Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:48, реферат
В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них. Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Введение
В
условиях современной рыночной экономики
менеджмент является одним из основных
элементов успешной деятельности предприятия.
Существует большое количество определений
менеджмента. Приведем одно из них. Менеджмент
– это область управленческой
и хозяйственной деятельности, направленной
на достижение целей организации
путем рационального
Ключевые слова: менеджмент, эффективность,управление.
Управление,
как и любой другой вид деятельности,
требует своей конкретной оценки,
установления его эффективности. Но
данный вопрос является довольно сложным,
поскольку оценка менеджмента не
всегда может быть произведена прямым
путем из-за отсутствия формализованных
результатов, количественной оценки отдельных
видов выполняемой работы. Поэтому
для измерения эффективности
управленческого труда часто
применяются косвенные методы. Существуют
различные подходы к проблеме
эффективности менеджмента, которые
разрабатывались школами
Проблема
эффективности менеджмента
В
управленческом процессе используются:
человеческие, материальные, информационные
и финансовые ресурсы, и в зависимости
от того, как умело и целенаправленно
они используются, достигается тот
или иной результат. Эффективность
менеджмента – это
Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих: экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях; социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект); социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта [1].
Виды эффективности менеджмента
Существует множество видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них:
- по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
- по содержанию эффекта – экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
- по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
- по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
- по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая [2] .
Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.
По
продолжительности влияния
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при отрицательном – снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации. Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Изучение эффективности менеджмента является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных факторов и предпосылок, которые оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность [2].
Как
было сказано выше, оценка эффективности
менеджмента является довольно сложной,
поэтому существует большое количество
критериев и методов такой
оценки, которые учитывают различные
факторы, влияющие на эффективность. Исходя
из определения эффективности
1) результат
управления не всегда
2) такая
оценка приводит к
3) результат
управления может быт не
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить [8].
Чтобы
избежать неточностей в результатах
оценки, часто эффективность
Узкая
эффективность оценивается
Однако
показатели узкой эффективности
менеджмента также
В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление. В эти затраты входят: основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями; амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря); затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления; затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.); затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др. Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика [6] .
Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность) [5].
Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д. Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна [8] .
Информация о работе Пути повышения эффективности менеджмента