Шпаргалка по "Административному плану"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:46, шпаргалка

Описание работы

Билет 1:
1. Исполнительная власть и государственное управление
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Билет 2:
1. Предмет и метод административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД
Билет 3:
1. Система административного права
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел
Билет 4:
1. Нормы административного права
2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,
доказательство, участники, сроки
Билет 5:
1. Административно-правовые отношения
2. Понятие и виды государственных служащих

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ.doc

— 531.50 Кб (Скачать)
lign="justify">     1. Административно-правовые отношения

АПО - это  отношения, возникающие в сфере  деятельности органов исполнительной

власти  по поводу выполнения её задач и  функций, а также некоторые

внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные нормами

административного права. Все правовые отношения, в  т.ч. и АПО, переводят

нормы права  в реальную действительность, в силу чего они вторичны по

отношению к нормам права, т.к. они реализуют  действия правовой нормы и

определяют  права и обязанности субъектов  АПО, которые должны быть

взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны  не могут быть только права, а у

другой  – лишь обязанности.

     Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются

публично-правовым характером (государство и его  органы); в) Один из субъектов

АПО обязательно  является органом ИВ; г) АПО всегда являются организационными

отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция  реализации закона); д) АПО,

как правило, возникают по велению одной из сторон, согласие второй стороны

необязательно; е) в АПО ответственность наступает  не перед другой стороной, как

в гражданском  праве, а перед государством в  целом.

     Виды административных правоотношений: а) по субъектам отношений их

подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим органом,

отношения  между органами ИВ и негосударственными объединениями, отношения

между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура, законодательные

органы) и  отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по сфере действия их

подразделяют  на внутри- и внешнеорганизационные  отношения; в) по выполняемым

функциям  эти отношения могут быть классифицированы на материальные и

процессуальные; г) исходя из положения субъектов  правоотношений выделяют

вертикальные  и горизонтальные (административно-правовой договор).

     Основаниями возникновения АПО являются юридические факты – действия

(результат  нашего волеизъявления) и события  (независимо от нашей воли).

     Состав АПО: а) субъекты (стороны) - государственные органы, органы МСУ

коммерческие  организации, физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и

апатриды); б) содержание (правах и обязанностях сторон); в) объекты (право не

воздействует  на вещи, а может влиять лишь на наше сознание и через сознание –

единственным  объектом АПО является поведение  людей].

     2. Понятие и виды государственных служащих

     Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,

установленном законом, обязанности по государственной  должности государственной

службы  за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального

бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Признаки  госслужащего: а) гражданин РФ; б) замещает государственную должность

в государственном  органе (работа в ГУП и КП не является государственной); в)

замещает  в таком органе должность государственной  службы; г) выполняет

обязанности, определяемые данной должностью; д) получает за их выполнение

денежное  вознаграждение за счет средств бюджета.

     Существует несколько классификаций государственных служащих, ключевым

является  деление в зависимости от характера  полномочий: должностные лица,

оперативный состав (функциональные работники) и  вспомогательный состав.

     Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в

пределах  своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия

(издавать  правовые акты управления, подписывать  денежные документы, совершать

регистрационные действия и т.д.). К ним относятся  также служащие, которые не

совершают таких действий, но руководят деятельностью  подчиненных им работников

и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования

(руководители  многих структурных подразделений  органов управления). Должностные

лица, совершающие юридические действия властного характера, связанные с

управлением людьми, наделяются для этого разными  по объему и характеру

полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители

государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые

принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения

и дисциплинарной ответственности к подчиненным  им работникам:

а) представители административной власти - должностные лица, имеющие

право предъявлять  юридически властные требования (давать предписания, указания)

и применять  меры административного воздействия  к органам и лицам, не

находящимся в их подчинении (главные санитарные врачи, работники милиции и

др.);

б) особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на

государственной службе, но уполномоченные совершать  действия, влекущие

юридические последствия нотариусы.

     Оперативный состав (функциональные работники) -  это государственные

служащие, выполняющие работу, непосредственно  определяемую задачами данного

органа, в  качестве специалистов. Сюда входят специалисты  государственных

органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных

функций, но не имеющие права совершать  служебные юридически властные акты в

качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют

им выполнять  работу, связанную с подготовкой  решений, проработкой вопросов,

требующих специальных знаний, опыта. К ним  относятся экономисты, юрисконсульты

и др.

     К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся

государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие

государственные должности, а также руководители учреждений и организаций; к

оперативному  составу – занимающие младшие государственные должности

(референты  1, 2 и 3 класса). Оперативный состав  служебного аппарата необходимо

отличать  от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей,

преподавателей  и др.). Отдельные служащие этой категории  уполномочены, на

основе  специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические

последствия (например, врачи, поскольку они имеют  право выдавать листки

нетрудоспособности, рецепты на бесплатное получение  лекарств).

     Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная

деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические

последствия, влияющих на содержание решений данного  органа. Их обязанности и

права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных

лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения

ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих

данной  группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение

(регистрация  поступающих жалоб).

    

Билет 6

 

     1. Источники административного права

     Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся

административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто

административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых

актов, которые  одновременно содержат нормы разных отраслей права

(административного  и уголовного, административного  и гражданского). Источники

АП можно  поделить на несколько типов:

1) Законодательные  акты федеральных органов:

1. Конституция  (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает

понятие об административно-правовом законодательстве и формировании

административных  органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);

2. Кодексы  РФ;

3. Федеральные  конституционные законы РФ;

4. Федеральные  законы РФ;

5. Декларации, положения, постановления и другие  акты Федерального Собрания РФ.

2) Подзаконные  федеральные акты:

1. Указы,  распоряжения Президента РФ («Указ о системе федеральных органах

исполнительной  власти», «Указ о структуре органов  исполнительной власти»,

Указами президента утверждаются положения  о министерствах);

2. Постановления,  распоряжения Правительства РФ (ключевой  вид источников

административного права – «О лицензировании отдельных видов деятельности» от

24.12.94 г., Постановлениями  утверждаются положения о министерствах,

подчиняющихся правительству, а также правила  и положения, являющиеся

административными источниками);

3. Приказы,  постановления министерств и других центральных федеральных органов;

4. Приказы,  постановления, инструкции иных  федеральных органов исполнительной

власти  и руководителей федеральных  предприятий, учреждений.

3) Законодательные  акты субъектов РФ:

1. Конституции,  уставы субъектов РФ;

2. Законы  субъектов РФ.

4) Подзаконные  акты субъектов Федерации:

1. Указы,  распоряжения Президентов (губернаторов);

2. Постановления,  распоряжения правительств субъектов  РФ;

3. Приказы,  постановления министерств субъектов  РФ;

4. Приказы,  постановления иных органов субъектов РФ, руководителей

Информация о работе Шпаргалка по "Административному плану"