увеличилось
на 1,8%, что свидетельствует об
улучшении использования
Объем тракторных работ изменился под воздействием двух основных факторов: наличия тракторов и годовой выработки на один трактор.
В свою очередь годовая выработка на один трактор определяется количеством отработанных за год машино-дней и среднедневной выработки.
Последняя формируется под воздействием сменной выработки и коэффициента сменности.
Рассчитаем степень влияния каждого из перечисленных факторов на объем тракторных работ в 2010 году по сравнению с 2008 годом.
Таблиц 20 – Влияние отдельных факторов на изменение общего объема тракторных работ
Показатели | 2010 г. от объема 2008 г. |
Общее отклонение объема транспортных работ, эт. га | - 4018 |
в том числе за счет изменений:
среднегодового количества тракторов |
- 2317 |
среднегодовой выработки на |
-1701 |
количества отработанных за |
-789,8 |
среднедневной выработки на |
-911,2 |
сменной выработки | -2038,4 |
коэффициента сменности | 1127,2 |
Из таблицы мы видим, что объем тракторных работ в 2010 году сократился на 4018 эт. га. за счет сокращения числа тракторов на 2317 эт. га и сокращения средней выработки за смену на 1701 эт. га. В свою очередь на снижение средней выработки за смену повлияли два фактора: сокращение количества отработанных за год машино-дней, за счет этого фактора объем тракторных работ сократился на 789,8 эт. га и за счет снижения среднедневной выработки на один трактор, объем тракторных работ сократился на 911,2 эт. га.
Сокращение
среднедневной выработки
Увеличение коэффициента
Поиск резервов улучшения использования тракторного парка следует вести в направлении увеличения занятости тракторного парка в течение года, в повышении сменной и дневной выработки.
Дневная выработка тракторных агрегатов зависит от сменной выработки и коэффициента сменности работ. Поэтому при анализе использования машинно-тракторного парка нужно определить влияние данных факторов на дневную выработку.
Таблица 21 – Влияние сменной выработки и коэффициента сменности на дневную выработку тракторов
Марка трактора | Коэффициент сменности | Сменная
выработка,
эт. га |
Дневная выработка, эт. га. | Отклонение среднедневной выработки 2010 г. от 2009 г. (+,-) | |||||
2009 год | 2010 год | 2009
год |
2010
год |
2009
год |
2010 год | всего | в т. ч. за счет | ||
сменной выработки | коэффициента сменности | ||||||||
МТЗ всех модификаций | 1,115 | 1,200 | 5,2 | 5,0 | 5,8 | 6,0 | 0,2 | -0,2 | 0,4 |
Группа марок К-701 | 1,034 | 1,131 | 11,8 | 9,9 | 12,2 | 11,2 | -1 | -2,1 | 1,1 |
Группа марок ЮМЗ | 1,038 | 1,090 | 5,2 | 4,4 | 5,4 | 4,8 | -0,6 | -0,9 | 0,3 |
Всего | 1,070 | 1,159 | 7,1 | 6,4 | 7,6 | 7,4 | -0,2 | -0,8 | 0,6 |
Исходя из данных таблицы, мы видим, что за анализируемый период среднедневная выработка тракторов сократилась на 0,2 эт. га. Произошло это главным образом за счет снижения к 2010 году среднесменной выработки на 0,7 эт. га, за счет этого дневная выработка сократилась на 0,8 эт. га. Коэффициент сменности по всем маркам тракторов в 2010 году выше, чем в 2008 году, за счет этого сменная выработка увеличилась на 0,6 эт.га.
По тракторам МТЗ всех модификаций дневная выработка в 2010 году увеличилась на 0,2 эт. га, в том числе за счет снижения сменной выработки сократилась на 0,2 эт. га, а коэффициент сменности по этим маркам тракторов в 2010 году выше, следовательно, за счет него, дневная выработка увеличилась на 0,4 эт. га.
Такую же тенденцию мы наблюдаем и по группе марок К-701, дневная выработка сократилась на 1 эт. га, за счет снижения сменной выработки сократилась на 2,1 эт. га, а за счет повышения коэффициента сменности по этой группе тракторов в 2010 году увеличилась на 1,1 эт. га.
По группе марок ЮМЗ дневная выработка сократилась на 0,6 эт. га, за счет снижения сменной выработки сокращение составило 0,9 эт. га, а за счет повышения коэффициента сменности увеличилась на 0,3 эт. га.
При
анализе годовой выработки
Рассмотрим влияние факторов на изменение общего объема тракторных работ.
На объем тракторных работ оказывают влияние четыре фактора: среднегодовое число тракторов, среднее количество машино-дней, отработанных каждым трактором, коэффициент сменности и средняя выработка за смену в условных эталонных гектарах.
Данные таблицы 20 позволяют установить, что объем тракторных работ в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшился на 2287 эт. га. С точки зрения предприятия важно, чтобы объем тракторных работ увеличился за счет повышения коэффициента сменности, сменной выработки или среднего количества машино-дней, отработанных каждым трактором.
Покажем влияние каждого из перечисленных факторов в таблице 22.
Таблица 22 – Влияние факторов на изменение объема тракторных работ
Показатели | 2010 г. от объема 2009 г. |
Общее отклонение объема транспортных работ, эт. га | -2287 |
в том числе за счет изменений:
числа тракторов |
-2343,4 |
числа отработанных машино -дней | 558,4 |
коэффициента сменности | 1538,7 |
средней выработки за смену | -2039,3 |
Из расчетов следует, что по сравнению с 2009 годом, в 2010 году объем тракторных работ уменьшился главным образом за счет снижения тракторов на 3026,6 эт. га и средней выработки за смену на 2039,3 эт. га.
За счет роста у 2010 году машино-дней, отработанных одним трактором по сравнению с 2009 годом, объем тракторных работ увеличился на 558,4 эт. га, а повышение коэффициента сменности способствовало приросту объема тракторных работ на 1538,7 эт. га.
Вследствие
этого, можно сказать, что для
улучшения использования
Основным
обобщающим показателем использования
машинно-тракторного парка
Для начала необходимо рассмотреть себестоимость механизированных работ по статьям затрат. С экономической точки зрения важно установить, за счет каких статей затрат произошло повышение себестоимости механизированных работ. Себестоимость механизированных работ является важнейшим экономическим показателем эффективности использования машинно-тракторного парка. Снижение себестоимости работ будет указывать на повышение эффективности использования техники лишь тогда, когда это снижение сопровождается высококачественным выполнением работ в лучшие агротехнические сроки. Такой анализ позволяет установить, по какой статье была экономия, а по какой имелся перерасход.
Анализ
структуры себестоимости
Таблица 23 – Структура затрат на содержание машинно-тракторного парка
Статьи затрат | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |
Оплата труда | 3550 | 22,2 | 4127 | 24,5 | 4379 | 20,3 |
Отчисления на социальные нужды | 382 | 2,5 | 402 | 2,4 | 622 | 2,9 |
Амортизация | 3124 | 19,6 | 3228 | 19,1 | 3231 | 15,0 |
Электроэнергия | 19 | 0,1 | 24 | 0,1 | 18 | 0,1 |
Горюче смазочный материалы | 4495 | 28,2 | 4990 | 29,5 | 5491 | 25,5 |
Запасные части | 2910 | 18,2 | 2582 | 15,3 | 6342 | 29,5 |
Выполненные услуги | 1425 | 8,9 | 1521 | 8,9 | 245 | 1,1 |
Прочие затраты | 52 | 0,3 | 31 | 0,2 | 1204 | 5,6 |
Итого | 15957 | 100 | 16905 | 100 | 21532 | 100 |