Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:46, шпаргалка
Билет 1:
1. Исполнительная власть и государственное управление
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1. Предмет и метод административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1. Нормы административного права
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1. Административно-правовые отношения
2. Понятие и виды государственных служащих
АПО - это отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной
власти по поводу выполнения её задач и функций, а также некоторые
внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные нормами
административного права. Все правовые отношения, в т.ч. и АПО, переводят
нормы права в реальную действительность, в силу чего они вторичны по
отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы и
определяют права и обязанности субъектов АПО, которые должны быть
взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны не могут быть только права, а у
другой – лишь обязанности.
Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются
публично-правовым характером (государство и его органы); в) Один из субъектов
АПО обязательно является органом ИВ; г) АПО всегда являются организационными
отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция реализации закона); д) АПО,
как правило, возникают по велению одной из сторон, согласие второй стороны
необязательно;
е) в АПО ответственность
в гражданском праве, а перед государством в целом.
Виды административных правоотношений: а) по субъектам отношений их
подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим органом,
отношения между органами ИВ и негосударственными объединениями, отношения
между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура, законодательные
органы) и отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по сфере действия их
подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные отношения; в) по выполняемым
функциям эти отношения могут быть классифицированы на материальные и
процессуальные; г) исходя из положения субъектов правоотношений выделяют
вертикальные и горизонтальные (административно-правовой договор).
Основаниями возникновения АПО являются юридические факты – действия
(результат нашего волеизъявления) и события (независимо от нашей воли).
Состав АПО: а) субъекты (стороны) - государственные органы, органы МСУ
коммерческие организации, физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и
апатриды); б) содержание (правах и обязанностях сторон); в) объекты (право не
воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше сознание и через сознание –
единственным объектом АПО является поведение людей].
2. Понятие и виды государственных служащих
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,
установленном законом, обязанности по государственной должности государственной
службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального
бюджета
или средств бюджета
Признаки госслужащего: а) гражданин РФ; б) замещает государственную должность
в государственном органе (работа в ГУП и КП не является государственной); в)
замещает в таком органе должность государственной службы; г) выполняет
обязанности, определяемые данной должностью; д) получает за их выполнение
денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Существует несколько классификаций государственных служащих, ключевым
является деление в зависимости от характера полномочий: должностные лица,
оперативный состав (функциональные работники) и вспомогательный состав.
Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в
пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия
(издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать
регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не
совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников
и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования
(руководители
многих структурных
лица, совершающие юридические действия властного характера, связанные с
управлением людьми, наделяются для этого разными по объему и характеру
полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители
государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые
принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения
и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам:
а) представители административной власти - должностные лица, имеющие
право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания)
и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не
находящимся в их подчинении (главные санитарные врачи, работники милиции и
др.);
б) особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на
государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие
юридические последствия нотариусы.
Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные
служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного
органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных
органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных
функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в
качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют
им выполнять работу, связанную с подготовкой решений, проработкой вопросов,
требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты
и др.
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся
государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие
государственные должности, а также руководители учреждений и организаций; к
оперативному составу – занимающие младшие государственные должности
(референты 1, 2 и 3 класса). Оперативный состав служебного аппарата необходимо
отличать
от аналогичных категорий
преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены, на
основе специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические
последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки
нетрудоспособности, рецепты на бесплатное получение лекарств).
Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная
деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические
последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и
права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных
лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения
ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих
данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение
(регистрация поступающих жалоб).
1. Источники административного права
Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся
административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто
административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых
актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права
(административного и уголовного, административного и гражданского). Источники
АП можно поделить на несколько типов:
1) Законодательные акты федеральных органов:
1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает
понятие об административно-правовом законодательстве и формировании
административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);
2. Кодексы РФ;
3. Федеральные конституционные законы РФ;
4. Федеральные законы РФ;
5. Декларации,
положения, постановления и
2) Подзаконные федеральные акты:
1. Указы, распоряжения Президента РФ («Указ о системе федеральных органах
исполнительной власти», «Указ о структуре органов исполнительной власти»,
Указами президента утверждаются положения о министерствах);
2. Постановления, распоряжения Правительства РФ (ключевой вид источников
административного права – «О лицензировании отдельных видов деятельности» от
24.12.94 г., Постановлениями
утверждаются положения о
подчиняющихся правительству, а также правила и положения, являющиеся
административными источниками);
3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов;
4. Приказы,
постановления, инструкции
власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.
3) Законодательные акты субъектов РФ:
1. Конституции, уставы субъектов РФ;
2. Законы субъектов РФ.
4) Подзаконные акты субъектов Федерации:
1. Указы,
распоряжения Президентов (
2. Постановления,
распоряжения правительств
3. Приказы,
постановления министерств
4. Приказы, постановления иных органов субъектов РФ, руководителей